АЛЕКСИЯ

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АЛЕКСИЯ
нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения. В зависимости от области поражения коры больших полушарий различают несколько форм алексии.

Источник: Словарь-справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями.1999

АЛЕКСИЯ
нервно-психическое расстройство, связанное с частичной или полной неспособностью человека понимать напечатанный или написанный текст при сохранности зрительного восприятия символов (букв). Человек, страдающий А., как правило, неплохо воспринимает устную речь.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

АЛЕКСИЯ
нарушение чтения, расстройство способности чтения - неумение прочесть текст, несмотря на грамотность; или неспособность овладеть процессом чтения. Возникают при поражении различных отделов коры полушария левого (у правшей). В зависимости от области поражения коры выделяются различные формы алексин.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

АЛЕКСИЯ
буквально – "без слов"). Неспособность владеть языком, характеризующаяся частичной или полной потерей способности распознавать печатные слова. Это нарушение часто очень специфично, у людей, им страдающих, не наблюдается нарушений зрительного восприятия, и они могут нормально воспринимать слова на слух. Иногда называется: словесная слепота и зрительная афазия.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Алексия
а + греч. lexis - слово, речь) – клинически значимое нарушение или утрата способности читать. Различают разные варианты алексии. Она может быть связана а) с неразличением букв - алексия литеральная; б) неразличением слогов - асиллабия; в) неразличением слов - алексия вербальная. Расстройство возникает при повреждении коры основания затылочной доли доминантного полушария.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

АЛЕКСИЯ
(от греч. а приставка со значением отрицания и lexis – речь) – расстройство речи, выражающееся в неспособности к чтению, а также к усвоению навыков чтения. Встречается относительно редко по сравнению с менее выраженной формой – дислексией. Возникает при поражении коры головного мозга, в частности как проявление алалии или афазии. В зависимости от локализации поражения выделяют несколько форм А.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005

АЛЕКСИЯ
частный вид зрительной агнозии, заключающейся в нарушении узнавания текста (букв, цифр, нотных знаков). Различают вербальную алексию, когда нарушено понимание при чтении целых слов и предложений, и литеральную алексию, когда нарушение касается отдельных букв. Изолированная алексия встречается при процессах в левой угловой извилине (у правшей); ей часто сопутствует правосторонняя гемианопсия. Часто алексия сочетается с афазией.

Источник: Справочник невропатолога и психиатра.1965

Алексия
Невозможность чтения. При этом больной видит текст, но не может читать как вслух, так и про себя. В большинстве случаев сочетается с афазией и аграфией (см.). Возможны также алексия зрительная (см.), при которой больной не распознает сходных по написанию букв, и вербальная алексия – пациент называет отдельные буквы, но не может объединить их в слово. Возникает при поражении коры лобно-височной области доминантного полушария мозга.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

алексия
[alexia] В полной форме-неспособность распознавать и понимать написанные или напечатанные слова, знаки, символы, буквы или цвета из-за невозможности определить лингвистическое значение визуальной информации. Алексия связана с повреждением медиальной затылочно-височной извилины доминантного полушария. Вовлечение в патологический процесс зрительной лучистости (пучка Грасиоле) вызывает гомонимную гемианопсию. Алексия часто сочетается с аграфией в качестве симптома зрительной асимболии.

Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.

Алексия
(Alexia) (от греч. а - нет и lexis - речь). Потеря способности к чтению. Является очаговым симптомом поражения теменной доли левого полушария мозга. Очень редко наблюдается в виде самостоятельного расстройства. Обычно сочетается с элементами моторной и сенсорной афазии.
А., вербальная (Alexia verbalis) (от лат. verbum - слово). Алексия, выражающаяся в неспособности понимания смысла прочитанного слова или фразы.
А., литеральная (Alexia litterallis) (от лат. littera - буква). Алексия, при которой больной не способен узнавать письменные (рукописные и печатные) знаки (буквы, цифры и др.).

