Анимизм
представление о том, что все предметы являются одушевленными.
Источник: Мацумото Д. Психология и культура
Анимизм
термин Ж. Пиаже. А. - особенность детского мышления, приписывание неодушевленным предметам моральных чувств, переживаний, сознания.
Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru
АНИМИЗМ
Мировоззренческие представления, при коем одушевленными полагаются практически все объекты, находящиеся в некоей связи с человеческой деятельностью.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Анимизм
от лат. anima, animus - душа, дух), 1) вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии; 2) форма первобытного мышления, приписывающего всем предметам душу.
Источник: Словарь по истории психологии. 2007
Анимизм
Словообразование. Происходит от лат. anima - душа.
Категория. Система мировоззренческих представлений.
Специфика. Основан на идее, с соответствии с которой признаком наличия индивидуальной души наделяются практически все объекты, находящиеся в какой-либо связи с человеческой деятельностью.
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
Анимизм
лат. anima - душа) - 1. вера в существование независимой от материальной оболочки бессмертной и неизменной души у людей, животных, растений, способной, согласно некоторым учениям, вселяться в другие живые существа или даже в неодушевленные объекты; 2. философское учение, возводящее душу в универсальный принцип жизни.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
анимизм
[animism| Взгляд на мир, согласно которому люди, животные и важные топографические объекты (например, горы, леса, большие деревья, глубокие реки, океаны) — все они обладают своей собственной душой, или анимой, которая является бессмертной и способна действовать сверхъестественным образом, изменяя течение событий См. также: колдовство.
Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.
Анимизм
(Animismus). Этим понятием определяется учение о том, что душа обусловливает все проявления жизни, что во всем есть душа (anima) или дух (animus). Не будучи присущими личности, подобные взгляды могут проповедоваться некоторыми больными. В таких случаях они определяются болезненными переживаниями и исчезают после наступления улучшения (при выздоровлении).
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Анимизм
Вера в то, что неодушевленные объекты являются живыми и обладают такими качествами, как чувства и намерения. Ребенок может рассердиться и ударить свой велосипед за то, что тот «сделал ему больно». Анимизм как характеристика проявляется у детей, которые находятся на второй стадии интеллектуального развития, или дооперационной стадии по шкале Пиаже. Пиаже считал, что анимизм является характеристикой детского эгоцентрического мышления: если ребенок имеет чувства и намерения, то и все остальные вещи должны обладать ими.
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
АНИМИЗМ
от лат. anima - душа) - картина мира, в которой не только живые, но и неживые (с т. зр. современной науки) объекты рассматриваются как живые и одушевленные. Специфическим для А., в отличие от аниматизма, компонентом является представление о существовании отделимых от тела духов (душ), которые представлялись антропоморфно или зооморфно. Выдвинувший концепцию А. англ, антрополог Э. Б. Тайлор (см. Англ, антропологическая школа) полагал, что А. - это простейшая и первичная форма религиозного сознания, появившаяся в первобытную эпоху; одним из доказательств простоты и первичности А. служит, по мнению Тайлора, тот факт, что А. характерен и для детей (см. Анимизм детский). (Б. М.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
АНИМИЗМ
1. Древнее учение, основанное на вере в то, что не только человек, но все предметы и явления, существующие в мире, в том числе и неживые, имеют свою душу. Вплоть до XIX в. некоторые ученые считали, что душа является вечной, нематериальной сущностью, что она способна покидать тело, самостоятельно перемещаться во времени и пространстве, переселяться из одних вещей, животных, людей в другие. 2. Синоним аниматизма, понимаемого как убеждение в том, что каждая вещь обладает своей душой. 3. В старой психологии детского развития, основанной на теории рекапитуляции и не разделяемой в настоящее время большинством ученых, А. означает генетически ранние формы чувств, желаний, мышления и речи у детей, которые якобы еще не являются человеческими и представляют собой «животный» этап предыстории развития людей. См. анима, аниматизм, антропоморфизм, витализм, панпсихизм, психология развития, рекапитуляции теория, телеология.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Анимизм
