ПСИХОКОРРЕКЦИЯ
Психокоррекция
совокупность прикладных психологических знаний, умений и навыков, связанных с оказанием человеку практической психологической помощи в исправлении его психологии или поведения.
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ
область профессиональной деятельности психолога, связанная с исправлением, коррекцией различных недостатков в психике и поведении человека, не имеющих характера заболеваний (см. также Психотерапия).
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ
(от лат. correctio – исправление, улучшение) – целенаправленное изменение психологии или поведения здорового человека, нуждающегося в оказании психологической помощи посредством методов психологического воздействия на него.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ
одно из трех основных направлений в деятельности практического психолога (наряду с психодиагностикой и психологическим консультированием), включающее в себя использование психологических методов прямого воздействия на клиента для исправления недостатков в его психологии или поведении.
Источник: Словарь терминов по психологическому консультированию
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ
от греческого ψυχή – «душа», γενεά – «порождение»; от латинского correctio – «исправление, поправка» – применение совокупности психологических подходов, способов и методов с целью оказания психологической помощи лицам с изменениями в психике. П. осуществляется в форме исправления имеющихся дефектов или компенсации путём изменения нарушенных функций иными психологическими явлениями, а также за счёт формирования новых психологических качеств.
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ
область практической психологии, касающаяся исправления незначительных нарушений в психологии и поведении человека. П.-это сфера профессиональной деятельности психолога (не врача—психиатра или психотерапевта). Те нарушения психики и поведения, которые исправляются с помощью П., не имеют характера серьезных нервных или душевных заболеваний, а того, который нуждается в П., обычно называют клиентом в отличие от пациента-больного человека, который обращается за соответствующей помощью к профессиональному врачу. См. психология практическая, психотерапия.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ
– направление реабилитационной и коррекционновоспитательной работы с аномальными детьми, целью которой является предупреждение и преодоление нарушений психического развития, в первую очередь отклонений в развитии личности. П. представляет собой не столько целостное научное направление, сколько генеральную тенденцию всех практических мероприятий по формированию личности аномальных детей. Задачам П. соответствуют психологопедагогического воздействия, осуществляемые в практике специального обучения и воспитания и в решающей степени – в русле психотерапевтической работы с аномальными детьми.
Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ
деятельность психолога по исправлению тех особенностей психического развития, которые по определенным критериям не соответствуют принятой модели. Методы П. многообразны и выбор их зависит от того, к какой психологической школе принадлежит психолог. Так, например, в рамках поведенческого подхода отклонения трактуются соответственно принципам бихевиоризма и П. связывается с необходимостью формирования оптимальных поведенческих навыков. Экзистенциально-гуманистические методы П. основаны на философии экзистенциализма, подчеркивающей важность проблемы человеческого становления и ответственность человека за свое становление. Психоаналитические методы П., по 3. Фрейду, сводятся к катарсису, т. е. «очищению», переживанию заново травматических событий детства, отреагированию тех чувств, которые подавлялись.
Для К. Г. Юнга основным выступал метод «активного воображения», предполагающий возможность встречи и взаимодействия с символами бессознательного и духовного высвобождения. У К. Хорни одним из ведущих выступал метод совместного с клиентом анализа жизненного пути. Г. С. Салливен основное внимание уделял «общей эмоции», возникающей между психологом и клиентом.
Психодрама как метод П. осуществляется в работе психолога с группой путем рассказа, в театрализованной форме участником группы о событиях его жизни. Психо драма выделяет элементы реальности социального мира и стремится восстановить их как в сознательном, так и бессознательном, придавая им рациональную форму.
П. личности осуществляется акмеологом, актуализирующим ее потенциальные возможности, адресуясь к ней как к субъекту, совместно с ней, опираясь на ее способность самопознания.
Для К. Г. Юнга основным выступал метод «активного воображения», предполагающий возможность встречи и взаимодействия с символами бессознательного и духовного высвобождения. У К. Хорни одним из ведущих выступал метод совместного с клиентом анализа жизненного пути. Г. С. Салливен основное внимание уделял «общей эмоции», возникающей между психологом и клиентом.
Психодрама как метод П. осуществляется в работе психолога с группой путем рассказа, в театрализованной форме участником группы о событиях его жизни. Психо драма выделяет элементы реальности социального мира и стремится восстановить их как в сознательном, так и бессознательном, придавая им рациональную форму.
П. личности осуществляется акмеологом, актуализирующим ее потенциальные возможности, адресуясь к ней как к субъекту, совместно с ней, опираясь на ее способность самопознания.
Источник: Акмеологический словарь.
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ
деятельность психолога по исправлению тех особенностей психического развития, которые по определенным критериям не соответствуют принятой модели. Методы П. многообразны и выбор их зависит от того, к какой психологической школе принадлежит психолог. Так, например, в рамках поведенческого подхода отклонения трактуются соответственно принципам бихевиоризма и П. связывается с необходимостью формирования оптимальных поведенческих навыков. Экзистально-гуманистические методы П. основаны на философии экзистенциализма (см. Экзистенция), подчеркивающей важность проблемы человеческого становления и ответственность человека за свое становление. Психоаналитические методы П., по 3. Фрейду, сводятся к катарсису (см. Катарсис), т. е. очищению, переживанию заново травматических событий детства, к реагированию тех чувств, которые подавлялись. Для К. Г. Юнга основным выступал метод активного воображения, предполагающий возможность встречи и взаимодействия с символами бессознательного. У К. Хорни одним из ведущих выступал метод совместного с клиентом анализа жизненного пути. Г. С. Салливен основное внимание уделял общей эмоции, возникающей между психологом и клиентом. Психодрама (см. Психодрама) как метод П. осуществляется в работе психолога с группой путем рассказа в театрализованной форме участником группы о событиях своей жизни. Нужны импровизация и доброжелательность группы (см. Гештальттерапия). Психодрама выделяет элементы реальности социального мира и стремится восстановить их как в сознательном, так и бессознательном, придавая им рациональную форму. Д. Киппер отмечает, что психодраме Морено недоставало масштабности и размаха общей теории личности. Первоэлементом ролевой игры является поведение, воспроизводящее или представляющее некое другое поведение. Психолог показывает терапевтическую ценность клинических ролевых игр, имитационного моделирования поведения – воссоздание ситуации взаимодействия человека с окружающей средой. Психодрама, считает Д. Киппер, располагается где-то между современной терапией катарсиса и поведенческой терапией, поскольку признает важность как катарсиса, так и переобучения.
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ
ПСІХАКАРЭКЦЫЯ / PSYCHOCORRECTION– исправление или ослабление отклонений психического и психофизического развития ребенка посредством различных психолого-педагогических воздействий. П. направлена на развитие таких психологических структур, которые помогают ребенку стать полноправным субъектом социальных отношений, т. е. социализироваться. Такие психологические структуры обеспечивают построение и регуляцию субъектом высших (сознательных) форм деятельности. Построение и реализация программ П. требуют учета ряда позиций, определяющих форму и содержание деятельности специалиста. Так, необходимо учитывать соотношение факторов, влияющих на возникновение особенностей и отклонений в психическом развитии (органический дефект, социальные факторы, индивидуальные психологические особенности самого ребенка). Вторым важным моментом в организации коррекционных воздействий является соотношение деятельности психолога и педагога (воспитателя). Содержательная наполненность коррекционной работы определяется ведущим видом деятельности ребенка в данном возрасте. П. не только и не столько специально организуемое мероприятие, сколько способ организации жизнедеятельности ребенка. Отчасти в этом проявляется возрастно-ориентированный подход к П. При организации П. следует учитывать возможности развития ребенка– его зону ближайшего развития. Также важно учитывать роль взрослого в оказании помощи ребенку (предоставление ребенку образцов деятельности, создания условий, в которых ребенок сможет принимать эти образцы как свои собственные). По сути дела, большая часть усилий специалиста, затрачиваемых на проведение коррекционно-развивающих мероприятий, прилагается именно к созданию таких условий (к ним можно отнести, например, создание определенной эмоциональной атмосферы при работе с ребенком, предоставление коррекционно-развивающих заданий в адекватной индивидуально-личностным и возрастным особенностям форме, нацеленность взрослого на передачу функций сознательной регуляции психической деятельности самому ребенку и др.). Система коррекционной работы с детьми может осуществляется по трем основным направлениям : 1) формирование системы отношений ребенка с окружающим социальным и предметным миром (формирование мотивационно-потребностной сферы различных видов деятельности, отношений со взрослыми и сверстниками, представлений о себе, самопринятия и самооценки); 2) развитие произвольности и самостоятельности, которое включает в себя развитие у ребенка способности к самостоятельному построению замысла деятельности и формирование произвольности поведения и психических функций; 3) формирование практических и умственных действий– работа над освоением ребенком различных способов и средств деятельности (сенсорных действий, мнемических и мыслительных операций, понимания логико-грамматических конструкций языка, коммуникативных умений, игровых действий замещения и др.). Е. С. Слепович, А. М. Поляков