АМОРАЛИЗМ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

АМОРАЛИЗМ
от греч. а - отриц. частица + лат. moralis - нравственный, лишенный морали, безнравственный) - отрицание в той или иной мере требований морали, общепринятых норм поведения в обществе, отступление от морали господствующего класса.

Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999

Аморализм
от греч. а — не, без и лат. moralis — нравственный) — 1) общественно-историческое явление, выражающееся в отрицании общепринятых норм морали в поведении людей; 2) принцип практической или идейной ориентации, обосновывающий правомерность нигилистического отношения к общечеловеческим нормам морали в поведении человека; 3) характеристика совокупности отрицательных качеств человека, его поступков и образа жизни (подлость, бесчестие, беспринципность, предательство, бессовестность, лживость и т.п.)

Источник: Арсанусова Л.Ю. Словарь по биомедицинской этике. 2011

АМОРАЛИЗМ
/от греч. а – отрицательная частица и мораль/ (аморальность), отрицание общепринятых норм морали и соответствующее поведение в обществе. См. также Имморализм.
«Его смелость – это, конечно, беспринципность, аморализм» М. Горький. Жизнь Клима Самгина.
«Налицо была та самая аморальность, с которой и была призвана бороться парткомиссия в своих общежитских рейдах.» М. Веллер. Марина.
Аморальный (-ая; -ое) (безнравственный) – функционально присущий или свойственный А.
«Никакое моральное удовлетворение не может сравниться с аморальным». Рус. эротический фольклор.

Источник: Словарь доктора либидо

АМОРАЛИЗМ
отрицание морали, отказ от нравственных принципов. Формы проявления А. различны: откровенное бесстыдство, человеконенавистничество, оправдание любых средств для достижения цели, изуверство, демагогия и т. п. По Аристотелю, основные общественные корни А. произрастают из области политических отношений. Извращенные формы государства (тирания, олигархия и т. п.) порождают различные пороки: корыстолюбие, малодушие, подлость, распущенность, наглость, взаимную враждебность. А. может проявляться в ходе боевых действий в различных формах девиантного поведения военнослужащих (мародерство, симуляция и т.д.), реализуемых по принципу «Война все спишет».

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

АМОРАЛИЗМ
(АМОРАЛЬНОСТЬ) / АМАРАЛІЗМ / AMORALISM принципиальное отрицание человеком/ группой лиц морали и отказ от нравственных норм поведения (в отдельных ситуациях или полностью), нигилистическое отношение к нравственным нормам и принципам. А. следует отличать от имморализма– отрицания обязательности принципов и предписаний господствующей морали. Довольно часто А. встречается при различных психических патологиях: диссоциальном (антисоциальном) расстройстве личности и гебоидофрении, шизофрении, умственной отсталости, в маниакальной фазе биполярного аффективного расстройства, у лиц с расстройствами личности. Причины А.– нравственная неразвитость индивида или определенных социальных групп, а также социальные противоречия, приводящие к деградации целых слоев общества и духовному распаду личности. Извращенные формы государства (тирания, олигархия и т. п.) порождают различные пороки: корыстолюбие, малодушие, подлость, распущенность, наглость, взаимную враждебность. В наиболее яркой форме А. проявился в идеологии и практике фашизма. Нормы морали, человеческого благородства в периоды нестабильности и переходные периоды приобретают особое значение. Моральное и нравственное воспитание является важнейшим компонентом духовно-нравственного развития личности. С. Л. Кандыбович

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

АМОРАЛИЗМ
от греч. а – отрицательная частица и лат. moralis – нравственный) – имморализм, принцип практической или идейной ориентации, включающий отрицание моральных устоев и общепринятых норм поведения в обществе, нигилистическое отношение ко всяким нравственным нормам. На практике А. м. б. связан с нравственной неразвитостью индивида или порождаться социальными противоречиями, деградацией целых слоев общества. В теории А. обычно подменяет моральные критерии утилитарно-прагматическими, конъюнктурно-политическими, эстетическими или же соображениями абсолютной свободы, самоутверждения, наслаждения, личной выгоды и т. п. Как сознательная жизненная позиция А. возник с разложением родо-племенных отношений, отделением нравственности от автоматически действующих обычаев и традиций. В дальнейшем А. становится характерным явлением общества, где господствующая мораль нередко сопровождается практическим А. С середины XIX в. в условиях духовного кризиса культуры получают развитие идеи т. н. эстетического имморализма Ф. Ницше с его апологией спонтанной жизненной силы как высшей ценности, не подлежащей суду нравственности («рабской морали толпы», нивелирующей личности и противодействующей утверждению выдающейся индивидуальности). В наиболее агрессивной форме А. проявился в идеологии и практике фашизма (культ фюрера, освобождающего своих подданных от «химеры совести»). В сущности, к А. ведет всякая попытка «упразднить» принципы общечеловеческой морали, напр. объявить предрассудками совесть, уважение к личности и др.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Аморализм
а + лат. moralis - нравственный) - 1. в психопатологии – а) отрицание моральных ценностей, принципиальный отказ от нравственных норм поведения, свойственное антисоциальной психопатии, пациентам с гебоидофренией. В обыденной жизни аморализм присущ уголовникам, деспотам, садистам, из знаменитых людей – некоторым политикам, фигурам типа Гитлера, Наполеона. Например, нравственное сознание фюрера, сложившееся, вероятно, под влиянием окопных впечатлений во время первой мировой войны, характеризует ставший известным его афоризм «совесть есть химера». Это тип личности, для которых судьбы миллионов людей не значат ровно ничего, но ни в одной современной классификации психических расстройств о нем даже не упоминается, считается, повидимому, что это не есть нравственное помешательство или антисоциальная психопатия. Последователей фюрера предостаточно и ныне, их число в Европе, похоже, только возрастает. См. Патократия. Синоним: Имморализм; б) безнравственное поведение, симптом деградации личности, признак некоторых болезненных состояний (гебоидный синдром, повреждение орбитальной коры полушарий головного мозга) или следствие серьезного, вызванного разными, в том числе социальными причинами нарушения нравственного развития личности; 2. философская доктрина, предписывающая полный отказ от нравственных ограничений. Это, например, приписываемая Ф.Ницше теория «сверхчеловека», «белокурой бестии», призванная, как некоторые считают, компенсировать всеобщее состояние экзистенциальной фрустрации в Западной Европе и возникшая после «убийства бога» будто бы в 19 веке (то есть наступившее вследствие краха всей системы жизненно важных, в том числе и евангелических ценностей, ощущения пустоты, бессмысленности и бесцельности существования в западной цивилизации). Вообще история Старого Света – это история колониализма, неоколониализма, расизма, работорговли, предательств, вовлечения в наркоманию целых народов и бесконечных захватнических войн. Европа, как замечают некоторые историки, находится «по уши в крови», как своей собственной, так и других народов, винить в идеологии аморализма философию Ф.Ницше было бы по меньшей мере несправедливым.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
433.07 кб

«Эстетический аморализм» К. Н. Леонтьева: pro et contra

Журавлева Алена Владимировна
Предлагается взгляд на личность К. Н. Леонтьева как на моралиста, принадлежащего к традициям русской нравственной философии. Это отличается от распространенного воззрения на философа как на «эстета» и «аморалиста».
Читать PDF
148.51 кб

Типология моральных представлений современной российской молодежи по критерию аморализма

Булгакова Екатерина Александровна
Содержательно показана типология моральных представлений современной российской молодежи. Типология получена в результате теоретического обоснования аморализма как референта этих представлений.