АНЕКДОТ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Анекдоты
жанр устного короткого юмористического рассказа. Могут оживить неофициальное общение. Дурной тон – рассказывать много анекдотов за один раз в одной и той же компании, щеголяя знанием тех из них, которые не знают собеседники. Еще хуже рассказывать тот же анекдот в том же обществе через определенное время, забыв, что рассказывал его уже данному лицу, а также рассказывать анекдот, который он уже знает (это создает для собеседника неловкость). Дурной тон в приличном обществе рассказывать похабно-плебейские анекдоты.

Источник: Романова Н.Н., Филиппов А.В. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология. 2010

АНЕКДОТ
короткий интригующий рассказ, не имеющий автора, продукт устного народного творчества (фольклора).
А. используют в деловой речи, PR и рекламе в качестве иллюстраций, для подчеркивания мысли, утверждения и оживления текста. Сюжеты и персонажи А. могут включаться в рекламные демонстрации и с помощью художественно-изобразительных средств, рисунков и мультипликаций. С помощью А. в сознании и подсознании реципиентов (слушателей и зрителей) закрепляются те или иные положения, образы, сюжеты, увязываемые с решением коммуникативных задач - рекламирование товара, услуги, создания впечатлений от речи оратора, формирования имиджа общественно значительного лица и т. п.
Отдельно в рекламе используются исторические А.; занимательные положения и интриги прошлого. Напр., по российскому ТВ шла серия роликов о пикантных положениях при царском дворе XIX в. или в рекламе банка "Империал" была представлена интересная серия А. из разных исторических эпох: о Тамерлане, А. Суворове, Древнем Риме и др. Исторические А. часто близки к легенде, исторически правдоподобному мифу. Напр., в легенду о деятельности Петра I входит очень много А., случавшихся с ним и его приближенными.
А. любил и собирал А. Пушкин. Его "Пиковая дама" возникла из А. о магических трех картах. Им же подарен Н. Гоголю А. о самозванце-ревизоре, воплотившийся в одноименной комедии.
В одном телеролике 2001 г. о пиве "Пит" рекламисты придумали псевдоисторический А. о полете дореволюционного российского производителя в Германию, к А. Эйнштейну. Великий физик открывает знаменитую теорию относительности якобы благодаря поднесенному ему ящику пива "Пит": изображающий Эйнштейна персонаж пытается определить, относительно кого находится ящик с пивом, и к нему приходит озарение, гениальное открытие. Пиво, соответственно, позиционируется этой рекламой как "гениальное". Это - пример "товарной" или "фирменной" легенды, хотя и состряпанной на скорую рекламную руку.
А.-легенды существуют для многих научных открытий и изобретений. Есть они часто и у известных корпораций. Часто, у них действительно есть какая-то реальная историческая основа. Речь не о выдумках "фармацевтической" рекламы, вроде того, что дикие индейцы племени тумба-юмба жевали корень кактуса кус-кус и поражали дам своей мужской силой (а затем продали секрет своего снадобья производителям из числа гигантов цивилизованной медицинской индустрии). Хотя по такой нехитрой схеме позиционируют и успешно рекламируют, преподают многие "лечебные" препараты. Вот такое вещество как йод, на самом деле, появилось благодаря анекдотическому случаю: на стол французского химика Б. Куртуа в 1811 г. прыгнул кот и смешал химические ингредиенты. Еще более известный А.-легенда - сэр И. Ньютон и упавшее яблоко. В современной рекламе его даже драматизируют: показывают, как яблоки падают на голову почтенного английского естествоиспытателя.
В основе легенды об автомобилестроителе Г. Форде лежит рассказ о двух молодых и бедных ребятах, собравших в полуразвалившемся сарае первый автомобиль. Это, конечно, не А. Но о том же Г. Форде рассказывают, что он всю жизнь коллекционировал пустые бутылки из-под водки, причем сам был человеком непьющим. Вот этот фрагмент легендарной биографии уже ближе к А. Лет десять назад при входе в грандиозное поместье П. Гетти в Калифорнии, ставшее музеем по истории искусства, сидел живописный афроамериканец, пожилой негр. Всем желающим из числа посетителей он рассказывал А. и байки из истории многомиллиардной нефтяной корпорации и биографии самого П. Гетти. Рассказать было что: Пол Гетти - один из прототипов главного героя романа М. Пьюзо "Крестный отец".
А. - острое игровое словесное оружие. Они способны не только создавать образы и легенды, но и развеивать их. Интересно появление А. о рекламе, в которых пародируются и ставятся под сомнения рекламные утверждения. Напр., А. о надписи на могилке: "Не все йогурты одинаково полезны". Сходную задачу решают и политические анекдоты, заставляющие смеяться над идеологическими штампами и официально продвигаемыми имиджами. Есть А. и специально реагирующие на политическую рекламу и предвыборные фокусы. Напр., такой анекдот об антирекламной кампании против Ю. Лужкова на телеканале ОРТ: "Ведущий С. Доренко объявляет и показывает фотографии: - Вскрылись новые подробности покушения на президента США Джона Кеннеди. На этой фотографии, слева, вы видите с ружьем маленького толстого человека в кепке. Вы узнаете его?"
А. отражает социально-экономическую и общественную реальность. Так, напр., один А. развеивает миф об "американской мечте":
"- Боря, как ты стал-таки миллионером, там, в своей Америке?
- О, Абрам, очень просто. Когда я приехал у меня было всего 10 центов. Сначала я купил на них 1 яблоко. Разрезал его пополам. Каждую половинку продал тоже за 10 центов. Получилось 20 центов. Купил 2 яблока. Разрезал. Продал 4 половинки за 40 центов. Так продолжалось три месяца.
- А потом?
- А потом в Чикаго умерла моя бабушка и оставила мне все свои миллионы".
Умело подобранный и рассказанный А. вполне допустим на переговорах, встречах с журналистами, на деловых совещаниях, презентациях и встречах с избирателями (это тоже презентация). А. сближает оратора с аудиторией и помогает наладить психологический контакт, установить "обратную связь". Но использовать этот замечательный PR-инструмент нужно осторожно. Публично рассказываемые А. должны быть как можно короче и соответствовать настроению аудитории. У нее не должно возникать никаких недоуменных или отрицательных реакций. Если такие реакции из-за А. появились, то это сигнализирует о том, что слушатели расценивают рассказанный А. как попытку снизить их статус.
Иногда А. прямо используются в товарном рекламном дизайне, напр., оформление жестяных банок коктейля "Черный русский (коньяк и миндаль)" включает текст А., где в стиле черного юмора рассказано о покупке букета для некой миссис Браун, которая "вряд ли обрадуется", поскольку "сегодня ее похороны".

Источник: Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. 2006

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
0.00 байт

Анекдот в смеховом мире Интернета

Лутовинова О. В.
В статье рассматривается специфика анекдота в смеховом мире Интернета, его новые формы бытования, охватываемые тематические области, новые персонажи.
Читать PDF
0.00 байт

М.В. ВОРОБЬЕВА. КОММУНАЛЬНАЯ КВАРТИРА В СОВЕТСКИХ КИНОФИЛЬМАХ И АНЕКДОТАХ: ПОПЫТКА ОБЪЕМНОГО ПОРТРЕТ

Душенко К.В.
Читать PDF
0.00 байт

Анекдоты от Зюганова: фольклор в современной политической борьбе

Алексеевский Михаил Дмитриевич
Статья посвящена анализу трансформации жанра политического анекдота в постсоветской России.
Читать PDF
0.00 байт

Алексей Юрчак. Анекдоты

Душенко К.В.
Читать PDF
0.00 байт

Школьные анекдоты как средство оценки детьми педагогического процесса

Уварова Любовь Рудольфовна, Доберштейн Виктория Юрьевна
Если школьный фольклор и жаргон рассматривать как оценку учащимися учебного процесса, следует не ограничиваться оценкой отдельных текстов и жанровых образований, а перейти к изучению и системному описанию детской фольклорной тради
Читать PDF
0.00 байт

Этностереотипы русских и эстонцев в анекдотах

Нымм Елена Юрьевна
Читать PDF
0.00 байт

Образы мужчин и женщин в анекдоте

Булычев Игорь Ильич, Кулешова Татьяна Александровна
The gender consciousness of Russian people is of a rather complicated nature. The traditional patriarchal stereotypes are combined here with the new tendencies. It finds a peculiar reflection in a joke.
Читать PDF
0.00 байт

Социальное неравенство в повседневном смеховом дискурсе современной России (анализ анекдотов)

Зарубина Наталья Николаевна
В статье рассматривается повседневный дискурс социального неравенства. Автор показывает, как в юмористической форме осмысливается социальное неравенство и становление новых богатых социальных групп.
Читать PDF
0.00 байт

Политический юмор как объект исследования в политической науке (на примере политического анекдота)

Будко Диана Анатольевна
Статья посвящена возможностям исследования проблематики политического юмора в политической науке.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • АНЕКДОТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ

    короткая смешная история с политиками, о политике. Как мухи и другие инсекты разносят микробы - так анекдоты разносят психические вирусы. Анекдот нередко является элементом политической борьбы. П
  • АНЕКДОТИЧНОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

    Очевидно, доказательство, которое является анекдотичным, то есть небрежным, к которому относятся как к несерьезному рассказу. Хотя обычно оно считается недопустимым в науке (как кто-то может расск