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Алексия
а + греч. lexus - речь, слово) – утрата способности распознавать печатные и рукописные речевые символы /распознавать буквы - литеральная алексия, слоги - асиллабия (от греч. sullabe - слог), слова - вербальная алексия/ - Benedikt ( 1865); А. Kussmal ( 1877). При чистой алексии пациент может более или менее удовлетворительно писать, но читать и понять прочитанное не может даже написанное им самим. Расстройство наблюдается при поражении коры основания затылочной доли доминантной гемисферы, иногда распространяющегося на височную долю, оно может прогрессировать (от агнозии слов до агнозии букв - В.М.Смирнов, 1962). Синонимы: Слепота словесная, слепота вербальная.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

АЛЕКСИЯ
alexia) - приобретенная неспособность читать. Связана с заболеванием левого полушария головного мозга у правшей. В случае агностической алексии (agnosic alexia), иначе называемой слепотой словесной (word blind ness), больной не может читать, так как не способен идентифицировать буквы и слова читаемого текста, однако у него сохраняется способность писать; речь больного также остается нормальной. Данное заболевание является одной из форм агнозии. У больных, страдающих афазической алексисй (aphasic alexia) (зрительной асимволией (visual asymbolia)), утрачена как способность читать, так и способность писать, причем данное состояние часто сопровождается и различными нарушениями речи. Это заболевание также является одной из форм афазии. См. также Дислексия.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

АЛЕКСИЯ
а + греч. lexis - речь, слово) [Benedikt, 1865; Kussmaul A., 1877]. Форма оптической агнозии, характеризующаяся неспособностью понять смысл читаемого. Различают А. первичную и вторичную, входящую в структуру таких нейропсихологических синдромов, как афатические. Литеральная А. характеризуется неразличением отдельных букв; А. слогов (асиллабия) - невозможностью чтения отдельных слогов; вербальная - нарушением чтения слов. Наблюдается при локализации поражения в коре основания затылочной доли доминантного полушария, в ряде случаев процесс распространяется и на височную долю. Динамика синдрома А. - от литеральной, когда чтение еще возможно, но происходит с паралексиями и без понимания смысла прочитанного, до агностической, при которой буквы теряют свое символическое значение [Смирнов В.М., 1962].
Син.: словесная слепота, вербальная слепота.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

АЛЕКСИЯ
от греч. а - отрицат. частица и lexis - слово) - нарушение ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ или овладения им при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей). Различают несколько форм алексии. При поражении коры затылочных долей, вследствие нарушения зрительного восприятия мозга, возникает ОПТИЧЕСКАЯ АЛЕКСИЯ, при которой не определяются либо буквы (литеральная оптическая алексия), либо целые слова (вербальная оптическая алексия). При односторонней оптической алексии, при поражении затылочно-теменных отделов правого полушария, игнорируется половина текста (чаще левую) при незамечании своего дефекта. При поражении коры височной области левого полушария как следствие нарушения фонематического слуха и звукобуквенного анализа слов (у правшей) возникает СЛУХОВАЯ (ВИСОЧНАЯ) АЛЕКСИЯ как одно из проявлений сенсорной афазии. При поражении нижних отделов постцентральной области коры левого полушария (у правшей) из-за нарушений кинестезической основы речевого акта возникает КИНЕСТЕЗИЧЕСКАЯ (АФФЕРЕНТНАЯ) МОТОРНАЯ АЛЕКСИЯ как проявление афферентной моторной афазии. Поражение нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей) приводит к нарушению кинетической, сукцессивнойорганизации речевого акта и возникновению КИНЕТИЧЕСКОЙ (ЭФФЕРЕНТНОЙ) МОТОРНОЙ АЛЕКСИЯ, входящей в синдром эфферентной моторной афазии. При поражении коры лобных долей мозга нарушаются регулирующие механизмы, избирательность всех психических процессов, и возникает ОСОБАЯ ФОРМА АЛЕКСИИ, которая проявляется в нарушениях целенаправленного характера чтения, отключении внимания, его патологической инертности.

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

Алексия
Словообразование. Происходит от греч. а - отрицательная частица + lexis - слово.
Категория. Нейропсихологическое нарушение.
Специфика. Нарушение процесса чтения или овладения им. Возникает при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей).
Виды.
- оптическая алексия возникает при поражении затылочных долей коры головного мозга, вследствие нарушения зрительного восприятия. При этом не определяются либо буквы (литеральная оптическая алексия), либо целые слова (вербальная оптическая алексия);
- односторонняя оптическая алексия возникает при поражении затылочно-теменных отделов правого полушария. При этом игнорируется одна из половин текста (чаще левая) при незамечании своего дефекта;
- слуховая (височная) алексия возникает при поражении коры височной области левого полушария, вследствие нарушения фонематического слуха и звукобуквенного анализа слов (у правшей). Выступает как одно из проявлений сенсорной афазии;
- кинестезическая (афферентная) моторная алексия возникает при поражении нижних отделов постцентральной области коры левого полушария (у правшей), вследствие нарушений кинестезической основы речевого акта. Выступает как проявление афферентной моторной афазии;
- кинетическая (эфферентная) моторная алексия возникает при поражении нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей), вследствие нарушения кинетической, сукцессивной организации речевого акта. Выступает как проявление эфферентной моторной афазии.
- при поражении коры лобных долей мозга, когда нарушаются регулирующие механизмы, смазывается избирательность всех психических процессов, возникает особая форма алексии, которая проявляется в нарушениях целенаправленного характера чтения, отключении внимания, его патологической инертности.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

АЛЕКСИЯ
от греч. а - отрицат. частица + lexis - слово) - нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения. В зависимости от области поражения коры больших полушарий различают несколько форм А. См. также Дислексия.
При поражении коры затылочных долей мозга возникает оптическая А., которая может проявляться либо в виде неузнавания отдельных букв (литеральная оптическая А.), либо в виде неузнавания целых слов (вербальная оптическая А.) вследствие нарушения зрительного восприятия. Возможна односторонняя оптическая А., когда больной игнорирует половину текста (чаще левую) и не замечает своего дефекта, что, как правило, возникает при поражении затылочно-теменных отделов правого полушария.
При поражении коры височной области левого полушария (у правшей) возникает слуховая (височная) А. как одно из проявлений сенсорной афазии. Данная форма А. является следствием нарушения фонематического слуха, звуко-буквенного анализа слов. У больных, страдающих слуховой А., наблюдается "угадывающее чтение".
При поражении нижних отделов постцентральной области коры левого полушария (у правшей) возникает связанная с нарушениями кинестезической основы речевого акта кинестезическая (афферентная) моторная А. как проявление афферентной моторной афазии. Чтение становится дезавтоматизированным, появляются трудности перешифровки букв в соответствующие артикулемы. Поражение нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей) приводит к возникновению кинетической (эфферентной) моторной А., входящей в синдром эфферентной моторной афазии (см. Афазия). Трудности чтения связаны здесь с нарушением кинетической, сукцессивной организации речевого акта. При правильном узнавании и произношении отдельных букв у больного нарушается процесс слияния букв в слоги или слогов в слово, страдает процесс переключения от одного слога или слова к др., возникают речевые персеверации.
При поражении коры лобных долей мозга возникает форма А., связанная с нарушением регулирующих механизмов, избирательности всех психических процессов, в т. ч. и чтения, что проявляется в нарушениях целенаправленного характера чтения, отключении внимания, его патологической инертности, угадывающем чтении и т. п.
Серьезные затруднения в овладении процессом чтения у детей составляют специальную форму А., которая является одним из следствий алалии, т. е. следствием общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга. Она обусловлена недоразвитием фонематической стороны речи, неполноценностью звукового анализа и синтеза, нарушениями звуковой структуры слова, что влечет за собой затруднения в овладении не только чтением, но и письмом. (Л. С. Цветкова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
146.01 кб

Образ митрополита Алексия в кинофильме «Орда» в контексте теории ценностных ориентаций Ф. Клакхон и

Песьяков Сергей Алексеевич
Актуальной проблемой философского осмысления кинематографа является соотношение подлинного человеческого бытия с образом, воплощенным в визуально-эстетической форме.
Читать PDF
117.61 кб

Сто лет доброделания к 100-летию Центральной клинической больницы Святителя Алексия, Митрополита Мос

Федин Анатолий Иванович
Читать PDF
1.73 мб

Русские школы в Финляндии 1809-1939 гг. И гимназия имени Святителя Алексия на Карельском перешейке

Шеншина Вероника Александровна
Статья посвящена русской образовательной и просветительной деятельности в Финляндии в различные исторические периоды: во время автономии 1809-1917 гг. после революции и установления независимости в 1917 г.
Читать PDF
70.71 кб

