Интерес
эмоционально окрашенное, повышенное Внимание человека к какому-либо объекту или явлению.
Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005
ИНТЕРЕС
эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению; форма проявления познавательной потребности.
Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000
ИНТЕРЕС
эмоциональное состояние, связанное с осуществлением познавательной деятельности и характеризующееся побудительностью этой деятельности.
Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина
Интерес
эмоционально окрашенная установка, направленность на тот или иной вид деятельности или на какой-либо объект, вызванная положительным отношением к ним; форма проявления познавательной потребности.
Источник: Карпов А. Психология менеджмента, 2005 г
ИНТЕРЕС
одна из форм направленности личности: окрашенное положительной эмоцией сосредоточение внимания на определенном, вызывающем И. феномене. И.— проявление не только познавательной, но и других потребностей.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Интерес
легкая степень любопытства. Иногда люди заменяют словом интерес как позитивные эмоции, например, симпатию или нежность, так и негативные (раздражение, презрение или отвращение). Что-то чем-то привлекает внимание, но пока еще нельзя сказать чем.
Источник: Словарь чувств и эмоций. 2015
интерес
одна из форм направленности личности , заключающаяся в ее направленной познавательной активности, окрашенной положительными эмоциями и вниманием к обьекту. И.личности обычно является социально обусловленным.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
интерес
(от лат. interest – иметь значение) – эмоционально окрашенная установка, направленность на тот или иной вид деятельности или на какой-либо объект, вызванная положительным отношением к данной деятельности или объекту.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
ИНТЕРЕС
1. Мотив поведения познавательного характера или внутреннее, познавательное отношение человека к чему-либо. 2. Эмоционально положительное отношение одного человека к другому, его повышенное внимание к нему, практически выражающееся в стремлении к приобретению знаний о нем и к эмоциональному сближению с данным человеком. См. мотив.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ИНТЕРЕС
форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, во внимании к объекту интереса.
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
Интерес
буквально: «имеет значение, важно». Понимается по-разному: 1) как вид познавательной направленности человека на что-либо, потребность в познании чего-то эмоционально привлекательного. Особенностью этого И. является то, что его удовлетворение не ведет к его угасанию, а, наоборот, вызывает новую познавательную активность; 2) как проявление положительных эмоций (интересно, нравится, люблю); 3) как заинтересованность в чем-то, как выгода.
Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007
ИНТЕРЕС
(от лат. intersum – имею важное значение) – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами. Субъективно И. обнаруживается в эмоциональном тоне, к–рый приобретает процесс познания, во внимании к объекту интереса. Теоретический, бескорыстный И. к знанию – важнейший показатель готовности ребенка к обучению в школе.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
ИНТЕРЕС
Один из тех терминов, которые оставались незамеченными в профессиональном словаре психологии, особенно педагогической психологии. Его значение очень свободное, и в то или иное время этот термин употреблялся для обозначения всех следующих понятий: внимание, любопытство, мотивация, сосредоточение, озабоченность, целенаправленность, осведомленность и желание. Большинство авторов просто следуют своей интуиции при его использовании; его сложно употребить неправильно.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
ИНТЕРЕС
(познавательный) – проявление положительного, эмоционально окрашенного отношения к объекту или явлению, вызывающее стремление познать его. И. обусловлен не только внутренними, но и внешними причинами, то есть качествами и особенностями того, что воспринимается. И. бывает разнообразным по содержанию. Он различается также по устойчивости, широте, влиянию на деятельность. Устойчивый И. человека к будущей профессии вызывает у него активность, творчество, стремление полнее познать и лучше ею овладеть.
