ПСИХОКОРРЕКЦИЯ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Психокоррекция
совокупность прикладных психологических знаний, умений и навыков, связанных с оказанием человеку практической психологической помощи в исправлении его психологии или поведения.

Источник: Баженов В.Г., Баженова В.П. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. 2007

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ
область профессиональной деятельности психолога, связанная с исправлением, коррекцией различных недостатков в психике и поведении человека, не имеющих характера заболеваний (см. также Психотерапия).

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ
(от лат. correctio – исправление, улучшение) – целенаправленное изменение психологии или поведения здорового человека, нуждающегося в оказании психологической помощи посредством методов психологического воздействия на него.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ
одно из трех основных направлений в деятельности практического психолога (наряду с психодиагностикой и психологическим консультированием), включающее в себя использование психологических методов прямого воздействия на клиента для исправления недостатков в его психологии или поведении.

Источник: Словарь терминов по психологическому консультированию

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ
от греческого ψυχή – «душа», γενεά – «порождение»; от латинского correctio – «исправление, поправка» – применение совокупности психологических подходов, способов и методов с целью оказания психологической помощи лицам с изменениями в психике. П. осуществляется в форме исправления имеющихся дефектов или компенсации путём изменения нарушенных функций иными психологическими явлениями, а также за счёт формирования новых психологических качеств.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ
область практической психологии, касающаяся исправления незначительных нарушений в психологии и поведении человека. П.-это сфера профессиональной деятельности психолога (не врача—психиатра или психотерапевта). Те нарушения психики и поведения, которые исправляются с помощью П., не имеют характера серьезных нервных или душевных заболеваний, а того, который нуждается в П., обычно называют клиентом в отличие от пациента-больного человека, который обращается за соответствующей помощью к профессиональному врачу. См. психология практическая, психотерапия.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ
– направление реабилитационной и коррекционновоспитательной работы с аномальными детьми, целью которой является предупреждение и преодоление нарушений психического развития, в первую очередь отклонений в развитии личности. П. представляет собой не столько целостное научное направление, сколько генеральную тенденцию всех практических мероприятий по формированию личности аномальных детей. Задачам П. соответствуют психологопедагогического воздействия, осуществляемые в практике специального обучения и воспитания и в решающей степени – в русле психотерапевтической работы с аномальными детьми.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ
деятельность психолога по исправлению тех особенностей психического развития, которые по определенным критериям не соответствуют принятой модели. Методы П. многообразны и выбор их зависит от того, к какой психологической школе принадлежит психолог. Так, например, в рамках поведенческого подхода отклонения трактуются соответственно принципам бихевиоризма и П. связывается с необходимостью формирования оптимальных поведенческих навыков. Экзистенциально-гуманистические методы П. основаны на философии экзистенциализма, подчеркивающей важность проблемы человеческого становления и ответственность человека за свое становление. Психоаналитические методы П., по 3. Фрейду, сводятся к катарсису, т. е. «очищению», переживанию заново травматических событий детства, отреагированию тех чувств, которые подавлялись.
Для К. Г. Юнга основным выступал метод «активного воображения», предполагающий возможность встречи и взаимодействия с символами бессознательного и духовного высвобождения. У К. Хорни одним из ведущих выступал метод совместного с клиентом анализа жизненного пути. Г. С. Салливен основное внимание уделял «общей эмоции», возникающей между психологом и клиентом.
Психодрама как метод П. осуществляется в работе психолога с группой путем рассказа, в театрализованной форме участником группы о событиях его жизни. Психо драма выделяет элементы реальности социального мира и стремится восстановить их как в сознательном, так и бессознательном, придавая им рациональную форму.
П. личности осуществляется акмеологом, актуализирующим ее потенциальные возможности, адресуясь к ней как к субъекту, совместно с ней, опираясь на ее способность самопознания.

Источник: Акмеологический словарь.

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ
деятельность психолога по исправлению тех особенностей психического развития, которые по определенным критериям не соответствуют принятой модели. Методы П. многообразны и выбор их зависит от того, к какой психологической школе принадлежит психолог. Так, например, в рамках поведенческого подхода отклонения трактуются соответственно принципам бихевиоризма и П. связывается с необходимостью формирования оптимальных поведенческих навыков. Экзистально-гуманистические методы П. основаны на философии экзистенциализма (см. Экзистенция), подчеркивающей важность проблемы человеческого становления и ответственность человека за свое становление. Психоаналитические методы П., по 3. Фрейду, сводятся к катарсису (см. Катарсис), т. е. очищению, переживанию заново травматических событий детства, к реагированию тех чувств, которые подавлялись. Для К. Г. Юнга основным выступал метод активного воображения, предполагающий возможность встречи и взаимодействия с символами бессознательного. У К. Хорни одним из ведущих выступал метод совместного с клиентом анализа жизненного пути. Г. С. Салливен основное внимание уделял общей эмоции, возникающей между психологом и клиентом. Психодрама (см. Психодрама) как метод П. осуществляется в работе психолога с группой путем рассказа в театрализованной форме участником группы о событиях своей жизни. Нужны импровизация и доброжелательность группы (см. Гештальттерапия). Психодрама выделяет элементы реальности социального мира и стремится восстановить их как в сознательном, так и бессознательном, придавая им рациональную форму. Д. Киппер отмечает, что психодраме Морено недоставало масштабности и размаха общей теории личности. Первоэлементом ролевой игры является поведение, воспроизводящее или представляющее некое другое поведение. Психолог показывает терапевтическую ценность клинических ролевых игр, имитационного моделирования поведения – воссоздание ситуации взаимодействия человека с окружающей средой. Психодрама, считает Д. Киппер, располагается где-то между современной терапией катарсиса и поведенческой терапией, поскольку признает важность как катарсиса, так и переобучения.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ
ПСІХАКАРЭКЦЫЯ / PSYCHOCORRECTION– исправление или ослабление отклонений психического и психофизического развития ребенка посредством различных психолого-педагогических воздействий. П. направлена на развитие таких психологических структур, которые помогают ребенку стать полноправным субъектом социальных отношений, т. е. социализироваться. Такие психологические структуры обеспечивают построение и регуляцию субъектом высших (сознательных) форм деятельности. Построение и реализация программ П. требуют учета ряда позиций, определяющих форму и содержание деятельности специалиста. Так, необходимо учитывать соотношение факторов, влияющих на возникновение особенностей и отклонений в психическом развитии (органический дефект, социальные факторы, индивидуальные психологические особенности самого ребенка). Вторым важным моментом в организации коррекционных воздействий является соотношение деятельности психолога и педагога (воспитателя). Содержательная наполненность коррекционной работы определяется ведущим видом деятельности ребенка в данном возрасте. П. не только и не столько специально организуемое мероприятие, сколько способ организации жизнедеятельности ребенка. Отчасти в этом проявляется возрастно-ориентированный подход к П. При организации П. следует учитывать возможности развития ребенка– его зону ближайшего развития. Также важно учитывать роль взрослого в оказании помощи ребенку (предоставление ребенку образцов деятельности, создания условий, в которых ребенок сможет принимать эти образцы как свои собственные). По сути дела, большая часть усилий специалиста, затрачиваемых на проведение коррекционно-развивающих мероприятий, прилагается именно к созданию таких условий (к ним можно отнести, например, создание определенной эмоциональной атмосферы при работе с ребенком, предоставление коррекционно-развивающих заданий в адекватной индивидуально-личностным и возрастным особенностям форме, нацеленность взрослого на передачу функций сознательной регуляции психической деятельности самому ребенку и др.). Система коррекционной работы с детьми может осуществляется по трем основным направлениям : 1) формирование системы отношений ребенка с окружающим социальным и предметным миром (формирование мотивационно-потребностной сферы различных видов деятельности, отношений со взрослыми и сверстниками, представлений о себе, самопринятия и самооценки); 2) развитие произвольности и самостоятельности, которое включает в себя развитие у ребенка способности к самостоятельному построению замысла деятельности и формирование произвольности поведения и психических функций; 3) формирование практических и умственных действий– работа над освоением ребенком различных способов и средств деятельности (сенсорных действий, мнемических и мыслительных операций, понимания логико-грамматических конструкций языка, коммуникативных умений, игровых действий замещения и др.). Е. С. Слепович, А. М. Поляков

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
167.72 кб

Психокоррекция Я-концепции инвалидов боевых действий методом социально-психологического тренинга

Волобуева Ю. М.
Читать PDF
118.67 кб

Индивидуальная психокоррекция и типы женщин

Бузунова Л. Г.
Вводится понятие «базовая функция женщины», рассматривается ее структура. Индивидуальная психокоррекция основывается на учете несформированности той или иной функции или отдельных ее структурных компонентов.
Читать PDF
197.85 кб

Диагностика и психокоррекция эмоциональной сферы личного состава

Грозная Т. А.
Читать PDF
119.09 кб

Психокоррекция и психопрофилактика девиаций с учетом особенностей защитно-совладающего поведения под

Самойлина Татьяна Григорьевна, Михайлюк Елена Борисовна
В статье поднимается проблема подхода к изучению и психокоррекции девиантного поведения с позиций эффективности-неэффективности защитно-совладающего поведения.
Читать PDF
180.44 кб

Психокоррекция творчеством в работе с молодыми людьми в период кризиса юности

Грушко Наталья Викторовна, Чернобровкина Светлана Владимировна
Рассматриваются теоретические и практические аспекты психокоррекции творчеством в работе с молодыми людьми. Авторы анализируют психологические особенности кризиса юности.
Читать PDF
159.04 кб

Психокоррекция защитной сферы осужденных, употреблявших психоактивные вещества

Савельева Т. И.
Читать PDF
244.19 кб

Психокоррекция подростков с сахарным диабетом i типа в программе комплексной реабилитации

Колесникова Д. А., Билецкая М. П.
Читать PDF
240.11 кб

Психокоррекция и ее дефиниции

Колесник Владимир Петрович
Одно из развитых направлений в современной прикладной психологии это психологическая коррекция.
Читать PDF
454.01 кб

Групповая психокоррекция эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста

Волкова М. А.
В статье приведены результаты психокоррекционной работы с группой детей 7-9 лет, имеющих нарушения эмоциональной сферы; сформированы адекватные способы поведения, достигнута полноценная социально-психологическая адаптация учащихся
Читать PDF
329.97 кб

Психокоррекция творчеством в работе со студентами старших курсов и выпускниками вузов

Грушко Н. В., Чернобровкина С. В.
Theoretical and practical aspects of psychocorrection by creativity in work with students of older years and graduates of higher education institutions are considered.
Читать PDF
356.30 кб

Исследования эффективности метода «Психокоррекция творческим самовыражением» в групповой психокоррек

Грушко Наталья Викторовна
Представлен опыт исследования эффективности психокоррекционного варианта метода «Терапия творческим самовыражением» в групповой работе.
Читать PDF
1.87 мб

Психокоррекция эмоционального выгорания и развитие навыков саморегуляции у педагогов

Гунзунова Б.А.
В статье особое внимание уделяется вопросу профилактики и преодоления профессионального выгорания педагогов.
Читать PDF
0.00 байт

Профилактика и психокоррекция компьютерной зависимости комплексом средств психотренинга и физической

Воронов Дмитрий Игоревич
В статье рассматриваются результаты апробации разработанной автором программы психокоррекции компьютерной зависимости комплексом средств психотренинга и физической культуры.
Читать PDF
0.00 байт

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ В СИСТЕМЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ: ОТ ОПИСАНИЯ К ПРАКТИКЕ

Блинков Александр Николаевич
В статье рассмотрены: 1) актуальность темы исследования, которая определяется недостаточной изученностью и необходимостью научного анализа проблемы общего и особенного в реализации психологической и акмеологической коррекции; 2) п
Читать PDF
250.04 кб

Психологические особенности и психокоррекция у пациентов с язвенной болезнью желудка и двенадцатипер

Горшкова Н. Е., Непомнящая Н. И., Ивашкина М. Г., Журавлев А. К.
Статья посвящена исследованию психологических особенностей пациентов с язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки и психокоррекции их трудностей. В исследовании принимало участие 60 пациентов в возрасте 23-77 лет.

Похожие термины:

  • Клиники детской психокоррекции

    child guidance clinics) Первые К. д. п. были созданы в начале 1920-х гг. Национальной комиссией по психич. гигиене. Возникновение К. д. п. связано с основанным Клиффордом Бирсом в 1909 г. Движением психич. гигиены (Menta
  • Психокоррекционная группа

    малая группа, создаваемая для проведения психокоррекции, т. е. для решения психологических проблем, с которыми в своей жизни столкнулись участники данной группы. Предполагается, что члены Г.п. не я
  • Нормы психокоррекционной группы

    Гибкость ролевого поведения каждого члена группы зависит от групповых норм. Нормы – это принятые правила поведения, руководящие действиями участников и позволяющие применять санкции к неприемл
  • Организация психокоррекционной группы

    Количество участников группы. При планировании числа участников группового процесса необходимо ориентироваться на обеспечение участников достаточным числом интеракций на сеансе. Когда группа
  • Роли в психокоррекционной группе

    Роль – это круг функций и видов поведения, которые считаются подходящими для данного члена группы, которые реализуются в соответствующем социальном контексте в данной конкретной ситуации. Гибко
  • СРЕДСТВА САМОКОНТРОЛЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ДЕЙСТВИЙ КЛИЕНТА

    средства, с помощью которых клиент может контролировать и оценивать успешность своих действий по исправлению имеющихся у него психологических и поведенческих недостатков. С.с.п.д., как правило, пр