ПАЦИЕНТ
Пациент
лицо, которому оказывают медицинскую помощь.
ПАЦИЕНТ
неплатежеспособный клиент
Источник: Енгалычев В.Ф. Псислэнг, или словарь профессионального жаргона психологов. 1997
ПАЦИЕНТ
от лат. patiens (patientis) - страдающий] - больной, лечащийся у данного врача
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
Пациент
лат. pacientis – страдающий) – 1. больной, получающий лечение; 2. тот, кто пользуется медицинским обслуживанием, но не обязательно страдает заболеванием; например, индивид, подвергающийся профилактическому осмотру; 3. в психологии – индивид, являющийся объектом психотерапии. Термин пациент используют психологи, разделяющие медицинскую модель болезни, и в тех случаях, когда подразумевают человека, страдающего психическим расстройством, но не психологическим отклонением. Приблизительные синонимы: Больной, Клиент.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ПАЦИЕНТ
1. В медицине – тот, кто проходит лечение от диагностированной болезни или травмы. 2. Тот, кто пользуется медицинским обслуживанием Значение 2 более общее и охватывает людей, у которых нет явной болезни, которые проходят обследование на возможное заболевание. 3. В психологии – индивид в психотерапии. Значения 1 и 2 – прямые, значение 3 – нет. В психологии использование этого термина в отношении людей, проходящих терапию, происходит от влиятельной медицинской модели психологических и психиатрических расстройств, согласно которой психическое расстройство считается психической болезнью, аналогичной органической, соматической болезни. В то время как имеются достаточные основания для того, чтобы рассматривать многие психические и поведенческие расстройства как болезни, а тех, кто ими страдает, как пациентов в медицинском смысле (например, сильно нарушенный шизофреник, нуждающийся в госпитализации и получающий антипсихотические лекарственные средства под наблюдением психиатра), вовсе не очевидно, что этот термин должен примениться к индивиду, который консультируется с психиатром или клиническим психологом на еженедельных сеансах, чтобы проработать чувство неуверенности (см. клиент) или к людям, проходящим психоанализ (см. анализанд).
Пациент
лицо, обратившееся в лечебное учреждение любой организационно‑правовой формы и формы собственности, к врачу частной практики за получением диагностической, лечебной, профилактической помощи независимо от наличия или отсутствия у него заболевания.
Пациент может обратиться в медицинское учреждение за медицинской помощью или услугой для медицинского освидетельствования, диагностического обследования, лечения, реабилитации, профилактических осмотров, родовспоможения, получения справок по собственной воле и согласию либо без согласия, в установленных законом случаях. См. Оказание медицинской помощи без согласия граждан.
В зависимости от вида медицинской помощи или услуги, гражданин может именоваться в медицинском учреждении по‑разному – больной, пациент, донор, реципиент, роженица, заказчик и т. д., обобщенно он будет потребителем медицинской услуги. См. Договор на оказание медицинской помощи, Договор возмездного оказания медицинских услуг.
Оказание медицинской помощи или услуги требует единообразного подхода к модели пациента, которая представляет собой сконструированное описание объекта (заболевание, синдром, клиническая ситуация), регламентирующее совокупность клинических или ситуационных характеристик, выполненное на основе оптимизации выбора переменных (осложнение, фаза, стадия заболевания) с учетом наибольшего их влияния на исход и значимых причинно‑следственных связей и определяющее возможность и необходимость описания технологии оказания медицинской помощи.
Права пациента – специфические права, производные от общих гражданских, политических, экономических, социальных прав человека и реализуемые при получении медицинской помощи и связанных с ней услуг или в связи с любым медицинским воздействием, осуществляемым в отношении граждан.
Гарантия прав пациента – предусмотренное законом, иным правовым актом или договором обязательство по выполнению содержащихся в них норм и положений, обеспечивающих реализацию прав пациента при предоставлении медицинских и сервисных услуг.
При обращении за медицинской и фармацевтической помощью и ее получении пациент имеет право на:
– возмещение ущерба в случаях причинения вреда здоровью вследствие ненадлежащих качества и условий предоставления медицинской и лекарственной помощи;
– экспертизу качества оказываемой медицинской и лекарственной помощи;
– получение от врача, ответственного за лечение, полной информации, касающейся диагноза, лечения и возможного прогноза в доступной для пациента форме;
– иные права и гарантии, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами.
При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:
1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
2) выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно‑профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно‑гигиеническим требованиям;
4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;
5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами (см. Обезболивание);
6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведениях, полученных при обследовании и лечении (см. Врачебная тайна);
7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;
8) отказ от медицинского вмешательства;
9) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья (см. Право на информацию);
10) получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;
11) возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи (см. Возмещение вреда здоровью);
12) допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
13) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.
В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно‑профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации либо в суд.
См. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487‑1. Ст. 30.
Как и всякое правоотношение, правоотношение по поводу оказания медицинской помощи содержит в своем наборе не только права пациента и обязанности медицинского учреждения и медицинского работника, но и наделяет врача, любого медицинского работника правами и возлагает обязанности на пациента.
В обязанности пациента входит:
– принимать необходимые меры, направленные на сохранение и укрепление своего здоровья;
– в случае заражения или заболевания, представляющего опасность для окружающих, своевременно обращаться за медицинской помощью и соблюдать соответствующие меры предосторожности при контактах с другими гражданами в целях исключения распространения этих заболеваний.
Непосредственно при получении медицинской помощи пациент обязан:
– выполнять предписания лечащего врача;
– не предпринимать действий, наносящих ущерб здоровью других граждан;
– давать информацию лечащему врачу о прошлых заболеваниях, госпитализациях, проведенном лечении и других вопросах, касающихся своего здоровья, сообщать о неожиданных переменах в состоянии здоровья;
– соблюдать режим лечения, рекомендованный лечащим врачом, выполнять требования медицинских сестер и другого медицинского персонала при выполнении ими различных процедур или указаний лечащего врача, а также требования соблюдения правил поведения больных в медицинском учреждении;
– предоставлять информацию медицинскому работнику о наличии заболевания, представляющего опасность для окружающих, при проведении медицинских процедур, лечении, обследовании, при использовании крови, биологических жидкостей, органов и тканей пациента как донора;
– в случае преднамеренного заражения пациентом других лиц заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, либо уклонения от лечения этих заболеваний пациент несет административную либо уголовную ответственность согласно действующему законодательству.
Пациент может обратиться в медицинское учреждение за медицинской помощью или услугой для медицинского освидетельствования, диагностического обследования, лечения, реабилитации, профилактических осмотров, родовспоможения, получения справок по собственной воле и согласию либо без согласия, в установленных законом случаях. См. Оказание медицинской помощи без согласия граждан.
В зависимости от вида медицинской помощи или услуги, гражданин может именоваться в медицинском учреждении по‑разному – больной, пациент, донор, реципиент, роженица, заказчик и т. д., обобщенно он будет потребителем медицинской услуги. См. Договор на оказание медицинской помощи, Договор возмездного оказания медицинских услуг.
Оказание медицинской помощи или услуги требует единообразного подхода к модели пациента, которая представляет собой сконструированное описание объекта (заболевание, синдром, клиническая ситуация), регламентирующее совокупность клинических или ситуационных характеристик, выполненное на основе оптимизации выбора переменных (осложнение, фаза, стадия заболевания) с учетом наибольшего их влияния на исход и значимых причинно‑следственных связей и определяющее возможность и необходимость описания технологии оказания медицинской помощи.
Права пациента – специфические права, производные от общих гражданских, политических, экономических, социальных прав человека и реализуемые при получении медицинской помощи и связанных с ней услуг или в связи с любым медицинским воздействием, осуществляемым в отношении граждан.
Гарантия прав пациента – предусмотренное законом, иным правовым актом или договором обязательство по выполнению содержащихся в них норм и положений, обеспечивающих реализацию прав пациента при предоставлении медицинских и сервисных услуг.
При обращении за медицинской и фармацевтической помощью и ее получении пациент имеет право на:
– возмещение ущерба в случаях причинения вреда здоровью вследствие ненадлежащих качества и условий предоставления медицинской и лекарственной помощи;
– экспертизу качества оказываемой медицинской и лекарственной помощи;
– получение от врача, ответственного за лечение, полной информации, касающейся диагноза, лечения и возможного прогноза в доступной для пациента форме;
– иные права и гарантии, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами.
При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:
1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
2) выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно‑профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно‑гигиеническим требованиям;
4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;
5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами (см. Обезболивание);
6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведениях, полученных при обследовании и лечении (см. Врачебная тайна);
7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;
8) отказ от медицинского вмешательства;
9) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья (см. Право на информацию);
10) получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;
11) возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи (см. Возмещение вреда здоровью);
12) допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
13) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.
В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно‑профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации либо в суд.
См. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487‑1. Ст. 30.
Как и всякое правоотношение, правоотношение по поводу оказания медицинской помощи содержит в своем наборе не только права пациента и обязанности медицинского учреждения и медицинского работника, но и наделяет врача, любого медицинского работника правами и возлагает обязанности на пациента.
В обязанности пациента входит:
– принимать необходимые меры, направленные на сохранение и укрепление своего здоровья;
– в случае заражения или заболевания, представляющего опасность для окружающих, своевременно обращаться за медицинской помощью и соблюдать соответствующие меры предосторожности при контактах с другими гражданами в целях исключения распространения этих заболеваний.
Непосредственно при получении медицинской помощи пациент обязан:
– выполнять предписания лечащего врача;
– не предпринимать действий, наносящих ущерб здоровью других граждан;
– давать информацию лечащему врачу о прошлых заболеваниях, госпитализациях, проведенном лечении и других вопросах, касающихся своего здоровья, сообщать о неожиданных переменах в состоянии здоровья;
– соблюдать режим лечения, рекомендованный лечащим врачом, выполнять требования медицинских сестер и другого медицинского персонала при выполнении ими различных процедур или указаний лечащего врача, а также требования соблюдения правил поведения больных в медицинском учреждении;
– предоставлять информацию медицинскому работнику о наличии заболевания, представляющего опасность для окружающих, при проведении медицинских процедур, лечении, обследовании, при использовании крови, биологических жидкостей, органов и тканей пациента как донора;
– в случае преднамеренного заражения пациентом других лиц заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, либо уклонения от лечения этих заболеваний пациент несет административную либо уголовную ответственность согласно действующему законодательству.