ШКАЛА

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ШКАЛА
форма фиксации совокупности признаков изучаемого объекта с упорядочиванием их в определенную числовую систему.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ШКАЛА
упорядоченное множество действительных чисел (индексов), соответствующих ряду возможных значений измеряемой величины.

Источник: Педагогические тесты. Термины и определения. 2001

ШКАЛА
устройство или система измерений. Линейная шкала имеет равные части (интервалы деления). На логарифмической шкале длина интервала пропорциональна логарифму отношения величин на концах отрезка. В медицине и эпидемиологии используется множество различных шкал. Из французского и среднеанглийского scale — лестница.

Источник: Эпидемиологический словарь. 2009 г.

Шкала
лат. scala – лестница) – 1. вообще – любая процедура или прием, который используется с целью упорядочить объекты, явления или события в некотором прогрессивном ряду согласно их номерам либо значениям; 2. любой прогрессивный числовой ряд, который может использоваться для приписывания величин явлениям и объектам; 3. инструмент для тестирования, который содержит пункты или задачи, расположенные согласно некоторому измерению.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ШКАЛА
инструмент для измерения непрерывных свойств объекта; представляет собой числовую систему, где отношения между различными свойствами объектов выражены свойствами числового ряда.
В психологии и социологии различные шкалы используются для изучения разных характеристик социально-психологических явлений. Первоначально выделялись четыре уровня, или шкалы измерения: 1) шкала наименований – номинальная; 2) шкала порядка – ординальная; 3) шкала интервалов – интервальная; 4) шкала отношений – пропорциональная.
Их разделение осуществимо на основе математических преобразований, допускаемых каждой шкалой. В зависимости от типа задач, решаемых с помощью шкалирования, строятся либо шкалы оценок, либо шкалы социальных установок. В практике психологических исследований каждая шкала – независимо от уровня измерения – имеет специальное название, связанное с наименованием изучаемого свойства объекта.

Источник: Методы психологии. Терминологический словарь. 2003 г.

ШКАЛА
1. В общем случае оценочная процедура или система, которая позволяет ранжировать, упорядочивать объекты некоторого класса. 2. Вид измерительного оценочного инструмента, имеющего показатели (оценки), которые приписываются измеряемым при помощи данной Ш. качествам и относительно которых можно сказать, что одна из них больше, равна или меньше другой. 3. Совокупность величин, приписываемых некоторым объектам в качестве их количественных, упорядоченных признаков. 4. Тестовый инструмент, который имеет единицы или задачи, упорядоченные определенным образом. В психологии чаще всего используются порядковые и интервальные Ш. См. Векслера-Беллвю шкала, Бине-Симона шкала, Векслера интеллекта шкала для взрослых (WAIS), Векслера дошкольная и первичная шкала интеллекта (WPPSI), Гезелла шкала развития, шкала абсолютная, шкала аддитивная, шкала аттитюдов, шкала вербальная, шкала интервальная, шкала измерительная, шкала порядковая и другие статьи, начинающиеся со слова «шкала».

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ШКАЛА
1. Вообще и всеобъемлюще – любая процедура или прием, который используется с целью упорядочивания объектов или событий в некотором прогрессивном ряду. Это значение, которое является преобладающим, связано с представлением о том, что в любом и каждом случае имеется некоторое правило приписывания номеров или значений объектам или событиям, которые нужно шкалировать. Правило (или правила), применимое в отдельных случаях, представляет собой то, что отражает смысл, который могут иметь значения шкалы. 2. Любой прогрессивный числовой ряд, который может использоваться для приписывания величин событиям или объектам. Основное различие между 1 и 2 значениями здесь – различие между абстрактным и конкретным. Например, термометр – шкала в значении 2, он отражает температурную шкалу в значении 1. 3. Инструмент для тестирования, который содержит пункты или задачи, расположенные согласно некоторому измерению. Это измерение может быть нескольких видов: от степени трудности, как это обычно бывает в шкалах интеллекта, до предпочтения, как в шкалах установок. Обратите внимание, что этот конкретный прием шкалирования может давать различные виды измерительных шкал. Глагол шкалировать означает приписывать номера событиям согласно некоторому правилу.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ШКАЛА
от лат. scala – лестница) – инструмент для измерения непрерывных свойств объекта; представляет собой числовую систему, в которой отношения между различными свойствами объектов выражены свойствами числового ряда. В психологии и социологии различные Ш. используются для изучения различных характеристик социально-психологических явлений. Выделено четыре типа числовых систем, которые определяют соответственно четыре уровня (или шкалы) измерения: Ш. наименований (номинальная), порядка (ординальная), интервалов (интервальная) и отношений (пропорциональная). Их разделение осуществимо на основе тех математических преобразований, которые допускаются каждой Ш. Различие уровней измерения какого-л. качества можно проиллюстрировать простым примером. Если подразделить людей только на удовлетворенных или не удовлетворенных своей работой, то тем самым получают номинальную Ш. удовлетворенности работой. Если можно установить также степень удовлетворенности, то строится ординарная Ш. Если фиксируется, насколько и во сколько раз удовлетворенность одних больше удовлетворенности др., то можно получить интервальную и пропорциональную Ш. удовлетворенности работой. Вся эмпирическая информация в конфликтологии также измеряется в четырех шкалах: наименований, порядков, интервалов и отношений.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ШКАЛА
инструмент для измерения непрерывных свойств объекта; представляет собой числовую систему, где отношения между различными свойствами объектов выражены свойствами числового ряда. В психологии и социологии различные шкалы применяются для изучения разных характеристик социально-психологических явлений. Первоначально выделялись четыре типа числовых систем, определявших соответственно четыре уровня, или шкалы измерения:
1) шкала наименований - номинальная;
2) шкала порядка - ординальная;
3) шкала интервалов - интервальная;
4) шкала отношений - пропорциональная. Их разделение осуществимо на основе математических преобразований, допускаемых каждой шкалой. Различие уровней измерения качества можно проиллюстрировать простым примером. Если подразделить людей только на удовлетворенных или не удовлетворенных своей работой, то получается шкала номинальная удовлетворенности работой. Если можно установить и степень удовлетворенности, то строится шкала ординальная. Если фиксируется, насколько и во сколько раз удовлетворенность одних больше удовлетворенности других, то можно получить соответственно шкалу интервальную и пропорциональную удовлетворенности работой. Шкалы различаются не только математическими свойствами, но и разными способами сбора информации. В каждой шкале применяются определенные методы анализа данных. В зависимости от типа задач, решаемых с помощью шкалирования, строятся либо шкалы оценок, либо шкалы для измерения установок социальных (-> шкала установок). В практике социологических и исследований психологических каждая шкала - независимо от уровня измерения - имеет специальное название, связанное с наименованием изучаемого свойства объекта.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ШКАЛА
от лат. skale — лестница) — 1. Составная часть измерительного прибора, предназначенн 1. для отсчета значений измеряемой величины. Отсчет определяется положением индикаторной метки (указателя), которое она (он) занимает или в которое она (он) устанавливается в процессе работы. Ш. содержат градуировочные отметки, которые непосредственно (Ш. с прямым отсчетом) или косвенно (Ш. косвенных значений) соответствуют последовательным значениям измеряемой величины, а также соответствующие надписи и обозначения. В зависимости от способа выполнения градуировочных отметок различают аналоговую, цифровую и комбинированные Ш. Все Ш. должны быть наглядно скомпонованы. Их деления должны позволять проводить оценку показаний с большого расстояния, а также точное считывание вблизи. Нанесенные наряду с делениями обозначения на Ш. характеризуют измерительный прибор и его применение. Обозначения должны выполняться таким образом, чтобы не отвлекать внимание оператора в процессе работы. На аналоговой Ш. градуировочные отметки изображаются штрихами, точками или другими метками. Такая Ш. обеспечивает непрерывные аналоговые показания. Градуировочные отметки (см. рис. 25) располагаются на шкальной пластинке вдоль опорной линии. В отношении линейности градуировки различают линейные и нелинейные Ш. Аналоговые Ш. могут быть различных типов (см. Тип шкалы). На цифровой Ш. градуировочные отметки образуются последовательностью десятичных цифр. Такая Ш. обеспечивает не непрерывные, а дискретные показания. Цифры от 0 до 9 располагаются на механически перемещающихся счетных роликах за смотровыми окошками или изображаются электрически с помощью цифровых индикаторов. Показание осуществляется в виде нескольких десятичных разрядов. Разность значений измеряемой величины, показания которых отличаются на единицу младшего разряда, называются шагом дискретизации. Комбинированная Ш. состоит из 754 цифровой и аналоговой Ш. Цифры старшего разряда отображаются в цифровом виде, а цифры младшего разряда — в аналоговом виде (рис. 26 — 28). Это дает возможность считывать интервалы делений между последовательными числами (старших разрядов). Если для отображения информации на рабочем месте используется несколько шкальных приборов, они образуют приборную панель. При конструировании аналоговых и цифровых шкал, их расположении на рабочем месте оператора должны соблюдаться инженерно-психологические требования соответственно к стрелочной и знаковой индикации. 