ВОЗРАСТ ЮНОШЕСКИЙ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ
период в развитии человека в возрасте от 15 до 17 лет (ранний Ю. в.), с 18 до 21 года (поздний Ю. в.), непосредственно предшествующий периоду взрослости. В период Ю. в. наступает окончательное формирование организма, завершается развитие вторичных половых признаков.

Источник: Каталымов Л.Л. Словарь по сексологии. 2007

ВОЗРАСТ ЮНОШЕСКИЙ
стадия развития онтогенетического между возрастом подростковым и взрослостью. У юношей охватывает период от 17 до 21 года, у девушек - от 16 до 20. В этом возрасте завершается физическое, в том числе половое, созревание организма. В психологическом плане главная особенность возраста - это вступление в самостоятельную жизнь, когда происходит выбор профессии, резко меняется позиция социальная.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ
период жизни и развития человека от 15 лет до 21 года; как правило, в этом возрасте, полностью заканчивается половое созревание, наступает физиологическая зрелость, что проявляется в гармоническом соответствии сердечно-сосудистой сис темы, замедлении темпа роста тела, заметном нарастании мышечной силы и физической работоспособности, в завершении формирования и функционального развития всех тканей и органов организма

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

Юношеский возраст
Период развития в онтогенезе человека, охватывающий приблизительно возраст от 14-ти до 25-ти лет. В Ю. в. человек - как никогда до этого и никогда после этого в такой компактности - стоит перед необходимостью принятия решений, прочно определяющих его дальнейшую жизнь. Эти решения - преимущественно в сфере профессиональной ориентации, выбора партнера, часто связаны с созданием семьи и с формированием мировоззренческо-политических взглядов. В этом возрасте также чаще всего начинаются многие психические расстройства - заболевания шизофренией, маниакально-депрессивным психозом и др. Особенности характера, в т. ч. и его отклонения (в смысле психопатического развития) также оформляются и проявляются в годы этого возрастного интервала.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Юношеский возраст
Категория. Стадия онтогенетического развития между подростковым возрастом и взрослостью.
Специфика. У юношей этот временной интервал охватывает 17-21 год, у девушек - 16-20. В этом возрасте завершается физическое, в том числе половое, созревание организма. В психологическом плане главной особенностью данного возраста является вступление в самостоятельную жизнь, когда происходит выбор профессии, резко меняется социальная позиция. В этом возрасте решаются специфические задачи: установление с другими дружеских и интимных взаимоотношений, проигрывание половых ролей и формирование установок на семью, достижение независимости, формирование основ мировоззрения и самопознания, профессиональный выбор.
Литература. (Hrsg.) Oerter R. Lebensbewaltigung im Jugendalter. 1985

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ
период жизни человека от 15 до 21 года. Для юношей этой возрастной ступени характерно своеобразие социализации, личностная активность, динамичность протекания психических процессов. Проявляется повышенная эмоциональность, стремление к самостоятельным поискам и самоутверждению в глазах окружающих людей. Вместе с тем среди черт людей этого возраста часто встречаются завышенные самооценки и самомнение, беспечность, а порой и бездумное отношение к здоровью и жизни. Этому возрасту свойствен рационализм, нежелание принимать что-либо на веру. Неосознанный нигилизм как своеобразная форма самоутверждения молодых людей требует от старших гибкости в подходе к оценке их поведения и отношения к другим людям. Юность – время развития социальной зрелости, движения к сознательной и ответственной жизни. Эти процессы зависят от социально-экономических условий в обществе, воспитания, обучения в школе и вузе, от индивидуальных особенностей и т. д. Основными видами деятельности в Ю. в. являются учение и производительный труд. Юноши осознают, что необходимыми условиями полноценной трудовой жизни являются: приобретение знаний, навыков, умений, личностных качеств, овладение профессией. Развиваются познавательные интересы, усиливается избирательное отношение к определенным областям знаний, умение аргументировать и доказывать положения, делать выводы. Умственная работа приобретает активный, самостоятельный, критический и творческий характер. В Ю. в. заметно крепнут волевые качества, умение владеть собой; эмоции, чувства становятся разнообразнее. Испытываемая половая потребность у одних юношей в зависимости от общечеловеческих и других качеств может способствовать проявлению настоящей дружбы, любви, у других же – распущенности, цинизма. Повышается интерес к мировоззренческим проблемам, к самовоспитанию. Именно в этом возрасте отношение к действительности, убеждения и взгляды на мир проверяются на практике, переосмысливаются и складываются в единую систему социальных ориентаций и установок. Ю. в., по результатам исследований Б. Г. Ананьева, характеризуется наименьшей величиной латентного периода реакций на различные сигналы, оптимумом абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшей пластичностью образования сложных психомоторных и других навыков. По сравнению с другими в юношеском возрасте отмечается высокая развитость оперативной памяти, переключения внимания, умения решать вербально-логические задачи. Ю. в. – период наиболее активного развития умственных, нравственных и эстетических качеств, становления и стабилизации характера, овладения комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, общественно-политических, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало «экономической активности», т. е. включения человека в самостоятельную производительную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Значительная часть рядового состава находится в Ю. в.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ
англ. juvenile age) - период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью (см. Возраст). В схеме возрастной периодизации онтогенеза, принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, Ю. в. был определен как 17-21 г. - для юношей и 16-20 лет - для девушек. Психологи расходятся в определении возрастных границ юности. В западной психологии вообще преобладает традиция объединения подросткового возраста и юности в единый возрастной период, называемый периодом взросления (англ. adolescence; на рус. язык этот термин часто переводят как "отрочество" или в зависимости от контекста и внимательности переводчика - "подростковый возраст", либо - "юность"), содержанием которого и является переход от детства к взрослости, а границы могут простираться от 12-14 до 25 лет. В отечественной науке принято рассматривать Ю. в. как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности. И. С. Кон определяет юность в границах 14-18 лет. Чаще их сужают до 15-17 лет, и тогда Ю. в. оказывается фактически совпадающим со старшим школьным возрастом, с периодом обучения в старших классах общеобразовательной школы.
В Ю. в. в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, замедляется темп роста тела, заметно нарастает мышечная сила и работоспособность, заканчивается формирование и функциональное развитие тканей и органов.
Ю. в. - исторически наиболее поздно сформировавшийся период в череде предшествующих взрослости возрастов; его необходимость диктуется усложнением, в частности технологическим, социальной жизни и тех требований, которые современные развитые общества предъявляют к уровню профессионального образования и личностной зрелости своих взрослых членов. Вследствие этого Ю. в. не является полностью устоявшимся, люди 15-17 лет даже в одной стране могут оказаться в различных социальных ситуациях развития. Если учесть к тому же, что процессы соматического, психического и социального "созревания" протекают неравномерно и разновременно у разных людей и соответствующие различия с возрастом увеличиваются, то становятся понятными трудности изучения и описания этого важного этапа развития человека.