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
Интерес
ср.-лат. interesse – иметь значение) - произвольная и стойкая направленность внимания к объекту, цели, результату деятельности, которые субъективно рассматриваются индивидом как имеющие для него значительный или глубокий смысл. Интерес может быть болезненным, отражающим влияние или даже доминирование аномальных эмоций и патологических потребностей личности пациента. Например, пациента с гебоидным синдромом при подростковой шизофрении более всего интересуют проявления жестокости, насилия, садизма.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Интересы
целенаправленные мысли и действия, отражающие материальные и духовные потребности отдельных людей, социальных групп и общества в целом. Чаще проявляются в виде стремлений, влечений, носящих субъективный характер, часто противоречат друг другу. В современном мире, где угроза существования Живого чрезвычайно велика, часто говорят об общих интересах человечества, создают условия для слияния, взаимодействия общечеловеческих интересов - жизни, свободы, равенства, собственности, достоинства, индивидуальности, неприкосновенности частной жизни.
Источник: Арсанусова Л.Ю. Словарь по биомедицинской этике. 2011
ИНТЕРЕС
/лат. interest – значение, важность/, фиксация внимания на определенном сексуальном объекте; то же, что симпатия.
Основывается на субъективных ощущениях; может меняться в зависимости от конкретных обстоятельств.
«Каждая девушка, – сказала она ему, имеет свой интерес в жизни, и только одна я живу как ночной сторож при чужом складе.» И. Бабель. Отец.
И. /разг./: то же, что увлечение.
Интересный (-ая; -ое) – представляющий И.
«Личико у нее нельзя сказать, что интересное, и носик немножко подгулял…» М. Зощенко. Грустные глаза.
Источник: Словарь доктора либидо
Интересы
ощущение индивидом важности или пользы чего-л. для себя. Ср. соблюдать свои интересы, узкий круг интересов, столкновение интересов. Интересы могут быть материальными (в частности, денежными), духовными, связанными с продвижением по службе, с увлечением любимым делом и др. Типичная реакция на чьи-то обнаруживаемые или известные интересы – стремление сыграть на них в своих интересах, может быть также перенимание интересов, заражение чужими интересами. Ср. как сыграл на примитивных интересах Плюшкина Чичиков в «Мертвых душах» Н. Гоголя; д’Артаньян – на желании Портоса стать бароном в романе «Двадцать лет спустя» А. Дюма.
Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011
Интерес
Психологическое понятие, определяющее то, что является важным, существенным для личности в данный (конкретный) момент. Целостное поведение индивида определяется в общих чертах интересами. При развитии болезненных состояний, невротических и психических, часто наблюдается снижение заинтересованности. Наличие И. при осуществлении ряда форм деятельности является стимулом активности личности. При развитии психических заболеваний часто наступает изменение И. - он может быть пониженным (у больных депрессией, деменцией и пр.) или, наоборот, может казаться усиленным (повышенным) - у больных маниакальными и гипоманиакальными состояниями.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Интерес
от лат. interesse, что буквально значит «быть между», а также «присутствовать, участвовать»; interest «имеет значение, является важным») – внимание к чему-л., кому-л. привлекательному. Возможные проявления – поворот головы к объекту, бросание на него незаметного взгляда (взгляд украдкой), наклонение набок головы во время слушания (ср. благосклонность); индивид сидя обхватывает подбородок и щеку кистью руки с полусогнутыми пальцами, при этом голова чуть наклонена к руке. Ср. в «Мертвых душах» Н. Гоголя интерес многих к Чичикову; в «Евгении Онегине» А. Пушкина – интерес помещиков к Онегину.
Жизнь вдруг сделалась страшно интересной: у нее была тайна, была область, ей одной принадлежащая, куда никто не смел даже заглянуть (Г. Манн, Гретхен).
Ср. заинтересованность.
Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011
ИНТЕРЕС
от латинского inter esse – «быть внутри» – одна из форм мотивационного состояния, побуждающего к познавательной потребности через активизацию направленности личности на осознание целей деятельности. Субъективно И. проявляется в возбуждении и удержании внимания на предмете, имеющем ценность и значение, придаваемое ему, а также на эмоциональном уровне выступает в позитивной или негативной значимости для практических или теоретических потребностей. Выделяют два вида И.: непосредственный и опосредованный. Первый обусловлен привлекательностью интересующего предмета, а второй – это И. к предмету как средству достижения цели деятельности. Проявление волевого компонента имеет место при устойчивом И., который наблюдается при наличии трудностей в актуализации деятельности, которая как таковая не вызывает интереса, но её выполнение выступает необходимым условием осуществления деятельности, интересующей субъекта.
Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018
ИНТЕРЕС
мотивационное состояние субъекта, кот. побуждает его к активно-познавательно-гностическо-креативно-созидательной деятельности; в самих условиях детерминации интеллектуально-поведенческого потенциала индивида гностическо-познавательная деятельность и само содержание И. все время дополняется-обогащается-опредмечивается-детализируется; чувственно-волевые миги-позывы И. проступают в качестве интеллектуально-эмотивного усилия, связанного с преодолением-разблокированием тех или иных интеллектуально-ментальных трудностей; сами формы И. способствуют освоению индивидом тех или иных знаний, рационально-прагматических форм поведения в социуме; формы И. можно классифицировать: а) по их мультипредметному содержанию и модификациям; б) по их константности-неконстантности, по силе И., по длительности И, кратковременности И.; в) по их динамике в модели-системе потребностно-индивидуальных коррелятов субъекта; сами И. занимают промежуточно-онтологическо-ориентировочную индексацию в макромодели человек+онтос, социум, другие индивиды, среда; динамика интереса продуцируется-возникает, как акты инициативно-активационно-гностического влечения-устремленности-желания, кои сынтенционированны-целеспроецироваины на ту или иную сферу действительности-бытия, на разрешение программируемых-проектируемых индивидом целей, задач, потребностей.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
ИНТЕРЕС
от лат. interest – иметь значение, важно) – 1. В социологии, экономике: реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений – мотивов, ценностей, идей и т. п. – участвующих в них индивидов, социальных групп. Объективное основание И. – экономические отношения данного общества, при этом материальные классовые (групповые) И. являются коренными, обусловливающими др. И. Столкновение И. индивидов и социальных групп часто приводит к конфликтам. И. различаются по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные), по направленности (экономические, политические, духовные), по характеру субъекта (классовые, национальные), по степени осознанности (стихийные и выраженные в программе), по возможности их осуществления (реальные и недостижимые), по отношению к прогрессу общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные) (А. Г. Здравомыслов, 2001). 2. В психологии: отношение человека к предмету как к чему-то ценному, привлекательному. Целенаправленное формирование И. имеет значение в воспитании и обучении. Многие СМИ в погоне за прибылью активизируют низменные интересы человека, вызывая деградацию общества и провоцируя конфликты. 3. Форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на ознакомление с новыми фактами, более полное, глубокое и разностороннее отражение действительности. Противоречие И. создает условия для их конфликта. Конфликты И. многочисленны, различаются по содержанию и форме.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
Интерес
Словообразование. Происходит от лат. interest - важно.
Категория. Субъективная представленность элементов мотивационно-потребностной сферы.
Специфика. Форма побуждения к активности со стороны функциональных мотивов, удовлетворение которых связано не с результатом, а с процессом деятельности, ориентированной на окружающий мир. Среди других видов функциональных мотивов (на основе потребностей в игре, в общении, в творчестве) особое место занимают познавательные мотивы. Сопровождается специфической эмоцией захваченности, зачарованности, которая презентирует индивиду предметы, с которыми оказываются связаны его предметно-функциональные потребности, субъективная приятность которой является фактором постоянного воспроизведения соответствующей деятельности.
Исследования. В лабораторно-экспериментальных исследованиях интерес рассматривается как проявление ориентировочной деятельности, направленной на адаптацию к многозначности окружающего мира и связанной с чувством удовлетворения при оптимальном уровне стимуляции (Д.Е.Берлайн, Д.О.Хебб). При таком, получившим обозначение "экологического", подходе, определяются внешние условия интереса (новизна, сложность), но теряется возможность рассматривать индивидуальную специфичность интересов, их ориентацию на разные предметы. В большей степени эта возможность реализуется при опоре на анализ онтогенетического развития. Так, при анализе проблемы интересов в рамках возрастной и педагогической психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский), были выявлены основные закономерности и этапы формирования интересов при освоении культуры, их роль в продуктивной деятельности и стимулирующее влияние на внимание, память, мыслительные процессы, самореализацию личности.
