Аффективно-личностные связи
Аффективно-личностные связи
лат. affectus — душевное волнение, страсть] — первый появляющийся в онтогенезе вид взаимоотношений ребенка со взрослыми, складывающийся как один из психологических продуктов ситуативно-личностного общения. Зарождается в первом полугодии жизни, проявляясь впервые как стремление младенца разделить со взрослыми свои впечатления по поводу восприятия радующих воздействий (интересной игрушки, веселой мелодии и т.п.). Сначала это поиски сопереживания взглядом, включение взрослого и объекта восприятия в единое поле зрения; несколько позже отмечаются более активные проявления: показ взрослому радующего предмета, ожидание ответных положительных эмоций. А-л. с. в первом полугодии жизни выступают как основное психологическое новообразование возраста, так как ложатся в фундамент развивающейся личности младенца и опосредуют его отношения с окружающим миром. При дефиците ситуативно-личностного общения А-л. с. не устанавливаются, у младенца не формируется активная позиция в отношении к окружающим людям, предметному миру, к себе самому — искажается личностное развитие ребенка. Во втором полугодии наличие А.-л. с. проявляется не только в положительной, но и в отрицательной эмоциогенной ситуации (в незнакомом помещении, при встрече с посторонними взрослыми, при виде пугающего предмета и т.п.), выражаясь в поисках защиты, стремлении испытать любовь и поддержку близкого взрослого, прижимаясь к нему, обнимая, заглядывая в глаза. Это помогает ребенку преодолеть свой страх и стимулирует развитие познавательной и игровой активности в испугавшей ранее ситуации. Взрослые, с которыми у младенца А.-л. с. не сложились (как это часто бывает в домах ребенка), не могут служить побудителем смены защитно-оборонительного поведения на ориентировочноисследовательское. Наличие А-л. с. является одним из показателей успешного психического развития ребенка. С. Ю. Мещерякова