2. Последовательность чисел, служащих для количественной оценки каких-либо величин; служат инструментом для измерения количественных свойств объекта. В психологии различные Ш. используются для изучения различных характеристик психологических явлений (процессов, свойств, состояний). Выделяются четыре типа числовых систем, которые определяют соответственно четыре уровня, или Ш. измерения: Ш. наименований (номинальная), порядка (ординальная) , интервалов (интервальная) и отношений (пропорциональная) . Их разделение осуществляется на основе тех математических преобразований, которые допускаются каждой Ш. Различие уровней измерения какого-либо качества можно проиллюстрировать простым примером. Если подразделять людей только на удовлетворенных или не удовлетворенных своей работой, то тем самым получим номинальную Ш. Если можно также установить степень удовлетворенности, то строится ординальная Ш. Если фиксируется, на сколько и во сколько раз удовлетворенность одних больше удовлетворенности других, то можно получить соответственно интервальную и пропорциональную Ш. удовлетворенности работой. Ш. различаются не только своими метрическими свойствами, но и разными способами сбора информации. В каждой Ш. применяются строго определенные методы анализа данных. В зависимости от типа задач, решаемых с помощью шкалирования, строят либо Ш. оценок, либо Ш. установок (последние обычно применяются в социально-психологи-ческих исследованиях). В практике социологического и психологического исследования каждая Ш. (вне зависимости от уровня измерения) имеет свое специальное название, связанное с наименованием изучаемого свойства объекта.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ШКАЛА
это инструмент для фиксации-измерения перманентно-бездискретных свойств-предикатов-индексов предмета, объекта, кот. представляют собой определенно-числовую систему, а отношения между дифференциальными свойствами объекта в ней, отражены-выражены уже свойствами числового ряда; в псих. и социологии дифференциальные Ш. апробируются-используются для иссл. интерпретации дифференциальных модальностей-характеристик социально-онтологическо-психологических факторов-явлений; нек. иссл. дефиницируют-выделяют четыре матрицы числовых систем, детерминирующих конгруэнтно-соответственно четыре уровня — четыре шкалы измерения:
номинально-денотативная Ш.,
ординарно-релевантная Ш.,
интервальная Ш.,
и Ш. корреляций-отношений.
Ш. могут дифференцироваться и математическими предикатами-свойствами и дифференциальными модусами-приемами регистрации - фиксации информации-информмоделей с ориентацией на кардинально-эмпирическо-научные методы анализа данных; применение измерений. связанных с Ш. помогают установить-зафиксировать, к примеру, удовлетворенность или же диссатисфакцию субъектов той или иной профдеятельностью или же научной деятельностью; шкала критериев-оценок (Ш.к.-о.) — это эмпирическо-научный модус, кот. позволяет локализировать-распределять изучаемые объекты-предметы по модальностям-характеристикам общих для них свойств, а сама локализация-распределение базируется на, в основном, субъективных критериях данного предиката-свойства, усредненных по оценкам экспертов; к примеру, самым элементарно-простым, явл. гимназическо-школьная пятибалльная или десятибалльная система; шкала установок-диспозиций (Ш.у.-д.) — это модус, кот. дает возможность сличить-сопоставить индивидов по модальностям-величине-релевантности-интенсивности их отношения к изучаемым феноменам-кондициям-матрицам, а в социально-прикладной психологии модусы-приемы Ш.у.-д. апробируются-используются в качестве базально-кардинального анализа личностно-индивидуальных прерогатив или же недостатков субъектов; апробируя-интерпретируя-применяя Ш.у.-д., как правило, субъект подбирает такие аргументации-резюме, кот. и могут выражать дифференциальные связи-отношения-корреляции индивида к тому или иному социально-психологическому феномену, а когда другие субъекты исследуют-изучают аргументации-резюме индивида, то на основании этого ему и присваивается тот или иной балл, конгруэнтно его диспозициям-ориентациям; шкалирование (Ш.) — это модусы-приемы интерпретирования-модификации конкретно-достоверных процессов, при помощи числовых систем, в корреляции с психологией, психоанализом, психотерапией, социологией и др. науками; Ш. — это базально-математический анализ исследуемого феномена, а также модус-прием конституирования-организации апостериорных данных-регистров, кот. устанавливаются-дефиницируются при помощи экспериментальных методик, интроспекции или же тестирования; дифференциально-эмпирическо-праксиологическо-научные методики Ш. — это специфические мультиприемы-метаболизации интенсивно-качественных модальностей в экстенсивно-количественные переменные, а общегенеральные процессы Ш. заключаются в том, что происходит тектонизация-конституирование шкалы, кот. включает в свою модель две фазы-стадии; сбор данных, кот. напрямую зависит от онтологическо-социально-психологической информации и анализ-экспликация данных от методик кот. зависит сам объем информструктур-информмоделей, а также тектонизируются числовые мультисистемы-мультимодели, кот. моделируют корреляции апостериорно-экспериментальной системы-структуры объектов-предметов, а сам этот этап, по мнению некот. специалистов, и можно интерпретировать-трактовать, как выбор и реализацию специфических методик Ш.; есть две матрицы задач, кот. решаются при помощи модусов-приемов Ш. — совокупно-числовое отображение целостности объектов при помощи группо-усредненных критериев и числовое отображение-интерпретация-дефиниция имманентных модальностей субъектов, посредством установления-детектероизации их диспозиций-ориентаций, спроецированных на онтологическо-социумные или же онтологическо-психологические феномены, что и устанавливается-фиксируется при помощи Ш.у.-д. и Ш.к.-о.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
244.37 кб