Психологическое изучение Ю. в. началось в конце XIX в. с описания юности выходцев из высших слоев общества. В результате в конце XIX - нач. XX в. господствовала т. н. романтическая модель юности как периода внутреннего кризиса, пробуждения чувств, как эпоха "бури и натиска". Начиная с 1920-х гг. ситуация резко изменилась: после работ М. Мид, Л. С. Выготского, а позднее Б. Заззо и многих др. становится невозможен анализ Ю. в. без учета этнокультурных и социокультурных различий.
Главный конституирующий момент социаль-! ной ситуации развития в Ю. в. составляет то, что юноша находится на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Переход от подросткового к Ю. в. связан с резкой сменой внутренней позиции, когда обращенность в будущее становится основной направленностью личности и проблемы выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения, обретения своей идентичности (Э. Эриксон) превращаются в "аффективный центр" (Л. И. Божович) жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться вся деятельность, все интересы подростка. В Ю. в. психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи, врастание в культуру (Э. Шпрангер), когда индивид конституирует себя как представителя определенного поколения (А. В. Толстых). См. Периодизация психического развития. (Н. Н. Толстых)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ
ЮНАЦКІ ЎЗРОСТ / YOUTHFUL AGE, YOUTH– период онтогенеза, занимающий промежуточное положение между подростковым возрастом и взрослостью. Границы этого периода у разных авторов разнятся: 14– 18 лет (И. С. Кон), 13,5–18 лет (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, С. Холл), 11–21 год (А. Гезелл) и др. Иногда этот период сужают до 15–17/18 лет (Е. Е. Сапогова) либо вовсе исключают из возрастной периодизации. Так, Л. С. Выготский заканчивает свою периодизацию пубертатным периодом (14–18 лет) и кризисом 17 лет, а Д. Б. Эльконин, рассматривая эпоху подростничества, выделяет в ней два периода: младшее (11–15 лет) и старшее (15–17 лет) подростничество. В современной западной психологической традиции не принято выделять Ю. в., а рассматриваемые возрастные границы включаются в подростковый возраст (adoles cence) (Г. Крайг, Э. Эриксон, Д. Сантрок, Дж. Дакей, М. Кенни и др.). Таким образом, выделение Ю. в. как самостоятельного периода развития характерно в большей мере для отечественных авторов. Расхождения в оценках временных границ Ю. в. у разных авторов имеют под собой объективные основания. Во-первых, данный период как самостоятельный исторически оформился наиболее поздно, что связано с усложнением социальных и технологических требований к жизни взрослого человека. Во-вторых, психическое развитие в Ю. в. менее жестко по сравнению с детством предопределено созреванием организма и социальными факторами. Больший удельный вес приобретает фактор саморазвития личности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.). Неслучайно авторы при описании психического развития в Ю. в. сосредоточиваются на характеристике «личностной» его составляющей и практически игнорируют характеристику познавательных процессов. Вследствие изменения логики развития сложнее выделить общие для разных людей закономерности развития в этот период. Несмотря на разногласия в определении временных границ Ю. в., авторы сходятся в выделении основных его качественных характеристик. С одной стороны, в этот период завершается созревание организма (заканчиваются половое созревание, функциональное развитие тканей и органов, приближается к оптимуму большинство психофизиологических функций– сенсорных функций, внимания, моторики и др., заметно увеличивается работоспособность и т. д.). В соответствии с этим оптимум развития интеллектуальных функций достигается к 18–20 годам (С. Пако, К. Ховланд). С другой стороны, в Ю. в. человек готовится к вступлению в самостоятельную жизнь (выбирает профессию и проходит профессиональное обучение (Д. Б. Эльконин), строит планы на будущее, определяет систему жизненных ценностей и смыслов, решает проблему обретения своей идентичности (Э. Эриксон). Л. И. Божович называла аффективным центром Ю. в. обращенность в будущее, формирование временной перспективы. Для юношей и девушек высокая значимость жизненного самоопределения проявляется в их склонности к абстрактному теоретизированию, которое Л. С. Выготский называл интеллектуальными играми. Это отражает потребность в анализе абстрактных идей, интерес к проблемам смысла жизни, поиска своего места в мире. Для юношей и девушек значимость представляет не смысл жизни вообще как философская категория, а смысл собственной жизни. Решение подобных проблем связано с формированием мировоззрения, которое характеризует систему взглядов на мир и место человека в нем. Данная особенность способствует развитию высшей формы эмоций– чувств, опосредствованных абстрактными идеями и смыслами. По сравнению с подростками у юношей и девушек повышается нравственная устойчивость личности. Спецификой возраста является быстрое развитие специальных способностей. Это объясняется важностью задачи профессионального самоопределения личности Ведущая деятельность в Ю. в.– учебно-профессиональная (Д. Б. Эльконин). Однако интимно-личностное общение со сверстниками не утрачивает своей актуальности в Ю. в. Усиливается роль избирательности в межличностном общении. Близкие отношения с другими людьми влияют на развитие идентичности (самосознания) юношей и девушек. А. М. Поляков, Н. Ю. Клышевич