animism) А. - это приписывание характеристик чел. неодушевленным объектам или растениям и животным, не проявляющим таких характеристик (напр., приписывание враждебности дереву или доброжелательного отношения рыбе). Чаще всего объектом А. становится предмет, созданный руками чел., напр. фигурка, высеченная из камня или вырезанная из дерева. Каким бы ни был объект, анимист верит в его способность думать и чувствовать по-человечески. Подобно чел., такой объект имеет "душу". Термин "А." происходит от латинского слова animus, или "дух". Сначала он использовался для характеристики пантеистической концепции "одушевленности мира", однако вскоре прижился в антропологии для описания религиозных представлений древних людей, к-рые были склонны наделять предметы магической силой. Чтобы объяснить происхождение этой силы, было принято считать, что предметы, как и люди, имеют "душу", причем душа эта существует независимо от своего вместилища и покидает его в момент смерти ее обладателя. Считалось, что эти души обладали какими-то исключительными способностями, кроме того, их часто наделяли сверхъестественными способностями (напр., повлиять на исход охоты). См. также Религия и психология, Суеверие У. Э. Грегори
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006
АНИМИЗМ
1. Вообще - убеждение, что все предметы одушевленные или неодушевленные, живые или неживые, обладают душой или другой формой духовной сущности, отделимой от физической формы. Термин используется в нескольких более специфических значениях в различных областях, как, например: 2. В антропологии часто утверждается что анимизм возник из более примитивных убеждений – аниматизма, предстаяющего собой самую раннюю форму религии. Как религиозная система верований анимизм фактически предполагает наличие сложной системы духов, каждый из которых наделен определенной властью и играет определенную роль в природе вещей и людей. 3. В психологии развития термин используется для обозначения ранних моделей мышления и речи маленьких детей, в которых чувства, желания и убеждения ребенка приписываются животным и неживым объектам. См. антропоморфизм. 4. В различных философских и психологических направлениях также обнаруживается нечто родственное этим понятиям. Для обозначения этих идей создан ряд эвфемизмов, так как вышеупомянутые значения придают негативный оттенок этому термину, что приводит к тому, что многие явно избегают его употреблять для представления того, что хотелось бы, чтобы было серьезно воспринято. См. панпсихизм, телеология (особенно значение 1) и витализм.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
АНИМИЗМ
(от лат. anima, animus душа, дух) — вера в существование душ и духов, всеобщее одухотворение природы, обязательный элемент древних религий. Бессилие перед природой порождало фантастические иррациональные представления об окружающем мире. Поэтому уже в период ранней родовой общины начали зарождаться первые религиозные представления, которые отразились на приемах врачевания (тотемизм, фетишизм и анимизм). Это повлияло на поиск причин болезней и повреждений. Полагают, что анимизм связан с ранними формами культа умерших. Считалось, что болезнь является следствием вселения в человека злого духа (демона), духа умершего предка или духов гипотетических маленьких живых существ («рак», «грудная жаба» и др.). Отсюда и складывались первые культовые анимистические (или демонологические) представления о болезнях. В первобытных верованиях сформировалось представление, что прогневившийся предок вселяется в тело потомка, который его чем-то разозлил, и поэтому он мучает его болезнями. Таким образом, болезнь — это кара за непочтительное отношение к памяти предка. Соответственно применялись и методы лечения, включающие в себя различные способы избавления от этого духа. Главный среди них — задабривание духа — подношение к постели больного богатых даров, вкусной еды и питья, исполнение ритуальных танцев и песен. Использовалось и устрашение — ритуальные инсценировки в страшных масках с применением шумовых инструментов. Такое верование было достаточно долговечным. В Италии, например, до XIX в. желтуху лечили, положив у подушки больного желтых кур. Стремление изгнать дух болезни из тела больного породило целое направление культовой практики — шаманство, которое сочетало в себе иррациональные ритуалы с применением рациональных средств и приемов врачевания. С целью изгнания духа из тела широко использовались вещества растительного и животного происхождения, применяемые внутрь (своеобразное лекарственное лечение). При этом предполагалось, что тягостное и неприятное для больного должно быть в такой же мере и неприятно духу. С древнейших времен были известны и вполне рациональные приемы лечения (хирургические), такие как скарификация, кровопускание, трепанация черепа. Делая различные отверстия на теле и черепе человека, предполагалось выпустить дух болезни. Наряду с демонами существовали и добрые духи, «способствовавшие» излечению болезни. Соответствующие обряды призывали их прийти на помощь больному человеку. По сложившейся историко-медицинской традиции приемы анимистического лечения относят к проявлениям суеверий, однако нельзя полностью отрицать их психотерапевтического и даже экстрасенсорного воздействия. Ритуалы, посвященные мертвым, и сегодня встречаются на островах Океании, в Австралии, Америке и Африке.
Источник: Словарь-справочник по истории медицины 2010 г.