Роли в психокоррекционной группе

Найдено 1 определение
Роли в психокоррекционной группе

Роль – это круг функций и видов поведения, которые считаются подходящими для данного члена группы, которые реализуются в соответствующем социальном контексте в данной конкретной ситуации. Гибкость ролевой тактики требует от участников группы принятия ролей, отличных от ролей вне группы.
Очень важно руководителю группы определить в первых сеансах, кто и какую роль будет исполнять или исполняет.
Это ведь бессознательное проигрывание ролей, бессознательно выбранное поведение. Когото следует ограничить, когото стимулировать – тактика руководителя по отношению к каждому должна быть разной. Ниже приводятся основные характеристики ролевого поведения в группе.
Обычно бессознательно в группе одни члены принимают на себя роли, важные для выполнения задачи, другие берут на себя заботу о сохранении гармоничных межличностных отношений. Такие социальноэмоциональные лидеры обычно предпочитаются в группе.
Роли по выполнению задачи и оказанию поддержки.
I. Роли, связанные с групповой задачей.
1. Инициирующая роль: участник предлагает новые идеи и способы преодоления трудностей и решения задач.
2. Разрабатывающая: развивает идеи и предложения, выдвинутые другими участниками.
3. Координирующая: объединяет идеи и координирует работу группы.
4. Ориентирующая: направляет группу к цели, выявляя отклонения от повестки дня.
5. Оценивающая: критикует за любые отклонения от главной задачи группы.
6. Побуждающая к действию: подталкивает группу к принятию решений.
II. Роли, связанные с групповой поддержкой – озабоченность сохранением гармоничных межличностных отношений.
1. Поощряющая роль: поощряет других, демонстрирует понимание.
2. Гармонизирующая: посредник при расхождении мнений. Снижает напряженность при конфликте.
3. Идущий на компромисс. Роль, направленная на сглаживание конфликтов в группе путем поиска взаимоприемлемых мнений, суждений в ущерб развитию группового процесса.
4. Охраняющая и выполняющая роль: осуществляет эмоциональную поддержку и поощряет других.
5. Устанавливающая стандарты, для оценки качества группового процесса.
6. Пассивно следующий слушатель.

Источник: Дроздов А.А., Дроздова М.В. Справочник психотерапевта. 2005