АФОРИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА это что такое АФОРИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА: определение — Психология.НЭС
АФОРИЗМ АФРАЗИЯ

АФОРИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

Найдено 1 определение:

АФОРИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

название части фольклорной педагогики, выраженной в пословицах, поговорках, загадках, благопожеланиях, проклятиях, клятвах, веллеризмах, других видах народных изречений представителей конкретных этнических общностей. Основой объединения указанных средств традиционного воспитания в единый комплекс (именуемый А.п.), является такой их доминирующий признак, как непременная афористичность, то есть: семантическая насыщенность, сжатость, лаконизм, художественная завершенность, идейно-структурное единство и сентенциозность - нацеленность на поучение, наставление. Афористические средства народного воспитания, идей которых плотно упакованы в минимальный объем (одно предложение, в особых случаях - один речевой период), пронизывают всю этнопедагогическую систему всякого народа, они приложимы практически ко всем жизненным ситуациям, нацелены на развитие и поддержание в ребенке целого спектра лучших человеческих качеств. Афористическая форма педагогических знаний народа является результатом естественного отбора средств оптимальной передачи информации. Афористически выраженное народное наставление - по сути итог спирального витка осмысления информации, включая констатацию и обобщение множества фактов и примеров, их анализ, абстрагирование и сжатие в емкую по смыслу и минимальную по объему художественную форму. В афоризмах, своего рода "моделях поведения", проявляется один из самых архаичных истоков педагогики. А.п. была не только источником педагогических идей, народной концепции воспитания (эпистемический аспект), но и народные знания, запечатленные в афористические формы, несли образовательные и воспитательные функции (аспект аксиологический). Народные афоризмы, характеризующиеся максимальной плотностью информации, экспрессивностью, и сейчас весьма жизнедеятельны и авторитетно воздействуют на личность. Основные виды этнопедагогической афористики являются характерными для множества этнических традиций, совпадает не только их внешнее оформление, но и смысл. Такое совпадение не случайно и кроется в природе данного педагогического средства: афоризмы -не случайный набор тех или иных изречений, а стройная логическая система, основанная на веками отшлифованных приемах и правилах обыденного мышления. По этой причине так похожи афористические наставления у разных народов, так легко находятся взаимные соответствия и параллели. Вместе с тем существуют звенья системы афористических средств, представленные национально оригинальными видами этнопедагогической афористики, которые являются специфическими как по форме, так и по содержанию. Афористический пласт народной педагогики при методически целенаправленном применении может стать значительным средством воспитания и самовоспитания ребенка. Эффективности воспитательного воздействия материала способствует учет видовых особенностей различных видов афористики, подключение межпредметных связей, творческие задания, факультативные занятия, на которых инонациональные материалы, предлагаемые ребенку при изучении явлений родной афористики, подводят детей к мысли, что в афористических установках каждого народа выражаются адекватные понятия, что многие наблюдаемые ими совпадения не случайны, л обусловлены историческими взаимосвязями и типологической общностью. Прорабатываемые в данном ключе материалы, краткая форма которых как нельзя лучше способствует разного рода сравнениям и сопоставлениям, ненавязчиво приобщает ребенка к инонациональной культуре, выполняя одну из важнейших функций нравственно-эстетического развития: борьбу с ксенофобией, отрицанием ценностей других народов, иных обычаев и условий жизни.
Оцените определение:

Источник: Этнопсихологический словарь

Найдено рефератов по теме АФОРИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА — 0

Найдено научных статей по теме — 12

ПЕДАГОГИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ АЛКОГОЛЕ-ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ государс

Тимакин А.В
Рассматривается вопрос об основных проблемах профилактики девиантного поведения подростков в свете употребления ими алкоголя. Предлагается использование нового термина "алкоголе-девиация". Обозначается механизм совершения преступления несовершеннолетними в силу зависимости от алкоголя. Анализируется проблема государственной политики в области предупреждения деградации населения страны. Ставится вопрос о противостоянии права и педагогики в сфере профилактики правонарушений и воспитания личности.
Скачать PDF

Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития специалистами центра

Богданова Валентина Николаевна
В статье предпринята попытка обоснования деятельности специалистов ППМС-центра в психолого-педагогическом сопровождении детей с задержкой психического развития, рассмотрены наиболее эффективные формы такого сопровождения, включающие работу с детьми, родителями, педагогами в учреждениях различных типов и видов: школ, комплексов «детский сад начальная школа». Статья будет полезна учителям, воспитателям, специалистам коррекционно-развивающего обучения. The author of the paper makes an attempt to justify the activity of specialists in a centre for psychological, medical and social support of children with mental retardation. The paper covers the most effective forms of this support including the work with children, parents, teachers in institutions of various types: schools, "kindergarten primary school" complexes. The paper will be of use for teachers, tutors and specialists in correctional-developing training.
Скачать PDF

Педагогическая технология развития социально значимых качеств у студентов военной кафедры вуза в про

Панчишко О.С.
Скачать PDF

Способности в психолого-педагогической науке

Хубиева Зарима Юсуфовна
В статье рассматриваются основные проблемы и методические подходы, которые выступили в качестве основания для развития психологии способностей как одной из отраслей психологической науки, а также взгляды отечественных психологов и педагогов на проблему способностей. The article touches upon the basic problems and methodological ways, which are considered as foundations for development of psychological abilities as one of the branch psychological science. The author also studies the views of Russian psychologists and educational specialists on the problem of abilities.
Скачать PDF

Модели взаимовлияния педагогической и детской культуры

Врублевская Елена Геннадьевна
Рассматриваются противоречивые тенденции современного образования, выражающиеся в отчуждении образования от детства как основного субъекта построения и развития образования на началах гуманитаризации. Пути решения проблемы видятся в практике реализации моделей взаимовлияния педагогической и детской культуры, стимулирующих и поддерживающих самореализацию, самоопределение субъектов детской культуры как ценностностное и регулирующее основание педагогического взаимодействия. Автором даются как наиболее общие, сущностные характеристики всех моделей, так и конкретная характеристика каждой модели.
Скачать PDF

Педагогическая технология военно-патриотического воспитания студенческой молодёжи с использованием с

Прилюдько И.А.
Скачать PDF

Формирование осознанной саморегуляции педагогической деятельности как фактор становления профессиона

Белоус Ольга Валерьевна
Статья посвящена использованию регулятивных умений и составляющих саморегуляции в целях повышения готовности студентов педвуза к осуществлению профессиональной деятельности. В данном исследовании используется подход, разработанный в лаборатории осознанной саморегуляции ПИ РАО под руководством академика Конопкина О. А. Показано, что при условии формирования проявлений саморегуляции более оптимально происходит становление профессионала.
Скачать PDF

Психолого-педагогическая поддержка студентов высшего учебного заведения в процессе адаптации как фак

Лукина А. А.
Исследуется проблема адаптации студентов к обучению в вузе. Поддержка студентов рассматривается как главный фактор развития студентов и их дальнейшей успешности. Выделяются направления и функции психолого-педагогической поддержки адаптации студентов.
Скачать PDF

Структура педагогической поддержки совладающего поведения подростков в школах Литвы

Останина Надежда Владимировна
В статье представлены результаты работы по апробации модели психолого-педагогической поддержки как ресурса образовательной среды. Реализация ее направлена на развитие конструктивных способов преодоления подростками трудностей школьной жизни (совладающего поведения). Раскрываются цели и задачи развивающей, формирующей и воспитывающей стратегий психолого-педагогической поддержки, обеспечивающих формирование конструктивного копинг-поведения подростков в трудных школьных ситуациях. Рассмотрена структура деятельности психологической службы школы как ключевой фигуры реализации модели психолого-педагогической поддержки школьников в образовательном учреждении.
Скачать PDF

Теоретические и методические аспекты формирования профессиональной мотивации педагогической деятельн

Мелетичев В.В.
Статья посвящена актуальной для военной педагогики проблеме формированию профессиональной мотивации педагогической деятельности у адъюнктов технических военно-учебных заведений, являющемуся одним из направлений оптимизации подготовки преподавателей для высшей военной школы. В статье аргументирована значимость проблемы, представлено теоретическое обоснование профессиональной мотивации как важнейшего условия результативности педагогической деятельности. Рассмотрены методические основы формирования профессиональной мотивации педагогической деятельности у адъюнктов.
Скачать PDF

Психолого-педагогические условия преодоления трудностей общения младших школьников

Габуева Е.М., Непомнящий А.В.
Скачать PDF

Психолого-педагогическая характеристика служебно-боевой деятельности военнослужащих внутренних войск

Тарасов Михаил Михайлович
Статья посвящена психолого-педагогической характеристике служебно-боевой деятельности военнослужащих внутренних войск. Дается оценка основным отличительным признакам направленности этой деятельности, показана прямая зависимость от уровня обученности военнослужащих их поведения и степени преодоления психологических трудностей при использовании имеющихся средств в решении служебно-боевых задач, в том числе и в борьбе с международным терроризмом в разное время суток, в разное время года.
Скачать PDF

Похожие термины: