АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ ПСИХОТЕРАПЕВТОВ это что такое АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ ПСИХОТЕРАПЕВТОВ: определение — Психология.НЭС
АКТИВНЫЕ ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ АКТИВНЫЙ

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ ПСИХОТЕРАПЕВТОВ

Найдено 1 определение:

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ ПСИХОТЕРАПЕВТОВ

Активные методы обучения в последнее время начинают занимать все более существенное место в подготовке специалистов в самых различных областях общественной практики. Базовая подготовка в области психотерапии включает теоретические и практические аспекты. Это лекционные курсы, семинарские и практические занятия, а также использование активных методов обучения. Собственно практические занятия предполагают участие обучающихся в качестве наблюдателей в психотерапевтическом процессе (индивидуальная, групповая, семейная психотерапия) с последующим обсуждением в учебной группе. Активные методы обучения включают:

1. Социально-психологический тренинг, целью которого является повышение компетентности в сфере общения, учитывая значимость общения в системе пациент-психотерапевт.

2. Балинтовские группы, целью которых является анализ и совершенствование взаимоотношений между пациентом и психотерапевтом. В таких группах внимание уделяется, преимущественно, личностным позициям и установкам, проблемам и конфликтам психотерапевта, препятствующим достижению оптимального контакта с пациентом и эффективности работы. Задачи балинтовских групп состоят в следующем: а) повышение компетентности в профессиональном межличностном общении, б) осознание личностных "слепых пятен", блокирующих профессиональные отношения с пациентом, в) расширение представлений о лечебном процессе как единстве биопсихосоциальных воздействий, г) психопрофилактика участников группы, основанная на возможности проработки неудачных случаев в ситуации групповой поддержки.

3. Супервизорские группы (супервизия в индивидуальной и в групповой формах), направленные на приобретение в групповой ситуации опыта собственной практической работы, получение от коллег профессиональной обратной связи, обсуждение трудных случаев с точки зрения профессиональных навыков.

4. Тренинговые психотерапевтические группы. Основные задачи тренинговых психотерапевтических групп состоят в следующем: а) приобретение в процессе непосредственного взаимодействия в группе новых знаний в области клинической и социальной психологии, психологии личности и группы, биопсихосоциальной концепции человека, б) обучение методическим приемам и техникам психотерапии, в) ознакомление с групповой динамикой, повышение чувствительности к групповым процессам, развитие навыков использования групповой динамики в психотерапевтических целях, г) познание себя, развитие самосознания, личности, совершенствование навыков саморегуляции.

Эти задачи могут быть реализованы в соответствующих типах тренинговых групп. Наиболее эффективным представляется тип групповой работы, охватывающий все указанные задачи, который может быть определен и как личностный тренинг, и как групповой динамический тренинг, и как тренинг сенситивности, и как тренинг личностного роста. Основной его целью является развитие и совершенствование способности человека воспринимать и понимать самого себя и других людей в контексте группового взаимодействия, иными словами, повышение чувствительности к групповым процессам, собственной личности и другим людям. Конкретные задачи такого тренинга охватывают 6 основных сфер: 1. Групповые процессы: а) формирование межличностных отношений и изучение процессов, происходящих в малых группах, б) повышение чувствительности к групповым процессам, в) развитие умений успешно вмешиваться во внутригрупповые ситуации, г) развитие умений использовать групповые процессы в целях психологического воздействия. 2. Познание других людей: а) расширение межличностного сознания (т. е. знания о других людях) и диагностических умений в межличностной сфере, б) развитие и совершенствование способности наблюдать, воспринимать и понимать психологические проявления и своеобразие других людей, в) развитие способности применять различные теоретические подходы для интерпретации и прогнозирования поведения других людей. 3. Самосознание: а) познание себя и совершенствование самопонимания, б) расширение сферы самосознания, в) усиление чувства самоидентичности, г) развитие личности, д) совершенствование навыков саморегуляции. 4. Теоретический аспект: а) приобретение в процессе непосредственного взаимодействия в группе новых знаний в области психотерапии, психологии личности и группы, клинической и социальной психологии, биопсихосоциальной концепции человека, б) формирование четких представлений об обусловленности основных направлений психотерапевтической практики соответствующими концепциями нормы и патологии (подходами к пониманию личности и природы личностных нарушений). 5. Методический аспект: а) ознакомление с методическими приемами и техниками психотерапевтической работы в группе, б) развитие навыков использования групповой динамики в психотерапевтических целях. 6. Деонтологический аспект: формирование представлений о деонтологических и этических аспектах психотерапевтической практики.