Выступление Cвятейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на общем годовом собрании российско

Читать PDF
251.02 кб

Из интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

«Известия», М., 18 апреля 2006 г.
Читать PDF
533.91 кб

Педагогическая деятельность и родословная иеромонаха Алексия Оконешникова

Старостина Мария Ивановна
На основе архивных документов впервые описываются неизвестные страницы педагогической деятельности и родословная о. иеромонаха Алексия, в миру Василия Оконешникова, якута из III Мятюжского наслега Колымского улуса.
Читать PDF
135.31 кб

Уверен, наши усилия принесут добрые плоды (к вопросу о переписке патриарха Алексия II с президентами

Лукичев Борис Михайлович
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) внёс существенный вклад в развитие церковно-государственных отношений.
Читать PDF
122.34 кб

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ПЕРИОД ПАТРИАРШЕСТВА АЛЕКСИЯ II 19

Сипягина Елена Александровна
В статье показано состояние и практика социальной деятельности Русской Православной Церкви в период 1990-2008 гг.
Читать PDF
6.39 мб

К 50-летней годовщине окончания Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II Духовной ака

Читать PDF
93.18 кб

99. 03. 025. Алексий II (Ридигер А. М. ; Патриарх; 1929). Бог. Человек. Мир//православие и экология.

Девина И. В.
Читать PDF
86.14 кб

99. 03. 026. Алексий II (Ридигер А. М. ; Патриарх; 1929). Христианский взгляд на экологическую пробл

Девина И. В.
Читать PDF
214.66 кб

Закономерности социальных изменений: сравнительный анализ взглядов Эдмунда Берка и Алексиса де Токви

Васильев Олег Николаевич
Читать PDF
270.48 кб

Изучение проявления феномена алекситимии у субъектов с разной степенью выраженности трудоголизма

Никулина Д. С., Аднодворцев Д. В.
Читать PDF
167.68 кб

Разработка модели психолого-педагогических условий преододения алекситимии у студентов вуза

Никулина Д. С.
Читать PDF
0.00 байт

Исследование особенностей алекситимии у подростков с психосоматическими заболеваниями

Кузнецова С.О., Разумова А.В.

Похожие термины:

  • Агностическая алексия

    агнозия + греч. а – частиц отрицания, lexis – речь, слово) – утрата способности читать вследствие агнозии на морфемы, слова.
  • АЛЕКСИЯ, ЧИСТАЯ

    См. алексия, чистая.
  • Алексия | дислексия

    alexia / dyslexia) Во все более образованном мире неспособность читать становится серьезным инвалидизирующим фактором, исключающим успешное обучение, получение хорошей работы и удовлетворительную само
  • Оптическая алексия

    одна из форм алексии - нарушения процесса чтения или овладения им при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей). Возникает при поражении коры затылочных долей, вследствие наруш
  • Вербальная алексия

    нарушение речевого изложения понимания прочитанного.
  • Алексия зрительная

    Син.: Алексия буквенная (литеральная). Алексия оптическая. Алексия париетальная. Алексия «чистая». Синдром агностический Петцля. Под этим термином подразумевается расстройство чтения, обусловлен
  • Афазическая алексия

    Определяется еще как зрительная символия. Больной, страдающий А. а., не может ни читать, ни писать, причем это состояние весьма часто сопровождается также различными по степени нарушениями речи. А.
  • ПЕРВИЧНЫЕ АЛЕКСИИ

    Выделяют две основные формы первичной алексии (нарушения, связанные с локальным поражением определенных участков мозга: агностическую (литеральную по другой терминологии) и вербальную. Вторичны
  • АЛЕКСИН

    alexin) - устаревшее название сывороточного компонента; в настоящее время он называется комплементом.
  • АЛЕКСИТИМИЯ

    Познавательно-эмоциональное расстройство, вследствие которого люди не могут словесно изложить свои чувства.
  • Мейнонг Алексиус

    17.07.1853, Лемберг – 27.11.1920) — австрийский философ и психолог, ученик Ф. Брентано, главный представитель грацкой школы. Стоял близко к позициям гештальпсихологии. Основал в 1894 г. первую в Австрии лабор