АНАЛИЗ ДИСПЕРСИОННЫЙ

Предыдущий термин:
АНАЛИЗ ДИДАКТИЧЕСКИЙ

Следующий термин:
АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ

Содержание:

Найдено 7 определений термина АНАЛИЗ ДИСПЕРСИОННЫЙ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

дисперсионный анализ

статистический метод выявления влияния отдельных факторов на исследуемую переменную – результат эксперимента. Термин предложен английским ученым Р. Фишером в 1926 г. Д.а. широко используется в психологии.

Оцените определение:

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

АНАЛИЗ ДИСПЕРСИОННЫЙ

в психологии - метод статистический, позволяющий анализировать влияние различных факторов (признаков) на исследуемую (зависимую) переменную. Был разработан биологом Р. Фишером (1925) и применялся первоначально для оценки экспериментов в растениеводстве. Позднее выяснилась его общенаучная значимость для экспериментов в психологии, педагогике, медицине и пр. Суть анализа дисперсионного состоит в разложении (дисперсии) измеряемого признака на независимые слагаемые, каждое из коих характеризует влияние некоего фактора или их взаимодействия. Последующее сравнение таких слагаемых позволяет оценить значимость каждого фактора и их комбинаций. Анализ дисперсионный применяется преимущественно в психологии экспериментальной при изучении действия конкретных факторов на испытуемых. При этом особую роль играет анализ значений средних - отклонение от них и называется дисперсией.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Дисперсионный анализ

analysis of variance) Дисперсионный анализ (ДА), в том смысле как он обычно понимается и широко используется в качестве статистического метода, был развит в значительной мере Р. А. Фишером. Несмотря на то, что этот метод представляет собой анализ различных оценок изменчивости, его назначение - оценка различий групповых средних. Он делает возможным статистический анализ воздействия факторов и их комбинаций на зависимую переменную или, на статистическом языке, главных эффектов и эффектов взаимодействия (определения этих терминов см. в статье Факторные планы). Чтобы проиллюстрировать логику ДА, рассмотрим простой план эксперимента, включающий одну независимую переменную (или фактор А) и, скажем, 3 группы испытуемых. Целью такого плана обычно яв-ся выяснение того, изменяется ли зависимая переменная как функция фактора А. Однако из-за случайной изменчивости (например, индивидуальных различий, ошибки измерения) мы вряд ли ожидаем, что во всех группах средние показатели будут совершенно одинаковыми, даже если фактор А не оказал никакого воздействия на испытуемых. ДА позволяет нам проверить нулевую гипотезу об отсутствии действительных эффектов данного фактора - и тогда различия в показателях вызваны исключительно случайной изменчивостью. Предполагая, что нулевая гипотеза верна, можно получить две разные оценки дисперсии генеральной совокупности. Одна из этих оценок вычисляется на основе изменчивости групповых средних, а другая - на основе дисперсии показателей внутри каждой включенной в план группы. Если нулевая гипотеза и в самом деле верна, то обе оценки яв-ся, по существу, оценками одной и той же генеральной дисперсии. Как следствие, эти оценки будут иметь одинаковую величину, за исключением случайной изменчивости, а их отношение будет иметь известное теоретическое распределение (F-pacпределение, названное в честь Фишера). Если нулевая гипотезе не верна, то наши выборочные оценки не яв-ся оценками дисперсии одной и той же генеральной совокупности, т. к. на первую будут влиять любые реальные эффекты фактора, а на вторую - нет. В этом случае отношение первой оценки (межгрупповой дисперсии) ко второй (внутригрупповой дисперсии) имеет тенденцию быть больше, чем можно было ожидать, если бы это отношение действительно подчинялось F-pacпределению. Если оно достаточно велико, то нулевая гипотеза может быть отвергнута. См. также Ковариационный анализ, Статистика в психологии А. Д. Велл

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

ДИСПЕРСИОННЫЙ АНАЛИЗ (ANOVA)

Статистический метод для одновременного сравнения двух или более средних значений. ANOVA выдает ряд значений (F значения), которые могут быть статистически проверены с тем, чтобы определить, существует ли значимая связь между экспериментальными переменными. См. F-тест.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

ДИСПЕРСИОННЫЙ АНАЛИЗ

от лат. dispersio — рассеивание) — статистический метод, позволяющий анализировать влияние различных факторов (признаков) на исследуемую (зависимую) переменную. Целью Д. а. в инженерной психологии является изучение влияния переменных факторов на генеральное среднее (математическое ожидание) исследуемой характеристики деятельности оператора. Основные положения методики однофакторного Д. а, сводятся к следующему. Имеется К уровней изменения некоторого фактора А (напр., яркости свечения индикатора). На каждом уровне зафиксировано N значений измеряемой величины х (напр., времени реакции оператора). Требуется определить, оказывает ли влияние изменение фактора (яркости свечения индикатора) на исследуемую характеристику (в данном случае время реакции).