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
240.51 кб

Отношение к семье в юношеском возрасте

Корзунин В. А., Шалегина Д. С.
Читать PDF
588.93 кб

Критерии отчуждения в юношеском возрасте

Кудрявцева Елена Викторовна
В статье описаны основные доминанты феномена «отчуждение», рассмотрены особенности отчуждения в юношеском возрасте, предложена авторская интерпретация понятия юношеского отчуждения и его критериев.
Читать PDF
6.35 мб

Переживание кризиса в юношеском возрасте

Н.А. Деева
Читать PDF
246.84 кб

Отношение к здоровью в юношеском возрасте

Юшачкова Татьяна Борисовна
Работа посвящена проблеме отношения к здоровью в юношеском возрасте, содержит результаты исследования ценности здоровья и его самооценки на данном возрастном этапе, описание психологических особенностей юношей и девушек, для котор
Читать PDF
13.85 мб

Психология переживаний в юношеском возрасте

Шагивалеева Гузалия Расиховна
Статья посвящена исследованию переживания одиночества в юношеском возрасте.
Читать PDF
174.75 кб

Отношение к смерти у лиц юношеского возраста

Шутова Л. В.
Читать PDF
66.20 кб

Процесс выбора профессии в юношеском возрасте

Таротенко О. А.
Рассматривается процесс принятия решения в ситуации выбора профессии в юношеском возрасте.
Читать PDF
301.02 кб

Развитие характера в детском и юношеском возрасте

Большунова Наталья Яковлевна
В статье представлены положения о развитии характера детей и молодежи в современных социокультурных условиях, основанные на представлениях о характере в отечественной психологии и авторской концепции организации образования в форм
Читать PDF
883.57 кб

Представления о родительстве в юношеском возрасте

Мухтарова Амина Хасановна
Цель. Статья посвящена изучению когнитивных аспектов семейного самоопределения в юношеском возрасте.
Читать PDF
706.46 кб

Динамика карьерных ориентаций в юношеском возрасте

Цариценцева Оксана Петровна
В статье дается обоснование необходимости организации психологического сопровождения карьеры, как в старшем школьном возрасте, так и на этапе студенчества.
Читать PDF
182.74 кб

Проблема развития креативности в юношеском возрасте

И. В. Борзенкова, Е. В. Беляева
В статье рассматривается проблема развития креативности в юношеском возрасте,возрастные предпосылки развития креативности.
Читать PDF
170.10 кб

Креативность как новообразование юношеского возраста

Баранова Любовь Васильевна
The article looks at youth as the final stage of one's physical, intellectual and social maturing.
Читать PDF
262.04 кб

Психотехнология обучению выбору в юношеском возрасте

Березина Н. Н.
Читать PDF
481.36 кб

Позитивный потенциал одиночества в юношеском возрасте

Неумоева-колчеданцева Елена Витальевна
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты одиночества. Раскрывается сущность одиночества как психического феномена.
Читать PDF
369.65 кб

Стресс в романтических отношениях юношеского возраста

Тутушкин Леонид Николаевич
В статье представлена характеристика романтических отношений в юношеском возрасте, рассмотрен вопрос о наличии стресса в данных отношениях.

Похожие термины:

  • ВОЗРАСТ РАННИЙ ЮНОШЕСКИЙ

    возраст в пределах от 15—16 до 18—20 лет. См. возраст психологический, возраст физический, периодизация возрастного развития.
  • ВОЗРАСТ ЮНОШЕСКИЙ (ЮНОСТЬ)

    период в жизни человека, ограниченный примерно следующими возрастными рамками: от 15—16 лет до 28—30 лет. В пределах этого периода жизни выделяют три подпериода: ранний юношеский возраст (15—16 – 18-20 л
  • Общение: онтогенез-юношеский возраст

    Юношеский возраст, или ранняя юность - период 16-19 лет характеризуется более глубоким содержательным О. по сравнению с подростковым возрастом (11-15 лет). Для этого возраста свойственны такие эмоциона