Частные интересы интегрируются в интересе к жизни, противоположном психологической апатии, который характеризует уровень психологического здоровья индивида и выражает собой широту и глубину его предметных интересов, легкость их возникновения, устойчивость в неблагоприятных условиях. Интерес к жизни является достаточно независимым от жизненной активности, другого признака психологического здоровья, основанного, в значительной степени, на мотивации достижения.
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
Интерес
(лат. interest — важно) — субъективная представленность элементов мотивационно–потребностной сферы в форме побуждения к активности со стороны функциональных мотивов, удовлетворение которых связано не столько с результатом, сколько с процессом деятельности. Спектр значений понятия «И.» достаточно широк. Им обозначают и мимолетное интенционально направленное эмоциональное состояние, и эмоционально–когнитивный комплекс («познавательный интерес») и в то же время рассматривают в качестве устойчивого свойства личности. И. проявляется в нацеленности психических процессов и в личной «приязни» к определенной деятельности, в особом эмоциональном отношении к окружающему миру (Г. И. Щукина, В. Ш. Шепель, Ю. В. Шаров, А. Г. Спиркин, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Ковалев).
И. как отражение врожденной потребности в исследовательской деятельности становится источником развития креативности. К. Изард придавал огромное значение И. как фундаментальной мотивации. И. выступает в роли положительной эмоции, оказывающей мобилизующее влияние на деятельность человека. Это единственная мотивация, которая может поддерживать творческую активность на оптимальном уровне. И. играет важную роль в развитии способностей в различных сферах. Эмоция И. распространяется гораздо дальше сферы научного и художественного творчества, она вторгается в повседневную жизнь и управляет практически всей деятельностью человека, придавая ей тем самым творческий характер.
И. сопровождается специфической эмоцией захваченности, зачарованности. Г. Мёрфи описал И. как врожденное «стремление к открытию», как функцию глубинных человеческих сил, творческий импульс, «живое любопытство, берущее начало со своего рода «освобождения интеллекта» от тисков культуры и двигающееся вперед, активизируемое жаждой контакта с миром и жаждой понимания и выделения смысла мира. И. — одно из генетически ранних проявлений и в то же время мотивационный источник развития креативности. «Креативная формула» И. — «доминанта в разнообразном пространстве интересов». Эти характеристики — индикаторы творческого потенциала. Характерная для многих выдающихся людей возможность проявлять себя в различных областях деятельности — «неслучайное совпадение» различных талантов. Творческая одаренность человека не сводится к способностям, относящимся к определенной области деятельности. Разнообразие И. — основа многообразного опыта, материал для творческих преобразований, ассоциирования, необходи мая основа для работы интуиции. (Барышева Т. А.)
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014
ИНТЕРЕС
англ. interest) - потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане. В условиях формирующейся познавательной деятельности содержание И. может все более обогащаться, включая в себя новые связи предметного мира. Эмоциональный и волевой моменты И. выступают специфично - как интеллектуальная эмоция и усилие, связанное с преодолением интеллектуальных трудностей. И. тесно связан с собственно человеческим уровнем освоения действительности в форме знаний. И. (особенно учебный) является традиционным предметом исследования в психологии и педагогике.
И. классифицируются по содержанию, т. е. по их предметной отнесенности; по широте предметного содержания; по глубине, т. е. по их укорененности в системе потребностных отношений личности; по устойчивости; по силе; по длительности. И. занимает промежуточное положение в усложняющемся ряду потребностных отношений человека к миру: он возникает на основе познавательного влечения {желания) к той или иной области действительности и в процессе своего развития может перерасти в устойчивую личностную потребность в активном, деятельном отношении к своему предмету, в склонность. (А. Б. Орлов.)
