Профессиональные интересы

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

профессиональный интерес

форма проявления познавательной потребности,обеспечивающая профессиональную направленность личности на осознание целей профессиональной деятельности и тем самым способствующая ориентировке,ознакомлению с новыми фактами,более полному и глубокому отражению действительности.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ
означают избирательную активность в отношении предполагаемой профессии; выделяют разные уровни интереса при выборе профессии: интерес потребителя (созерцательный, возникающий главным образом под воздействием извне), интерес деятеля (возросшая активность, самопланирование своей деятельности, ориентация на удовлетворение от самого процесса деятельности, осознание своих успехов), собственно профессиональный интерес (осознанное стремление превратить определенную деятельность в профессию, понимание социальной значимости профессии, автономность, независимость от среды и ситуации).

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Профессиональные интересы
occupational interests) По причине большого интереса, к-рый вызывает к себе у исследователей развития профессиональной карьеры и профконсультантов систематическое измерение П. и. и профессиональной адаптации, общая оценка интересов приобрела важное значение в данной области. В число рассматриваемых вопросов входили адекватность психометрических подходов к измерению П. и.; проблемы, связанные с сексизмом и/или расизмом в процедурах измерения П. и., в частности, как эти предубеждения отражаются на языке инструментов; допущения, кладущиеся в основу при разраб. инструментов; и нормы, на к-рых осн. показатели. Интересы обычно определяются операционально через инструмент, используемый для их измерения. Считается, что существует 4 общих типа интересов. Явные интересы представлены теми видами деятельности, в к-рые индивидуум в настоящее время вовлечен; выражаемые интересы - это те интересы, к-рые наз. индивидуумом в ответ на просьбу рассказать о своих интересах; инвентаризуемые интересы - те, что измеряются различными инструментами, такими как Инвентарь Стронга - Кэмпбелла или Обозрение Кьюдера; и тестируемые интересы выводятся на основе оценки тех знаний, к-рыми обладает индивид в отношении различных областей челов. деятельности, при этом предполагается, что такие знания отражают степень интереса к соотв. видам деятельности. В целом признается, что П. и. молодых людей, измеряемые при помощи опросников, прогнозируют их выбор не лучше, чем выражаемые ими интересы, и что интересы молодежи изменяются со временем. Одна из причин, по к-рой интересы недостаточно эффективно прогнозируют выбор профессии и удовлетворенность у юношей и девушек, состоит в том, что на определение профессионального выбора и достижения оказывают влияние такие переменные как специальные способности, рез-ты деятельности и возможности. Большинство опросников интересов осн. на общем предположении, что индивидуумы, выбирающие одни и те же профессии и получающие удовлетворение от одинаковой работы, обладают множеством сходных характеристик, и поэтому средства измерения интересов нацелены на измерение релевантные личных характеристик. К сожалению, нам мало что известно о том, как в действительности формируются интересы. Большинство мер П. и. строились по образу и подобию двух наиболее часто и успешно используемых в этой области инструментов - Инвентарь интересов Стронга - Кэмпбелла и Обозрения профессиональных интересов Кьюдера. Мн. консультанты применяют оба этих инструмента, поскольку один предоставляет информ. о чел., а др. - о мире труда в том виде, как он открывается этому чел.; в рез-те эти два инструмента дополняют друг друга. Отчетливо сознавая, что каждый из этих инструментов имеет свои ограничения, их разработчики модифицировали их на протяжении мн. лет. Потенциальные пользователи тж могут иметь свои собственные предпочтения к психометрическим особенностям того или др. инструмента, однако теоретически оба они измеряют по сути те же самые наборы атрибутов. Эти два инструмента преобладали в области измерения интересов на протяжении почти полувека; были разраб. и др. инструменты, однако ни один так и не смог оказать сколько-нибудь сопоставимого влияния на измерение П. и., к-рое оказали эти два. К числу др. часто используемых инструментов относится Самоанализ профессиональных склонностей (Self-Directed Search, SDS) Дж. Л. Холланда. SDS оценивает интересы иным образом, чем профессиональные шкалы Стронга - Кэмпбелла или Кьюдера. В настоящее время SDS яв-ся, по-видимому, третьим наиболее широко используемым инструментом для измерения интересов, связанных с профессиями. Сексизм и расизм в измерении История всех этих инструментов отмечена периодами трудностей, возникших, когда их пользователи начали поднимать вопросы в отношении расизма и сексизма. Наиболее очевидными в ранних версиях были сексизм и представление о существовании исключительно мужских или женских профессий, а тж вытекающие отсюда вопросы, касающиеся норм для этих инструментов и языка, используемого при описании интересов. В инструментах Кьюдера и Стронга - Кэмпбелла сегодня существуют однополые и раздельнополые подходы к определению норм, а сексизм удален из языка описаний. При использовании SDS не возникает проблемы языкового сексизма, однако в нем используется единый набор норм, и при наличии определенных пунктов и их различной представленности в шкалах могут возникать систематические различия в вероятности, с к-рой женщины в сравнении с мужчинами будут относиться к др. типам, к-рые не обязательно будут связаны с предполагаемой профессиональной принадлежностью и удовлетворенностью. Расизм не выражается прямо и труднее поддается обнаружению, так как сами формулировки пунктов опросников никогда не были расистскими. Однако нормативная база, стилистика языка и культурный опыт могут существенно различаться для отдельных этнических групп и тем самым оказывать трудноуловимое влияние на оцениваемые реакции респондентов и их итоговые показатели, следствием чего могут стать неадекватные выводы. См. также Инвентари интересов, Обозрение профессиональных интересов Кьюдера, Инвентарь интересов Стронга-Кэмпбелла С. Г. Осипов

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Профессиональные интересы
Словообразование. Происходит от лат. profiteor - объявляю своим делом и interest - важно.
Категория. Элементы мотивационно-потребностной сферы.
Специфика. Обращены на различные виды профессиональной деятельности и побуждают к овладению ими. В ряду других форм мотивации, связанных с преобразованием предмета деятельности, профессиональные интересы по механизмам эмоционального удовлетворения связаны не столько с продуктом, или результатом деятельности, сколько с процессом. Характерно, что их удовлетворение не приводит к психологическому насыщению, так как они поддерживаются самоценными переживаниями захваченности.
Профессиональные интересы развиваются в контексте ведущих деятельностей, свойственных тому или иному этапу психического и профессионального развития (Р.Золле, Д.Сьюпер). В этом развитии они проходят ряд стадий: зарождение отдельных интересов, их оформление в предметном контексте, начало формирование системы интересов (ее аморфность) и ее кристаллизация, наступающая, по мнению Э.Тодта, до 15 лет и являющаяся одним из основных признаков зрелости профессиональных установок. В развитии профессиональных интересов большую роль играет половая дифференциация: девушки больше ориентированы на межчеловеческие отношения, а юноши - на достижение независимости. В частности, при выборе технических специальностей девушки более интересуются совершенствованием технологий и использованием их для социальных нужд, юноши - оптимизацией конструкций. По мере вхождения в профессию половые различия все больше стираются (Я.Хардинг).
Исследования. Биологический подход к анализу индивидуального развития профессиональных интересов реализован прежде всего в психоаналитических теориях. Здесь данное развитие понимается как процесс связывания эмоциональных состояний, обусловленных базовыми организмическими потребностями, с определенными предметами или действиями с ними (катексис). При созревании потребностей ребенка и при их столкновении с социальными запретами происходит фиксация на этих потребностей, в силу этого им придается особая ценность; в дальнейшем эта фиксация обусловливает стремление к удовлетворению исходных потребностей уже в области профессиональных занятий. Так, например, утверждается, что агрессия может приводить к выбору профессии хирурга, а фиксация на действиях царапания - к выбору занятий столяра или плотника (Bordin E.S.).
Особое место в этой традиции занимает Э.Роу, создавшая двухфакторная теорию профессиональных интересов.
Близко к психоаналитическим подходят характерологические теории развития профессиональных интересов, в которых они понимаются как отдельные аспекты универсальных типов жизнедеятельности (Э.Шпрангер, Дж.Л.Холланд, Е.А.Личко).
В социальных подходах к развитию профессиональных интересов в качестве ведущих механизмов рассматриваются рефлексивные процессы, связанные с оценкой результативности деятельности по социально задаваемым образцам. Так, например, интерес может рассматриваться как чувство компетентности при выполнении той деятельности, которая в силу операциональной готовности наиболее удается (Е.Л.Деци, С.П.Смит, М.Гебхард), или как выученный эталон идентификации со значимыми другими (А.Бандура, В.Мишел).
В решении вопроса о систематике профессиональных интересов в настоящее время наиболее распространенным является эмпирический подход, когда основным критерием выделения тех или иных профессиональных интересов является современное разделение общественного труда (по социологическим и демографическим данным). Примером может служить известный опросник Г.Ф.Кьюдера, основанный на его классификации профессий. Попыткой выйти за рамки чисто эмпирического основания является факторно-аналитическое исследование Дж.П.Гилфорда, в котором были объединены личностные признаки и признаки интересов, а также шестиугольная модель интересов Дж.Л.Холланда.
Диагностика. Признано, что субъективные методы (опросники, интервью) лучше выявляют профессиональные интересы, чем объективные (тесты достижений и интеллекта). Но в существующих опросниках как раз феноменологический признак (эмоциональный аспект интересов) реализован недостаточно, что приводит к неразличению профессиональных интересов от других форм мотивации, прежде всего от намерений. По своей форме опросники для диагностики профессиональных интересов могут подразделяются на те, которые основаны на "принудительном выборе" (forced choice), когда испытуемому из нескольких занятий предлагается выбрать одно ("Дифференциально-диагностический опросник" Е.А.Климова, "Тест профессиональных интересов. Форма АА" М.Ирле); те, которые основаны на "свободном выборе" (free choice) , когда надо достаточно точно определить степень интересности занятия ("Карта интересов" А.Е.Голомштока); и те, которые основаны на рейтинговых шкалах ("терминальные ценности" в методике М.Рокича). Существуют проективные стратегии выявления профессиональных интересов, например, "Тест профессиональных изображений" М.Ахтниха. Существует опыт использования теста репертуарных решеток для оценки профессиональных интересов, когда предъявляемые по три профессии сравниваются по степени их схожести или различия (У.Кляйнбек). Методики диагностики профессиональных интересов различаются также и по аспектами деятельности: в одних выявляется отношение к предметам деятельности (работа с людьми, с математическими символами и пр.), в других - к конкретным операциям (наблюдение, анализ, проверка). Наиболее комплексной методикой является "Бланк профессиональных интересов" Э.К.Стронга, где выявляются отношения к профессиям, к школьным предметам, к развлечениям, спорту и играм, к занятиям профессионального вида, к личностным свойствам и т.д.
Литература. Bordin E.S. A Theory of Vocational Interests as Dinamic Phenomena/ Educational and Psychological Measurement. 1943. N3;
Roe A. The Psychology of Occupations. N.Y. 1956;
Holland J.L. The Psychology of Vocational Choice. Waltham: Mass. 1966;
Todt E. Das Interesse. Empirische Untersuchungen zu einem motivations Konzept. Bern: Huber. 1978

