АЛЕКСИЯ это что такое АЛЕКСИЯ: определение — Психология.НЭС
АЛЕКСИТИМИЯ Алексия | дислексия

АЛЕКСИЯ

Найдено 13 определений термина АЛЕКСИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АЛЕКСИЯ

нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения. В зависимости от области поражения коры больших полушарий различают несколько форм алексии.
Оцените определение:

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.1825

АЛЕКСИЯ

буквально – "без слов"). Неспособность владеть языком, характеризующаяся частичной или полной потерей способности распознавать печатные слова. Это нарушение часто очень специфично, у людей, им страдающих, не наблюдается нарушений зрительного восприятия, и они могут нормально воспринимать слова на слух. Иногда называется: словесная слепота и зрительная афазия.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

АЛЕКСИЯ

от греч. а - отрицат. частица и lexis - слово) - нарушение ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ или овладения им при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей). Различают несколько форм алексии. При поражении коры затылочных долей, вследствие нарушения зрительного восприятия мозга, возникает ОПТИЧЕСКАЯ АЛЕКСИЯ, при которой не определяются либо буквы (литеральная оптическая алексия), либо целые слова (вербальная оптическая алексия). При односторонней оптической алексии, при поражении затылочно-теменных отделов правого полушария, игнорируется половина текста (чаще левую) при незамечании своего дефекта. При поражении коры височной области левого полушария как следствие нарушения фонематического слуха и звукобуквенного анализа слов (у правшей) возникает СЛУХОВАЯ (ВИСОЧНАЯ) АЛЕКСИЯ как одно из проявлений сенсорной афазии. При поражении нижних отделов постцентральной области коры левого полушария (у правшей) из-за нарушений кинестезической основы речевого акта возникает КИНЕСТЕЗИЧЕСКАЯ (АФФЕРЕНТНАЯ) МОТОРНАЯ АЛЕКСИЯ как проявление афферентной моторной афазии. Поражение нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей) приводит к нарушению кинетической, сукцессивнойорганизации речевого акта и возникновению КИНЕТИЧЕСКОЙ (ЭФФЕРЕНТНОЙ) МОТОРНОЙ АЛЕКСИЯ, входящей в синдром эфферентной моторной афазии. При поражении коры лобных долей мозга нарушаются регулирующие механизмы, избирательность всех психических процессов, и возникает ОСОБАЯ ФОРМА АЛЕКСИИ, которая проявляется в нарушениях целенаправленного характера чтения, отключении внимания, его патологической инертности.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г.493

АЛЕКСИЯ

частный вид зрительной агнозии, заключающейся в нарушении узнавания текста (букв, цифр, нотных знаков). Различают вербальную алексию, когда нарушено понимание при чтении целых слов и предложений, и литеральную алексию, когда нарушение касается отдельных букв. Изолированная алексия встречается при процессах в левой угловой извилине (у правшей); ей часто сопутствует правосторонняя гемианопсия. Часто алексия сочетается с афазией.

Источник: С.В.Березин, К.С. Лисецхий, М.Е.Серебрякова. Словарь психологических терминов, 2002 г.

АЛЕКСИЯ

нарушение чтения, расстройство способности чтения - неумение прочесть текст, несмотря на грамотность; или неспособность овладеть процессом чтения. Возникают при поражении различных отделов коры полушария левого (у правшей). В зависимости от области поражения коры выделяются различные формы алексин.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

АЛЕКСИЯ

а + греч. lexis - речь, слово) [Benedikt, 1865; Kussmaul A., 1877]. Форма оптической агнозии, характеризующаяся неспособностью понять смысл читаемого. Различают А. первичную и вторичную, входящую в структуру таких нейропсихологических синдромов, как афатические. Литеральная А. характеризуется неразличением отдельных букв; А. слогов (асиллабия) - невозможностью чтения отдельных слогов; вербальная - нарушением чтения слов. Наблюдается при локализации поражения в коре основания затылочной доли доминантного полушария, в ряде случаев процесс распространяется и на височную долю. Динамика синдрома А. - от литеральной, когда чтение еще возможно, но происходит с паралексиями и без понимания смысла прочитанного, до агностической, при которой буквы теряют свое символическое значение [Смирнов В.М., 1962].

Син.: словесная слепота, вербальная слепота.

Источник: Чуприков А.П., Пилягина Г.Я., Войцех В.Ф. Глоссарий суицидологических терминов. Киев, 1999 г.140

АЛЕКСИЯ

от греч. а - отрицат. частица + lexis - слово) - нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения. В зависимости от области поражения коры больших полушарий различают несколько форм А. См. также Дислексия.

При поражении коры затылочных долей мозга возникает оптическая А., которая может проявляться либо в виде неузнавания отдельных букв (литеральная оптическая А.), либо в виде неузнавания целых слов (вербальная оптическая А.) вследствие нарушения зрительного восприятия. Возможна односторонняя оптическая А., когда больной игнорирует половину текста (чаще левую) и не замечает своего дефекта, что, как правило, возникает при поражении затылочно-теменных отделов правого полушария.

При поражении коры височной области левого полушария (у правшей) возникает слуховая (височная) А. как одно из проявлений сенсорной афазии. Данная форма А. является следствием нарушения фонематического слуха, звуко-буквенного анализа слов. У больных, страдающих слуховой А., наблюдается "угадывающее чтение".

При поражении нижних отделов постцентральной области коры левого полушария (у правшей) возникает связанная с нарушениями кинестезической основы речевого акта кинестезическая (афферентная) моторная А. как проявление афферентной моторной афазии. Чтение становится дезавтоматизированным, появляются трудности перешифровки букв в соответствующие артикулемы. Поражение нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей) приводит к возникновению кинетической (эфферентной) моторной А., входящей в синдром эфферентной моторной афазии (см. Афазия). Трудности чтения связаны здесь с нарушением кинетической, сукцессивной организации речевого акта. При правильном узнавании и произношении отдельных букв у больного нарушается процесс слияния букв в слоги или слогов в слово, страдает процесс переключения от одного слога или слова к др., возникают речевые персеверации.

При поражении коры лобных долей мозга возникает форма А., связанная с нарушением регулирующих механизмов, избирательности всех психических процессов, в т. ч. и чтения, что проявляется в нарушениях целенаправленного характера чтения, отключении внимания, его патологической инертности, угадывающем чтении и т. п.

Серьезные затруднения в овладении процессом чтения у детей составляют специальную форму А., которая является одним из следствий алалии, т. е. следствием общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга. Она обусловлена недоразвитием фонематической стороны речи, неполноценностью звукового анализа и синтеза, нарушениями звуковой структуры слова, что влечет за собой затруднения в овладении не только чтением, но и письмом. (Л. С. Цветкова.)

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

АЛЕКСИЯ

alexia) - приобретенная неспособность читать. Связана с заболеванием левого полушария головного мозга у правшей. В случае агностической алексии (agnosic alexia), иначе называемой слепотой словесной (word blind ness), больной не может читать, так как не способен идентифицировать буквы и слова читаемого текста, однако у него сохраняется способность писать; речь больного также остается нормальной. Данное заболевание является одной из форм агнозии. У больных, страдающих афазической алексисй (aphasic alexia) (зрительной асимволией (visual asymbolia)), утрачена как способность читать, так и способность писать, причем данное состояние часто сопровождается и различными нарушениями речи. Это заболевание также является одной из форм афазии. См. также Дислексия.

Источник: Оксфордский справочник по клинической медицине

Алексия

Словообразование. Происходит от греч. а - отрицательная частица + lexis - слово.

Категория. Нейропсихологическое нарушение.

Специфика. Нарушение процесса чтения или овладения им. Возникает при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей).

Виды.

- оптическая алексия возникает при поражении затылочных долей коры головного мозга, вследствие нарушения зрительного восприятия. При этом не определяются либо буквы (литеральная оптическая алексия), либо целые слова (вербальная оптическая алексия);

- односторонняя оптическая алексия возникает при поражении затылочно-теменных отделов правого полушария. При этом игнорируется одна из половин текста (чаще левая) при незамечании своего дефекта;

- слуховая (височная) алексия возникает при поражении коры височной области левого полушария, вследствие нарушения фонематического слуха и звукобуквенного анализа слов (у правшей). Выступает как одно из проявлений сенсорной афазии;

- кинестезическая (афферентная) моторная алексия возникает при поражении нижних отделов постцентральной области коры левого полушария (у правшей), вследствие нарушений кинестезической основы речевого акта. Выступает как проявление афферентной моторной афазии;

- кинетическая (эфферентная) моторная алексия возникает при поражении нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей), вследствие нарушения кинетической, сукцессивной организации речевого акта. Выступает как проявление эфферентной моторной афазии.

- при поражении коры лобных долей мозга, когда нарушаются регулирующие механизмы, смазывается избирательность всех психических процессов, возникает особая форма алексии, которая проявляется в нарушениях целенаправленного характера чтения, отключении внимания, его патологической инертности.

Источник: Психологический словарь

Алексия

Невозможность чтения. При этом больной видит текст, но не может читать как вслух, так и про себя. В большинстве случаев сочетается с афазией и аграфией (см.). Возможны также алексия зрительная (см.), при которой больной не распознает сходных по написанию букв, и вербальная алексия – пациент называет отдельные буквы, но не может объединить их в слово. Возникает при поражении коры лобно-височной области доминантного полушария мозга.

Источник: Неврология. Полный толковый словарь

Алексия

а + греч. lexus - речь, слово) – утрата способности распознавать печатные и рукописные речевые символы /распознавать буквы - литеральная алексия, слоги - асиллабия (от греч. sullabe - слог), слова - вербальная алексия/ - Benedikt ( 1865); А. Kussmal ( 1877). При чистой алексии пациент может более или менее удовлетворительно писать, но читать и понять прочитанное не может даже написанное им самим. Расстройство наблюдается при поражении коры основания затылочной доли доминантной гемисферы, иногда распространяющегося на височную долю, оно может прогрессировать (от агнозии слов до агнозии букв - В.М.Смирнов, 1962). Синонимы: Слепота словесная, слепота вербальная.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Алексия

а + греч. lexis - слово, речь) – клинически значимое нарушение или утрата способности читать. Различают разные варианты алексии. Она может быть связана а) с неразличением букв - алексия литеральная; б) неразличением слогов - асиллабия; в) неразличением слов - алексия вербальная. Расстройство возникает при повреждении коры основания затылочной доли доминантного полушария.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

АЛЕКСИЯ

(от греч. а приставка со значением отрицания и lexis – речь) – расстройство речи, выражающееся в неспособности к чтению, а также к усвоению навыков чтения. Встречается относительно редко по сравнению с менее выраженной формой – дислексией. Возникает при поражении коры головного мозга, в частности как проявление алалии или афазии. В зависимости от локализации поражения выделяют несколько форм А.

Источник: Дефектология. Словарь-справочник

Найдено рефератов по теме АЛЕКСИЯ — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Алекситимические проявления студентов вуза

Никулина Д.С.
Скачать PDF

Изучение проявления феномена алекситимии у субъектов с разной степенью выраженности трудоголизма

Никулина Д.С., Аднодворцев Д.В.
Скачать PDF

Разработка модели психолого-педагогических условий преододения алекситимии у студентов вуза

Никулина Д.С.
Скачать PDF

Удовлетворенность качеством жизни студентов с разным уровнем алекситимии

Никулина Д.С., Синеева С.Н.
Статья посвящена исследованию удовлетворенности качеством жизни студентов с разным уровнем алекситимии. Дано определение понятия «удовлетворенность качеством жизни», рассмотрено соотношение удовлетворенности качеством жизни и алекситимии. Приведены результаты эмпирического исследования.
Скачать PDF

Об алекситимических проявлениях у студентов технического вуза

Никулина Д.С.
Скачать PDF

Психологические особенности студентов, имеющих алекситимические проявления

Никулина Д.С.
Скачать PDF

Проблема изучения алекситимии в психологических исследованиях

Брель Елена Юрьевна
В статье рассматривается проблема исследования основных направлений в изучении феномена алекситимии. Автор представляет краткую характеристику основных черт алекситимической личности.
Скачать PDF

Виды и механизмы функциональной алекситимии

Трунов Дмитрий Геннадьевич
Вводится термин «функциональная алекситимия» для обозначения трудностей в вербализации эмоционального опыта, не связанных с какими-либо органическими расстройствами. Рассматриваются различные виды и механизмы функциональной алекситимии: педагогическая, психологическая, лингвистическая. Предлагается схема коррекции функциональной алекситимии в условиях психологического консультирования.
Скачать PDF

Взаимосвязь алекситимии как фактора, препятствующего развитию личности, с параметрами смысловой сфер

Богомаз С.А., Филоненко А.Л.
В статье рассматривается склонность к алекситимии как фактор, негативным образом влияющий на развитие соматически и психически здоровой личности. Описывается выявленная взаимосвязь между параметрами смысловой сферы и психической ригидностью как свойством личности с алекситимическими особенностями
Скачать PDF

Роль эмпатии и алекситимии в педагогической деятельности преподавателей вуза

Сутурина Юлия Викторовна
В статье представлены результаты исследования проявления эмпатии, как профессиональнозначимого и личностного качества педагогов высшей школы. Подвергнута анализу сниженная способность преподавателей к вербализации своих эмоциональных состояний, т. е. склонность к алексетимии. Приведены результаты эмпирических исследований взаимосвязи эмпатии и алекситимии с академической успеваемостью студентов.
Скачать PDF

Влияние эмоционального выгорания и алекситимии педагогов на успешность идентификации эмоциональных с

Лучшева Людмила Михайловна
В статье приведено описание эксперимента, посвященного изучению влияния эмоционального выгорания педагогов и алекситимии на успешность идентификации эмоциональных состояний по голосу.
Скачать PDF

Агрессивность и алекситимия у врачей пожилого возраста с различными типами поведенческой активности

Яковлева Наталья Владимировна, Силина Юлия Викторовна, Арефьев Артем Андреевич, Телепнев Николай Александрович, Жданова Ирина Викторовна
Изучена взаимосвязь уровня выраженности алекситимической симптоматики, вербальной, физической, предметной, эмоциональной, общей и самоагрессии у врачей пожилого возраста с различными типами поведенческой активности. Доказано, что по мере нарастания уровня алекситимии и повышении практически всех видов агрессии достоверно увеличивается вероятность поведения типа А. Выявленные закономерности позволят осуществлять прогноз формирования сердечнососудистой патологии посредством использования скрининговых методов диагностики уровня агрессивности и алекситимии, индивидуализировать программу первичной и вторичной профилактики психосоматической патологии у врачей пожилого возраста с различным уровнем агрессивности. Полученные данные могут быть полезны при составлении программ комплексной профилактики, реабилитации и коррекции дезадаптивных типов поведенческой активности у врачей пожилого возраста и сохранения их профессионального здоровья и долголетия.
Скачать PDF