Алексия | дислексия это что такое Алексия | дислексия: определение — Психология.НЭС
АЛЕКСИЯ Алексия зрительная

Алексия | дислексия

Найдено 1 определение:

Алексия | дислексия

alexia / dyslexia) Во все более образованном мире неспособность читать становится серьезным инвалидизирующим фактором, исключающим успешное обучение, получение хорошей работы и удовлетворительную самооценку. Поскольку широкое распространение грамотности - явление в ист. масштабе относительно недавнее, неудивительно, что первое описание случая А., или "словесной слепоты", появилось лишь около 100 лет назад. Обсуждение в ранней литературе случаев неспособности читать вследствие повреждения мозга (А.) во многом обусловлено интересом к нейроанатомическим основам афазии. Жюль Дежерин в 1891 г. первым предпринял глубокое клиническое и морфологическое исслед. А. Он описал больного, перенесшего инсульт с последующим развитием афазии, А. и аграфии. Серьезные нарушения чтения, в отличие от расстройства речи, сохранялись и через неск. лет. Патологоанатомическое исслед. показало обширное кровоизлияние в gyrus angularis в левой теменно-височно-затылочной области. Более поздние сообщения клиницистов в континентальной Европе и Англии подтвердили предположение Дежерина о возможной этиологии А. А. представляет собой приобретенное нарушение навыков чтения вследствие церебрального инсульта и может быть концептуализирована разными способами. Категоризационными признаками А. могут быть локализация повреждения мозга, природа расстройства навыков чтения и, разумеется, используемая теорет. ориентация. Д. Ф. Бенсон предложил 3 категории А. Задняя А. вызывается преим. закупоркой левой задней артерии мозга в результате поражения левой затылочной области. А. без аграфии представляет собой состояние, при к-ром наблюдаются выраженные нарушения распознавания слов и понимания без сопутствующего дефицита навыков письма. Хотя эти пациенты не могут читать, они не испытывают затруднений при письме. Обычно при этом отмечается правосторонняя гемианопсия и нарушение цветового зрения. Центральная А. обычно является следствием повреждения доминантной теменной области, как в случае Дежерина, где был отмечен дефект в области gyrus angularis. Для центральной А. типично сочетание с аграфией. Может тж наблюдаться правосторонняя потеря чувствительности вследствие повреждений в левой теменной области. Передняя А., как утверждает Д. Ф. Бенсон, обычно вызывается поражением зоны Брока и сопровождается нек-рым ограничением понимания слов. Однако может иметь место буквенная А. с затруднением распознавания отдельных букв. Переднюю А. сопровождают тж симптомы афазии. Может отмечаться тяжелая аномия, дефицит нахождения слов, а тж левостороннее ослабление рефлексов вследствие вовлечения левых двигательных путей. По определению, при А. утрачивается способность чтения в результате к.-л. неврологического дефекта. Клинические и эксперим. данные внесли существенную ясность в понимание Д. Термином "дислексия" обозначается наследственная или врожденная неспособность к приобретению навыков чтения. Мн. педагоги и психологи предпочитают использовать термин "расстройства чтения, связанные с возрастным развитием", поскольку он не указывает на то, что этиология нарушения связана с неврологическим дефицитом. Т. о., Д. - наиболее подходящий термин в случаях недостаточной обучаемости чтению предположительно неврологического происхождения. Патологоанатомические исслед. мозга больных с Д., к-рые проводили Дрейк, Галабурда и Кемпер, доказали ее неврологическую основу. Дрейк обнаружил атрофию мозолистого тела, большое количество эктопических нейронов в белом веществе и патологические конфигурации извилин теменной доли. Галабурда и Кемпер сообщают об отсутствии нормальной асимметрии между полушарными planum temporale, а тж об измельчении долей в области, ответственной за функции чтения и речи. При микроскопическом исслед. они нашли сплавление молекулярных слоев, отсутствие слоя, свободного от клеток, и дисплазию тканей. Др. исследователи сообщают, что мозг больных с Д. характеризуется тж обратной межполушарной асимметрией, выявляемой при компьютерной томографии. В клинической сфере сейчас признается, что существует по меньшей мере два, возможно совершенно различных, подтипа Д. Боудер первой ввела обозначения "дисфонетического" и "дисэйдетического" вариантов Д. Дисфонетический дислексик испытывает трудности в интерпретации и сопоставлении написанных знаков с соотв. им звуками. У дисэйдетического дислексика обнаруживаются затруднения при выполнении заданий, в к-рых задействовано зрительное восприятие, и неспособность пользоваться словарями. Пироццоло провел эксперим. исслед. Д. и предложил свои подтипы. Он считает более подходящими обозначениями для подтипов Д. "слухолингвистический" и "зрительно-пространственный". Слухолингвистический тип характеризуется задержкой формирования речевых навыков в ходе развития, дефицитом экспрессивной речи, аномией, низким вербальным интеллектом по сравнению с невербальным и использованием стратегии сложения отдельных букв при чтении. При зрительно-пространственном типе наблюдается относительно более высокий коэффициент вербального интеллекта по сравнению с коэффициентом невербального интеллекта, нарушения почерка и движения глазных яблок и использование стратегии фонетической расшифровки при чтении. Для разработки убедительной парадигмы терапевтического вмешательства при А. и Д. необходимы дальнейшие исслед. Процент случаев выздоровления у пациентов с А. сильно варьирует; пед. стратегии дают нек-рую надежду на успешную коррекцию расстройства, в особенности при менее серьезной его выраженности. См. также Афазия, Повреждения головного мозга, Недостаточная специфическая обучаемость, Органические синдромы, Расстройства чтения Дж. У. Хинд
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Найдено рефератов по теме Алексия | дислексия — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Алекситимические проявления студентов вуза

Никулина Д.С.
Скачать PDF

Изучение проявления феномена алекситимии у субъектов с разной степенью выраженности трудоголизма

Никулина Д.С., Аднодворцев Д.В.
Скачать PDF

Разработка модели психолого-педагогических условий преододения алекситимии у студентов вуза

Никулина Д.С.
Скачать PDF

Удовлетворенность качеством жизни студентов с разным уровнем алекситимии

Никулина Д.С., Синеева С.Н.
Статья посвящена исследованию удовлетворенности качеством жизни студентов с разным уровнем алекситимии. Дано определение понятия «удовлетворенность качеством жизни», рассмотрено соотношение удовлетворенности качеством жизни и алекситимии. Приведены результаты эмпирического исследования.
Скачать PDF

Об алекситимических проявлениях у студентов технического вуза

Никулина Д.С.
Скачать PDF

Психологические особенности студентов, имеющих алекситимические проявления

Никулина Д.С.
Скачать PDF

Проблема изучения алекситимии в психологических исследованиях

Брель Елена Юрьевна
В статье рассматривается проблема исследования основных направлений в изучении феномена алекситимии. Автор представляет краткую характеристику основных черт алекситимической личности.
Скачать PDF

Виды и механизмы функциональной алекситимии

Трунов Дмитрий Геннадьевич
Вводится термин «функциональная алекситимия» для обозначения трудностей в вербализации эмоционального опыта, не связанных с какими-либо органическими расстройствами. Рассматриваются различные виды и механизмы функциональной алекситимии: педагогическая, психологическая, лингвистическая. Предлагается схема коррекции функциональной алекситимии в условиях психологического консультирования.
Скачать PDF

Взаимосвязь алекситимии как фактора, препятствующего развитию личности, с параметрами смысловой сфер

Богомаз С.А., Филоненко А.Л.
В статье рассматривается склонность к алекситимии как фактор, негативным образом влияющий на развитие соматически и психически здоровой личности. Описывается выявленная взаимосвязь между параметрами смысловой сферы и психической ригидностью как свойством личности с алекситимическими особенностями
Скачать PDF

Роль эмпатии и алекситимии в педагогической деятельности преподавателей вуза

Сутурина Юлия Викторовна
В статье представлены результаты исследования проявления эмпатии, как профессиональнозначимого и личностного качества педагогов высшей школы. Подвергнута анализу сниженная способность преподавателей к вербализации своих эмоциональных состояний, т. е. склонность к алексетимии. Приведены результаты эмпирических исследований взаимосвязи эмпатии и алекситимии с академической успеваемостью студентов.
Скачать PDF

Влияние эмоционального выгорания и алекситимии педагогов на успешность идентификации эмоциональных с

Лучшева Людмила Михайловна
В статье приведено описание эксперимента, посвященного изучению влияния эмоционального выгорания педагогов и алекситимии на успешность идентификации эмоциональных состояний по голосу.
Скачать PDF

Агрессивность и алекситимия у врачей пожилого возраста с различными типами поведенческой активности

Яковлева Наталья Владимировна, Силина Юлия Викторовна, Арефьев Артем Андреевич, Телепнев Николай Александрович, Жданова Ирина Викторовна
Изучена взаимосвязь уровня выраженности алекситимической симптоматики, вербальной, физической, предметной, эмоциональной, общей и самоагрессии у врачей пожилого возраста с различными типами поведенческой активности. Доказано, что по мере нарастания уровня алекситимии и повышении практически всех видов агрессии достоверно увеличивается вероятность поведения типа А. Выявленные закономерности позволят осуществлять прогноз формирования сердечнососудистой патологии посредством использования скрининговых методов диагностики уровня агрессивности и алекситимии, индивидуализировать программу первичной и вторичной профилактики психосоматической патологии у врачей пожилого возраста с различным уровнем агрессивности. Полученные данные могут быть полезны при составлении программ комплексной профилактики, реабилитации и коррекции дезадаптивных типов поведенческой активности у врачей пожилого возраста и сохранения их профессионального здоровья и долголетия.
Скачать PDF