Повышение восприимчивости к групповым процессам, к собственной внутренней жизни и внутренней жизни других людей, к своим и чужым ролям, позициям, установкам и отношениям, развитие открытости, искренности и спонтанности осуществляется в рамках тренинга за счет использования межличностного взаимодействия и межличностных взаимоотношений, анализа группового процесса и основных его стадий, анализа таких феноменов, как групповые цели и нормы, роли, групповая структура, проблемы руководства и лидерства, групповые конфликты, групповое напряжение и групповая сплоченность и т. д. В этом отношении такой тренинг имеет много общего с групповой психотерапией, однако в отличие от нее он в значительно большей степени (но не исключительно) ориентирован на ситуацию здесь и теперь, на исследование группового процесса, особенностей поведения участника в группе и его влияния на других людей, собственных ограничений и возможностей при взаимодействии с окружающими, в том числе и в сфере профессиональной деятельности. Использование этой формы тренинга позволяет развивать у будущих руководителей групп чувствительность к групповому процессу, способность к его более адекватному пониманию и использованию в ходе групповой работы, умение понимать отношения, установки, психологические проблемы и внутренние конфликты других людей на основании анализа группового взаимодействия, а также способствует более глубокому пониманию собственной личности, собственных установок, позиций, отношений, потребностей и мотивации. Совершенствование самопонимания, расширение сферы самосознания, осознание собственных "слепых пятен", развитие личности является важным аспектом профессиональной подготовки психотерапевтов, так как она предполагает не только овладение конкретными методами, техниками и приемами практической работы на основе базового образования, прежде всего, теоретических знаний, но и личностный тренинг. Личностный аспект подготовки важен не только для психотерапевтов, но и для всех специалистов, деятельность которых осуществляется в рамках системы "человек-человек". Но особое значение этот аспект приобретает в том случае, если профессиональная деятельность предполагает необходимость вскрытия, анализа, объяснения и интерпретации разнообразных психологических проявлений человека, что и составляет существенный аспект деятельности психотерапевта, будь то диагностика или собственно психотерапевтическая работа. В диагностике, при анализе и интерпретации клинических данных, результатов психологического исследования, субъективный фактор играет существенную роль, но особое значение он приобретает в психотерапевтической работе. Здесь личностные особенности, неудовлетворенные или неосознаваемые потребности, собственные проблемы и внутренние конфликты могут существенно затруднять и искажать видение, понимание и интерпретацию психотерапевтом актуальной ситуации взаимодействия, психологических особенностей и проявлений другого человека, выбора адекватных способов воздействия. Именно поэтому включение в подготовку психотерапевтов программ, ориентированных на совершенствование самопонимания, и личностное развитие является чрезвычайно важным. В этом смысле такие группы мало отличаются от групп личностного роста для здоровых (непрофессионалов), или даже от групповой психотерапии с невротическими пациентами. Общей целью всех этих групп является расширение сферы самосознания и рост самопонимания, создающие возможности для более полноценного функционирования человеческой личности, в том числе и в профессиональной сфере. Наряду с развитием и совершенствованием способности человека воспринимать и понимать самого себя и других людей в контексте группового взаимодействия, такой тренинг выполняет и ряд других важных функций, связанных с теоретическим, методическим, деонтологическим и этическим аспектами деятельности психотерапевта.

Оцените определение:

Источник: Словарь-справочник политической психологии (azps.ru).

Найдено рефератов по теме АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ ПСИХОТЕРАПЕВТОВ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Метод биологической обратной связи в подготовке велосипедистов высокой квалификации

Станиславская И.Г., Кузнецова В.А.
Скачать PDF

Методы подготовки к профессиональному общению будущих специалистов с использованием современных ауди

Савин А.В.
Проблема профессионального общения занимает одно из ведущих мест в жизни человека. Исследуя процесс подготовки к профессиональному общению будущих специалистов в контексте профессиональной деятельности нами были обоснованы три метода такой подготовки, основанные на использовании современных аудиовизуальных средств. Данные методы направлены на развитие социально-перцептивных, коммуникативных и интерактивных умений субъекта профессиональной деятельности, реализуемой в процессе общения. В нашем исследовании мы определили их как аудиовизуальные методы подготовки к профессиональному общению. К таковым мы относим: методы аудиовизуальной перцепции, аудиовизуальной рефлексии и аудиовизуальноудаленной коммуникации.
Скачать PDF

Методическое сопровождение теоретической подготовки дзюдоистов ДЮСШ по разделу «История своего вида»