Добавление ред.: А. Ребер в своем "Словаре психологии" (1995) честно признается в невозможности дать полноценное определение слову "И.", которое, по его мнению, используется почти всеми чисто интуитивно. Он ограничивается лишь перечнем слов, которые ассоциируются с И.: от внимания до желания. В то же время иногда делаются попытки придать понятию И. большое теоретическое значение.
Некоторые авторы трактуют И. как одну из эмоций, близкую к удивлению, любознательности. Напр., К. Изард включает И. в число базальных (первичных) эмоций, имеющих, помимо прочего, и мотивационное значение. И. описывается в таких терминах как увлеченность содержанием и вовлеченность в процесс деятельности.
Л. С. Выготский трактовал И. как специфически человеческий уровень в развитии потребностей, для которого характерна сознательность и свобода: "И. предстает перед нами как осознанное стремление, как влечение для себя, в отличие от инстинктивного импульса, являющегося влечением в себе". И. - это "высшие культурные потребности", являющиеся движущими силами поведения. В "Психологическом словаре" (1931) Б. Е. Варшавы и Л. С. Выготского И. определяется как "эмоционально окрашенная установка, направленность на к.-л. деятельность или на к.-л. объект, вызванная положительным отношением к предмету".
Само слово "И.", хотя и имеет лат. основу, но к классическому лат. языку не принадлежит; оно появилось в капиталистическую эпоху как технический, специальный (а именно бухгалтерский) термин, означавший ожидаемый доход (выгоду) от каких-то затрат. (Б. М.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
ИНТЕРЕС
ІНТАРЭС, ЦІКАВАСЦЬ / INTEREST– данное понятие является сложным и неоднородным, поэтому рассматривается исследователями с разных точек зрения. Обзор этих позиций представлен в статье Т. В. Шороховой. Большинство авторов склоняются к мнению, что И.– это потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности. При этом в качестве ведущего компонента указывают эмоцию, ассоциируя И. с эмоциональным переживанием познавательной потребности. Разнообразие подходов связано с тем, что уровень развития И. у конкретного человека может быть различным– от эмоционального переживания до черты характера. Первичный, или ситуационный, ин те рес (его еще называют любопытством) основан на определенных свойствах учебно го материала, таких как новизна, доступность, эмоциональная окраска. Если обучающийся часто испытывает ситуационный И., переживает связанные с ним положительные эмоции, такое состояние заинтересованности (любознательность) становится для него привычным, у него формируется увлечение занятиями по дан ному предмету. Если этот интерес-увлечение подкрепляется в других сферах дея тельно сти и учебных дисциплинах, он распространяется и на них, происходит процесс его генерализации, увлечения превращаются в склонность к учебной или научной деятельности. Такой устойчивый И. является уже интересом-отношением к деятельности, т. е. эволюционирует в черту характера человека. Преобразование ситуационного познавательного И. в И. как отношение к учебной деятельности происходит во взаимодействии педагогов и обучающихся. Сохранится ли интерес после изучения конкретного материала, распространится ли он на другие учебные материалы, зависит уже не только от содержания, но и от способов учебной деятельности. Согласно А. К. Марковой, И. к учению может быть широким, планирующим, результативным, процессуально-содержательным, учебно-познавательным и его преобразующим. Такой И. к учению является обязательным условием успешного образования. И. А. Зимняя утверждает, что «интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал, не требующий умственного напряжения, не вызывает интереса». Более того, она заявляет: «Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности– возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению– использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности». Условия, необходимые для развития познавательного И.: 1) организация обучения, связанная с вовлечением обучающихся в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решение задач проблемного характера; 2) разнообразие информации; 3) понимание перспективы и ретроспективы получаемого знания, осознание его целесообразности; 4) представление не только конечного результата, но и самого процесса поиска; 5) проверка и оценка работы, в том числе и самими обучающимися; 6) увлеченность педагога предметом, яркость, эмоциональность представления материала. Е. Г. Баранов
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.