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Дисперсионный анализ

лат. dispersus - рассеянный, рассыпанный) - статистический метод для одновременного сравнения двух или более средних значений. Дает возможность определить, существует ли значимая связь между экспериментальными переменными.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

дисперсионный анализ

(в психологии) (от лат. dispersio – рассеивание) – статистический метод, позволяющий анализировать влияние различных факторов (признаков) на исследуемую (зависимую) переменную. Метод был разработан Р. Фишером (195) и применялся первоначально для оценки экспериментов в растениеводстве. В дальнейшем выяснилась общенаучная значимость Д.а. для экспериментов в психологии, педагогике, медицине и др. Суть Д.а. заключается в разложении (дисперсии) измеряемого признака на независимые слагаемые, каждое из которых характеризует влияние того или иного фактора или их взаимодействие. Последующее сравнение таких слагаемых позволяет оценить значимость каждого изучаемого фактора, а также их комбинации.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Дисперсионный анализ в психолого- педагогическом исследовании: проблема интерпретации

Колесников Андрей Константинович, Лебедева Ирина Павловна
Аннотация.
Читать PDF

Применение многофакторного дисперсионного анализа для оценки интегральной сущности творческого мышле

Чернецкая Надежда Игоревна
Посвящена одному из важных аспектов авторской интегральной концепции творческого мышления, трактующей его как интегральное образование по отношению к отдельным видам и формам мышления.
Читать PDF

Основные социально-психологические проблемы современного общества: анализ, пути решения

Сигида Евгений Антонович, Мель Килиан, Лукьянова Инна Евгеньевна
Изменение нозологии болезней, обусловленное внешними условиями современного общества и обстоятельствами, а также образом жизни, актуализировало потребность рассмотрения индивидуальной ответственности
Читать PDF

Применение метода контент-анализа в исследовании «Публичная библиотека в обеспечении информационно-п

Чурашева Ольга Леонидовна
Изложен опыт использования метода контент-анализа в диссертационном исследовании, посвященном роли публичной библиотеки в обеспечении информационно-психологической безопасности читателей.
Читать PDF

Сравнительный анализ особенности социальной адаптации современной молодежи в кризисные периоды перех

Мороденко Евгения Васильевна
В статье освещается исследование социальной адаптации в трех групп испытуемых, условно разделенных на три возрастных блока: 16-18 лет кризисный этап перехода из состояния школьника; 17-22 года этап пе
Читать PDF

К анализу этнических особенностей кабардинцев, балкарцев и русских

Галущак Д.В.
Читать PDF

Сравнительный анализ профессиональных деструкций педагогов

Лобанова А.В., Банщикова Т.Н.
Читать PDF

Анализ возрастных параметров физического развития и функционального состояния дошкольников с задержк

Максимова Светлана Юрьевна, Скрябина Ирина Дмитриевна
В тексте статьи представлены результаты экспериментального изучения особенностей физического и функционального развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Читать PDF

Понимание сознания и воли в психологии и праве: сравнительный анализ. .

Шепель Т.В., Балашов П.П.
Анализ психиатрической литературы о сознании и воле позволил автору статьи сделать вывод о том, что характеристика субъекта права как обладателя сознания и воли несколько условна, достаточно указания
Читать PDF

Профессиографический анализ деятельности в аспекте формирования психофизической надежности специалис

Петров Сергей Александрович
В работе представлены результаты пилотажного исследования по разработке профессиографической модели специалиста в сфере организации и управления перевозоками на транспорте.
Читать PDF

Гендерный анализ мотивации детей к занятиям тхэквондо

Статья посвящена изучению мотивов занятия детей тхэквондо: новичков и спортсменов со стажем в гендерном аспекте.
Читать PDF

Психолого-педагогический анализ мотивов учебно-профессиональной деятельности студентов вуза

Таракин Дмитрий Сергеевич
В работе показано, что в обучении студентов требуется более адекватно учитывать дифференциацию мотивов, определяющих рост компетентности стремления стать хорошим специалистом, получить прочные знания,

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!