Познание
cognition) - способность думать, вспоминать и предвидеть.
Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007
Познание
наш способ обработки информации в сознании и трансформация сенсорных данных в знание.
Источник: Мацумото Д. Психология и культура
ПОЗНАНИЕ
постижение чего-либо, приобретение знаний о чем-либо; постижение закономерностей некоих явлений, процессов и пр.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Познание
Любая мысль, установка или убеждение относительно окружающего мира. В теории когнитивного диссонанса может также обозначать осознание своего поведения.
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
Познание
процесс психического отражения и восприятия объективного мира в сознании, результатом которого является новое знание о его многопорядковой сущности (Конюхов, 1996).
Источник: Экологическая психология словарь-справочник 2012.
ПОЗНАНИЕ
процесс психического отражения, обеспечивающий приобретение и (в той или в иной мере) усвоение знаний. У человека один из трех атрибутов сознания вместе с переживанием и отношением.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Познание
Процесс, включающий в себя восприятие, узнавание, осмысление, мотивацию и представление; ухудшенная способность к познанию при дисфункции головного мозга, умственной отсталости, когнитивных расстройствах.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
ПОЗНАНИЕ
cognition) - умственный процесс приобретения знаний. Он включает в себя восприятие, рассуждение, творческую деятельность, разрешение возникших проблем и, возможно, интуицию. Для сравнения: Действие активное.
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
Познание (когнитивность)
МКБ 310; 317-319) - общий термин, характеризующий приобретение знаний посредством каких-либо умственных процессов, например концептуализации, перцепции, суждения или воображения. Когнитивность традиционно противопоставляется волевым усилиям и эмоциям.
Источник: Краткий словарик по психиатрии. 2002
ПОЗНАНИЕ
(cognition-англ.) (в когнитивной психологии)-различные виды познавательной активности или активности, направленной на получение и обработку знаний (информации). Большинство современных психологов применяют производный от П. термин «познавательный» для обозначения любого вида внутренних или умственных процессов, включая ощущения, восприятие, память, воображение, мышление и речь. См. процессы познавательные (процессы психологические), психология когнитивная.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ПОЗНАНИЕ
Широко распространенный (почти невозможно точно установить, насколько) термин, который традиционно употреблялся по отношению с таким действиям, как мышление, постижение, рассуждение и т.д. Большинство психологов использовало его для обозначения любого класса психических действий (используется этот термин очень свободно), основными характеристиками которых является абстрактный характер. Они включали символизм, инсайт, прогнозирование, использование сложных правил, воображение, убеждение, намерение, решение задач и т.д. См. когнитивная психология и когнитивистика.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
ПОЗНАНИЕ (COGNITION)
Психические процессы приобретения, переработки, кодирования и хранения знаний. Познание включает в себя восприятие, представление, формирование понятий, мышление, суждение и воображение. Некоторые определения познания являются весьма суженными (например, познание приравнивается переработке информации), а другие - слишком широкими (например, определение Кеслера: 'Все процессы выше рефлекторного уровня, вызывающие какие-либо изменения в поведении'). Утверждение Холта (1964), что к познанию относятся все аспекты символического поведения, отражает крайне расширенное содержание термина, а также поле деятельности когнитивной психологии в последние десятилетия.
В психоаналитической литературе термин познание обычно ограничивается интеллектуальными функциями индивида и часто относится к процессам развития ребенка (в частности, в генетической эпистемологии), изучавшимся Жаном Пиаже. Пиаже много писал о построении объекта (сенсомоторный интеллект), о допонятийной, операциональной и формальной стадиях развития интеллекта, игре, символообразовании и взаимном влиянии интеллекта и аффектов. И лишь небольшая область его работы, а именно относящаяся к младенческому возрасту (сенсомоторному периоду по Пиаже), надлежащим образом исследовалась с психоаналитической точки зрения.
Не так давно исследования, проведенные в рамках когнитивной психологии, касающиеся психической репрезентации, включая предваряющую, иконическую (образную) и вербальную формы репрезентации (Вruner, 1966), постепенно были интегрированы в психоаналитическую теорию. Особый интерес среди психоаналитиков всегда вызывала проблема развития речи.
Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000
Познание
cognition) П. (когниция) - это "родовой термин, используемый для обозначения всех процессов, связанных с приобретением знаний", - утверждает Эрнест Р. Хилгард в работе "Сознание в современной психологии" (Consciousness in contemporary psychology). В указателе к "Принципам психологии" (Principles of psychology) У. Джеймса после слова П. идет "см. знание (knowing)". Т. о., П. охватывает всю умственную активность или состояния, связанные с приобретением знаний и функционированием разума, включая восприятие, внимание, память, воображение, речевые функции, процессы (возрастного) развития, решение проблем, а тж область искусственного интеллекта. Большинство когнитивных психологов едины в том, что объяснения функционирования разума не обязательно должны строиться на уровне наблюдаемого поведения, достаточно исследовать релевантные явления, происходящие в НС. А. Л. Блюменталь указывал в "Процессе познания" (The process of cognition), что следует разграничивать исслед. двух категорий вопросов: первая касается содержания челов. знания, а вторая - природы ментальных процессов, делающих возможным усвоение и использование такого знания. Это разграничение относится к более общему типу разграничения "содержание/процесс". Джозеф Р. Ройс показал, что предложенная Гилфордом модель структуры интеллекта включает 28 когнитивных, или познавательных факторов, и что его три способа получения знаний образуют класс когнитивных процессов. Блюменталь тж высказал мысль о том, что когниции могут представлять собой все что угодно, предположительно имеют отношение к реальности и не квалифицируются как знание. Главной темой совр. когн. психол. яв-ся конструктивистский лозунг: челов. П. - активный процесс. Анализ когнитивных процессов с позиций обработки информ. предполагает их разбиение на последовательность упорядоченных стадий изменений информ., представленной в головном мозге. Каждая стадия в этой последовательности обработки информ. - от восприятия до действия - соответствует специфической ментальной активности или предмету познания. См. также Обработка информации, Теория обработки информации, Умственные образы, Перцептивная организация, Модель структуры интеллекта Н. С. Андерсон
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006