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
561.70 кб

Содержание понятия «Профессиональный интерес»

Копытов А.Д.
Читать PDF
6.58 мб

Интересные факты о профессиональном образовании

Читать PDF
209.34 кб

Профессиональный интерес как педагогическая проблема

Потемкин А. Д.
В статье рассматривается влияние инновационной деятельности студентов на развитие профессиональных интересов, где профессиональный интерес выступает фактором развития личностных образований, что в свою очередь, влияет на совершенс
Читать PDF
254.61 кб

Сущность и структура понятия «Профессиональный интерес»

Байтимирова Айгуль Тохмииловна
В статье раскрываются сущность и структура понятия «профессиональный интерес». Дается анализ термина «интерес», предлагаются различные точки зрения ученых на трактование профессионального интереса.
Читать PDF
346.69 кб

Развитие профессионального интереса у сельских школьников

Бадашкеев М.В.
В данной статье рассматриваются проблемы развития профессионального интереса у сельских школьников к будущей профессиональной деятельности, выявляются организационно-педагогические условия процесса развития профессиональных интере
Читать PDF
96.92 кб

Становление стойкого интереса к профессиональной деятельности

Буякас Татьяна Марковна
В статье представлены результаты исследования, проведенного автором на основе студенческих работ, выполненных в рамках спецкурса «Психология самоопределения личности» на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
Читать PDF
656.45 кб

Пути и средства формирования профессиональных интересов школьников

Копытов А.Д.
Читать PDF
553.58 кб

Сущность и основные понятия познавательно-профессионального интереса

Шамсиддинова Эльмира Мухаммаджоновна
В статье рассматриваются сущность и основные понятия познавательно-профессионального интереса к обучению и приобретаемой профессии у учащихся профессиональных колледжей. Раскрыто понятие «познавательно-профессиональный интерес».
Читать PDF
846.98 кб

Критерии реализации интересов человека в профессиональном образовании

Гринкруг Л. , Фишман Б.
Читать PDF
188.29 кб

Типы профессиональной направленности и познавательные интересы студентов

Коваленок Татьяна Петровна, Крыжановская И. В.
Рассматривается связь типа профессиональной направленности, диагностированного методикой Е.А.
Читать PDF
284.06 кб

Технология управления формированием профессиональных интересов студентов

Немыкина Анна Леонидовна
В статье рассматривается технологический подход к формированию и развитию профессиональных интересов студентов вузов.
Читать PDF
267.82 кб

Интерес к будущей профессиональной деятельности как категория педагогики

Кузьмин Андрей Михайлович, Сазонов Игорь Юрьевич, Тарасевич Игорь Владимирович
Целью представленного в статье исследования было изучение интереса к будущей профессиональной деятельности у студентов вуза.
Читать PDF
1.21 мб

РОЛЬ ИНТЕРЕСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ КВАЛИФИЦИРОВАННОГО РАБОЧЕГО

Сторож Роман Иванович
В статье рассматриваются стадии профессионального становления человека, понятия профессионального интереса, личностного и профессионального самоопределения, а также роль профессионального интереса в профессиональном становлении кв
Читать PDF
4.29 мб

Профессиональный интерес курсантов как побудительная причина к самообразованию

Л.В. Озерная
Читать PDF
3.69 мб

О влиянии пола и порядка рождаемости на формирование профессионального интереса

Грошев Игорь Васильевич, Евдокимова Ирина Валерьевна
The article looks at the notion of vocational interest and the factors affecting its formation as well as professional choice. The authors conclude that gender differentiates interest in a certain profession.

Похожие термины: