АНИМИЗМ ДЕТСКИЙ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

АНИМИЗМ ДЕТСКИЙ
Представления детей, согласно коим даже неживые объекты являются одушевленными. По данным американского психолога М. Берзонски, это особенно характерно для детей пятилетнего возраста и пропадает по мере дальнейшего социально-когнитивного развития.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

АНИМИЗМ ДЕТСКИЙ
склонность детей оценивать неживые объекты как живые. Склонность к А.д. усиливается, если предмет изображен движущимся, а не неподвижным. Более всего А.д. проявляется у 5-летних детей, а к 7-летнему возрасту он уже не наблюдается; при этом половых различий в А.д. не обнаружено (по данным американского психолога М. Берзонски).

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.

Детский анимизм
Словообразование. Происходит от лат. anima - душа.
Категория. Форма детских представлений.
Специфика. Представления детей, согласно которым даже неживые объекты обладают одушевленностью.
Исследования. По данным американского психолога М.Берзонски, это явление наиболее характерно для детей 5-летнего возраста и пропадает вместе с дальнейшим социально-когнитивным развитием.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

АНИМИЗМ ДЕТСКИЙ
англ. child animism) - склонность детей оценивать неживые объекты (напр, куклы} как живые (по-видимому, правильнее говорить об аниматизме, а не об анимизме). Идею и термин А. д. выдвинул Э. Б. Тайлор. Многие известные психологи (напр. С. Холл) полагали, что А. д. - неизбежная природная особенность детского ума, согласующаяся с биогенетической концепцией (см. Биогенетический закон). С т. зр. Ж. Пиаже, антропоморфический А. д. вписывается в общую картину детского эгоцентризма. Л. С. Выготский (1926), категорически отрицая биогенетическую концепцию (ее объяснительный принцип, а не факты, на которые она опирается), считал, что А. д. усваивается ребенком из социальной среды: "ребенок, предоставленный самому себе, никогда не оказывается ни анимистом, ни антропоморфистом". Современные психологи продолжают изучать эту любопытную особенность детского мышления. Напр., амер. психолог М. Берзонски (1988), исследуя ответы детей 5-7-летнего возраста на вопросы о неживых объектах, изображенных на картинках, пришел к след. результатам:
1) анимистическое отношение к предмету усиливается, если предмет изображен движущимся, а не неподвижным (напр., летящий в небе шар чаще воспринимается живым, чем тот же шар, но лежащий на земле); 2) больше всего анимистических суждений дали 5-летние дети, тогда как у 7-летних их вообще не было; 3) половые различия в А. д. не обнаружены. Приобретение способности различать живые и неживые объекты - одна из вех на линии когнитивного развития. (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004