Шкала самомониторинга для прогнозирования поведения персонала

Капцов Александр Васильевич
Рассмотрены результаты психологической диагностики персонала с помощью Шкалы самомониторинга. Определены психометрические характеристики опросника. Исследованы факторы, взаимосвязанные с самомониторингом как личностным качеством
Читать PDF
270.40 кб

Шкала Вайнленд как метод комплексной оценки адаптивного функционирования детей с нарушениями развити

Сайфутдинова Л. Р.
Исследование направлено на описание адаптивных профилей детей 6-летнего возраста с типичным и отклоняющимся развитием (задержкой психического развития, аутизмом).
Читать PDF
410.47 кб

Результаты адаптации методики «Треугольная шкала любви» Р. Стернберга

Екимчик Ольга Александровна
В статье рассматривает концепция трёхкомпонентной любви Р. Стернберга. Обсуждаются результаты адаптации методики Треугольная шкала любви (Triangular Love Scale) Р.
Читать PDF
657.92 кб

Шкала самооценки компетентности и социального принятия дошкольника (С. Хартер и Р. Пайк)

Чернышева Наталья Степановна, Маркова Дарья Михайловна
Целью данной статьи является описание шкалы самооценки компетентности и социального принятия дошкольника (С. Хартер и Р. Пайка).
Читать PDF
595.04 кб

Рецензия на методику «Шкала субъективного переживания одиночества» (автор С. В. Духновский)

Виноградов Александр Геннадиевич
Читать PDF
920.29 кб

Апробация методики измерения перфекционизма Р. Слейни "Почти совершенная шкала"

Ясная В.А., Митина О.В., Ениколопов С.Н., Зурабова А.М.
Читать PDF
302.21 кб

Адаптация опросника «Шкала культурного интеллекта» К. Эрли и С. Анга на русскоязычной выборке

Беловол Елена Владимировна, Шкварило Ксения Анатольевна, Хворова Екатерина Михайловна
В работе рассматривается психологический конструкт «культурный интеллект», описываются этапы апробации опросника К. Эрли и С.
Читать PDF
1,016.53 кб

Шкала надежды-безнадежности: дименсиональная структура и ее детерминанты

Горбатков Александр Алексеевич
В статье исследуется дименсиональная структура шкалы безнадежности А. Бека. и ее детерминанты. Проведено сравнение двух факторно-аналитических моделей.
Читать PDF
404.22 кб

Создание и апробация опросника «Шкала избегания неопределенности в организации»

Леонов Илья Николаевич
Представлены материалы по теоретическому обоснованию создаваемого опросника«Шкала избегания неопределенности в организации», описаны психометрические процедуры стандартизации методики: проверка валидности, надежности и получения н
Читать PDF
34.96 кб

Клиническая шкала оценки недоношенного новорожденного

Буштырев В. А., Задириева С. В., Оборотова И. Н., Абрамова М. В.
Читать PDF
102.73 кб

Шкала оценки тяжести состояния и мониторинга новорожденных с синдромом полиорганной недостаточности

Алексеенко С. С., Колмогорова О. Н.
Читать PDF
473.59 кб

Шкала педагогических подходов к оценке знаний учащихся

Кирьяков Борис Сергеевич, Замятина Вера Сергеевна, Стротова Марина Николаевна
Читать PDF
163.98 кб

Методика оценки переживаний в психотравматической ситуации (Шкала ПТС)

Дорохов Михаил Борисович
Целью данной статьи является создание эффективной и оперативной методики диагностирования наличия психотравматических переживаний определённой ситуации.
Читать PDF
915.86 кб

Результаты адаптации методики Р. Стернберга «Шкала историй любви» (1996)

Екимчик Ольга Александровна
В исследовании описывается подход Р. Стернберга к изучению феномена любви, как истории, романтического сценария. Данный подход опирается на когнитивно-поведенческую теорию любви (Э. Бершид, Д. Майерс, Р.
Читать PDF
724.48 кб

Адаптация методики «Religious Emphasis Scale» / шкала религиозного Акцентирования

Фолиева Татьяна Александровна
В статье публикуются результаты апробации методики «Religious Emphasis Scale» / Шкала Религиозного Акцентирования. Эта методика канадского психолога Р.А.

Похожие термины:

  • АБСОЛЮТНАЯ ШКАЛА

    См. шкала, абсолютная.
  • Шкала Успешность военной посттравматической адаптации многокомпонентная

    Шкала УВПА). Е. О. Лазебная. Предназначена для оценки субъективной эффективности процесса послевоенной посттравматической стрессовой адаптации (ПСА). УВПА содержит специализированные шкалы для с
  • АДДИТИВНАЯ ШКАЛА

    См. шкала, аддитивная.
  • АЛЕКСАНДРОВСКОГО ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА

    (Александровский Ю. А.). Шкала оценки и степени выраженности психопатологической симптоматики и показателей клинического действия транквилизаторов, разработанная для сравнительного изучения эф
  • АНДРОГИНИИ ШКАЛА

    См. Определение половой роли по Бему.
  • Шкала Апгар

    10-балльная шкала оценки состояния ребенка в первые минуты его жизни.
  • БЕЛВЬЮ ШКАЛА

    См. Векслера-Белвью шкала.
  • БРАЗЕЛТОНА ШКАЛА

    См. новорожденного, шкала оценки поведения.
  • АПРАГ ШКАЛА

    Введенная Виржинией Апраг, американским врачом, шкала физического состояния новорожденного, включающая пять измерений (частота сердечных сокращений, дыхание, мышечный тонус, окраска кожи и рефле
  • АВРУЦКОГО-ЕНИКЕЕВА ШКАЛА ОЦЕНКИ РЕМИССИЙ ПРИ ШИЗОФРЕНИИ

    (Авруцкий Г.Н., Еникеев Д. Г.). Шкала для оценки шизофренической ремиссии соответственно трехмерной клинической типологии, включающей в себя показатели степени выраженности дефицитарной и продукт
  • Ожидаемого баланса шкала

    Expected Balance Scale, EBS) — опросник личностный для исследования мотивационной сферы личности, ее отношения к будущему. Разработан С. Стаатс в 1985 г. О. б. ш. создана на основе шкалы аффективного баланса (Affecte
  • Шкала базисных убеждений

    World Assumptions scale). Р. Янофф-Бульман. Модифицикация М. А. Падун, А. В. Котельниковой. Понятие «базисные убеждения» (или «базисные схемы») возникло и развивается на пересечении когнитивной, социальной, а та
  • БЕЙЛЯ, ШКАЛА РАЗВИТИЯ МЛАДЕНЦА

    Одна из наиболее часто используемых шкал развития для оценки состояния младенцев и маленьких детей. Пересмотренная версия – рассчитана на детей в возрасте от 1 до 42 месяцев и включает в себя четыр
  • Р-Э-К, шкала

    См. измерение авторитаризма.
  • Е шкала

    См. измерение авторитаризма.
  • F-шкала

    См. измерение авторитаризма.
  • Шкала развития по Бейли

    Разновидность теста на умственное развитие для младенцев в возрасте между 2 и 30 месяцами. Ребенка оценивают по трем критериям: опорно-двигательная шкала включает моторные навыки (например, бросан
  • БЕКА ШКАЛА ДЕПРЕССИИ

    Beck, 1961) - самооценочный тест на депрессию. Может быть полезным при выявлении сравнительно неглубоких и близких к классическим вариантов депрессии. Серьезного значения в повседневной клинической п
  • Шкала Векслера-Беллвью

    первый из созданных в психологии тестов интеллекта, предназначенных для раздельной (дифференциальной) оценки вербального и практического мышления. В.-Б.ш. была опубликована в 1929 г., и с тех пор триж
  • ВЕКСЛЕРА-БЕЛВЬЮ, ШКАЛА

    Первый из тестов интеллекта, в котором систематически разделялись вербальные способности и способности к выполнению. Векслер – Белвью I был издан в 1929 г., а пересмотренный Векслер – Белвью II появи