Социальное познание
Социальное познание
Social cognition) — процесс размышления о себе и о других людях.
Источник: Р.Чалдини, Д.Кенрик, С.Нейберг. Социальная психология. 2002
Социальное познание
social cognition). Мысли, знания и предположения о социальном мире.
Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005
Социальное познание
(Social cognition) – мыслительный процесс, направленный на понимание себя и других людей.
Источник: Социальная психология. Пойми себя чтобы понять других. СПб. Прайм-Еврознак 2002
Социальное познание
отрасль психологии, изучающий процессы восприятия и интерпретации социальной информации.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Социальное познание
(social cognition) — термин используется для описания области исследования и теории, которая изучает понимание ребенком социальных взаимоотношений.
Источник: Развитие ребенка. Питер. 2004 г.
СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ
Раздел науки, который фактически является соединением социальной и когнитивной психологии и изучает то, как индивиды воспринимают, вспоминают, осознают и интерпретируют информацию о своих действиях и действиях других.
ПОЗНАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
область исследований, пограничная между социальной и когнитивной психологией. В П.с. внимание концентрируется на том, как люди воспринимают, припоминают, обдумывают и интерпретируют информацию о своих действиях, действиях других людей и социальных событиях. См. психология когнитивная, психология социальная.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Социальное познание
Роль когнитивных факторов в нашем общественном поведении, социальное познание является основным методологическим подходом в социальной психологии. Психологи изучают, в какой степени наши мысли зависят от непосредственного общественного контекста и, в свою очередь, влияют на наше поведение в обществе, резюме этого подхода выглядит следующим образом: 1. Люди обладают ограниченными способностями для обработки информации об окружающем мире, поэтому они пользуются когнитивными обобщениями (например, стереотипами), чтобы максимально уменьшить нагрузку на мышление. 2. Мы разрабатываем схемы, отражающие наши знания о самих себе, других людях и наших общественных ролях. Когда эти схемы закрепляются, они определяют наш способ обработки информации и формирования суждений о себе и других. 3. Мы менее склонны опираться на эти схемы, если цена неверного суждения очень высока или если мы осознаем, что наша схематическая обработка может оказаться неточной. 4. Со временем схемы становятся все более сложными и упорядоченными и с трудом поддаются изменению. 5. Теория социального познания подвергается критике за чрезмерный акцент на когнитивных аспектах общественного поведения и игнорирование других важных факторов (например, эмоциональных). Мы иногда принимаем решения, не имеющие смысла, если судить о них по когнитивным критериям, но отражающие наше особое эмоциональное состояние (счастье, гнев или печаль).
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
Социальное познание
social cognition) Область С. п. имеет дело с познавательной деятельностью, опосредующей и сопровождающей соц. поведение. Она предусматривает анализ того, как стимульная информ. сначала кодируется, организуется (и преобразуется) в памяти, а затем используется чел. в процессе своего функционирования в соц. мире. С. п., не являясь ни отдельной теорией, ни узкой эмпирической областью, соответствует специфическому концептуальному уровню анализа, используемого для совместного объяснения челов. мышления и соц. поведения. Этот уровень анализа яв-ся скорее молекулярным, чем молярным. Теоретики, работающие в русле этого направления, используют "ментальные" конструкты на уровне индивидуальных представлений, категорий и понятий. Эти конструкты являются достаточно абстрактными, чтобы охватить широкий спектр содержательных областей (таких как представления о людях, чертах личности, ситуациях, животных и произведениях иск-ва). Большинство исследователей в этой области, несмотря на свою менталистскую направленность, не ограничиваются изучением "сознательного" мышления. Ментальные конструкты обычно определяются таким образом, чтобы оставить открытым вопрос о сознании. Исследователи в области когн. психол., психолингвистики и искусственного интеллекта все в большей степени вовлекаются в изучение когнитивных процессов более высокого порядка и интересуются объяснением сложных видов обработки информ. человеком, таких как понимание и запоминание историй, последовательностей действий и др. тематически связанных ансамблей стимулов. Понятие "схемы" обеспечило исходную общую почву для групп соц. и когнитивных исследователей. Элементы нашего когнитивного мира не существуют в виде какой-то беспорядочной, разрозненной совокупности. Скорее, они увязываются между собой в структуры более высокого порядка. Понятие схемы оказалось очень близко соц. психологам, поскольку они уже использовали родственные схеме понятия. К их числу относятся такие термины, как стереотип, норма, ценность, аттитюд и имплицитная теория личности. Чтобы облегчить установление концептуального единообразия в различных областях, некоторые исследователи С. п. разработали таксономии схем. К числу предложенных ими категорий относятся: чел. (person), роль (role), событие (event), черта (trait), изобразительный (pictorial) и соц. группа (social group). Наряду с этим были также разработаны таксономии с т. зр. познавательного процесса, к-рые классифицируют схемы на основе их концептуальных свойств. Информационный поход. Область С. п. рассматривает челов. разум как систему обработки информ. Информ. получается из окружающего мира, обрабатывается когнитивной системой и используется при реализации соц. поведения. Первая ступень обработки информ. имеет дело с задачами кодирования и организации. Вторая тематическая область обработки информ. связана с проблемой когнитивного поиска (информ. в памяти и ее извлечения). Что определяет течение мысли и каким образом мы получаем доступ к сохраняемым в памяти фактам и логическим выводам при реализации соц. поведения? Сюда относится также проблема имплицитного поиска, к-рый происходит в случае более или менее непроизвольных соц. реакций. Задачу поиска ранее приобретенной информ. можно обойти, когда чел. доступна поведенчески релевантная схема. Третья категория проблем касается интеграции (объединения) информ. Люди часто сталкиваются с ситуациями, для к-рых у них нет адекватных схем. В особенности, когда люди предвосхищают частое возникновение таких ситуаций в будущем, в их интересах выработать новую схему, к-рая бы позволяла справляться с различными возможными вариантами этих ситуаций. Четвертой тематической областью яв-ся выбор реакции (response selection). Каким образом люди оценивают альтернативные варианты реакций, автоматически выбирают одну и реализуют ее в поведении? Контекст коммуникации и знание позиции аудитории может влиять на то, как и когда передаются когнитивные реакции. Неразрешенные проблемы. Исследователи С. п., в целом, избегали вопроса о том, что приводит в действие когнитивные системы. Родственной проблемой является роль когнитивных систем в регулировании мотивационных сил. Соц. окружение отличается чрезвычайной сложностью. Количество и разнообразие информ., содержащейся в соц. взаимодействии, необычайно велико. Каким образом чел. приходит к специфическому способу ее организации? Остается ли этот способ одним и тем же на всем протяжении ведущегося диалога и возможно ли кодировать (и/или сохранять) эту информ. двумя или более способами одновременно? Такого рода вопросы начинают выступать на передний план при обращении к уровню анализа, характерному для перспективы С. п. См. также Внимание, Когнитивная сложность, Контекстуальные ассоциации, Формирование впечатления Т. Остром
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006