Шахов Артём Александрович, Наумов Алексей Алексеевич, Егоров Максим Николаевич, Коватёв Денис Владимирович
В статье рассматривается разработанное авторами методическое сопровождение (учебное пособие для спортсменов, тестовый материал) многолетней теоретической подготовки дзюдоистов ДЮСШ по разделу «История своего вида». В результате опроса квалифицированных спортсменов выявлены «белые пятна» в уровне их знаний по истории дзюдо как составной части спортивной борьбы.
Скачать PDF

Содержание и методика профессионально-прикладной психофизической подготовки курсантов будущих пожарн

Селезнев Ю.В., Бабушкин Г.Д.
Скачать PDF

Использование активных методов обучения для развития военно-профессиональной направленности личности

Иоаниди А.Ф.
Скачать PDF

Организационно-методическая модель разработки и реализации психолого-педагогических условий подготов

Наумкина Татьяна Александровна
При переходе с одного образовательного уровня на другой студенты ощущают противоречия, возникающие на стыках подсистем. Представленная модель направлена на совершенствование подготовки экономистов в системе колледж вуз. В основе этой модели психолого-педагогические условия: формирование профессионального самоопределения относительно профессий экономического направления, расширение и формирование потребностно-мотивационной сферы, психолого-педагогическое сопровождение выбора образовательной траектории колледж вуз. Описаны компоненты модели, а также основные этапы ее построения.
Скачать PDF

Рефлексия как метод повышения познавательной активности в профессиональной подготовке педагогов

Гасанова Диана Имиралиевна
Повышению познавательной активности будущих специалистов в области образования способствует рефлексия как метод осознания эффективности собственной профессиональной деятельности, личностных смыслов, стереотипов мышления, поведенческих паттернов. Актуальным в контексте решаемых задач является применение активных методов обучения, одним из которых является тренинг.
Скачать PDF

Методические подходы к разработке содержания профессионально-прикладной физической подготовки

Ханжин Алексей Владимирович, Бандаков Михаил Петрович
Статья посвящена анализу системы физической подготовки военнослужащих силовых ведомств России в современных условиях. Авторы изучают состояние вопроса взаимосвязи уровня физической подготовленности военнослужащих силовых структур и готовности к профессиональной деятельности. В статье обосновывается необходимость проведения профессиографических исследований с целью разработки профессиограммы военнослужащих силовых ведомств России как условия для обоснования содержания профессионально-прикладной физической подготовки.
Скачать PDF

Теоретико-методологические основы психологической и психофизической подготовки студентов в процессе

Пичурин В. В.
Цель. Выявить теоретико-методологические основы для проведения психологической и психофизической подготовки студентов в процессе физического воспитания. Методика. В качестве метода исследования использован теоретический анализ. Результаты. Суть авторского подхода заключается в утверждении того, что методологическое основание для постановки вопроса о психологической и психофизической подготовке личности студента в процессе физического воспитания проявляется при анализе в психологии и философии таких фундаментальных вопросов, как психофизическая проблема, взаимовлияние организма и психики человека, проблема личности в психологи. Научная новизна. Научная новизна полученных результатов состоит в том, что впервые обоснованны теоретико-методологические основания для проведения психологической и психофизической подготовке студентов в процессе физического воспитания. Практическая значимость. Результаты исследования дают необходимое теоретическое основание для выработки чётких критериев и требований к студентам в процессе психологической и психофизической подготовки, создания точных методов оценивания её составных, разработки эффективных методик формирования психологической и психофизической готовности студентов в процессе физического воспитания.
Скачать PDF

Влияние активных методов обучения на развитие личности студента-психолога

Явленская Наталья Степановна
Статья посвящена анализу использования педагогического потенциала вуза в развитии личностной сферы будущих практических психологов. Приведены данные экспериментального исследования иерархии ценностей и потребностей студентов-психологов на разных этапах вузовского обучения и показана эффективность разработанных активных методов обучения в коррекции эмоциональной направленности.
Скачать PDF

Системный подход, как методологическая основа профессиональной подготовки тренера-преподавателя

Деминский А.Ц.
В данной статье рассматривается системный подход, как методологическая основа профессиональной подготовки тренера-преподавателя. Изучаются шесть принципов построения системного подхода для совершенствования всестороннего развития будущего тренера-преподавателя. Показан процесс совершенствования системы подготовки спортсменов, с учетом социальных отношений, психических свойств человека, функциональных и материально-структурных связей. Весьма актульной является необходимость изучения новых путей качественного построения системы подготовки.
Скачать PDF

Использование метода кейз-стади в подготовке социальных работников

Александров Е. П., Воронцова М. В.
Скачать PDF

Похожие термины: