у нас в стране не содержатся в каком-либо едином "медицинском кодексе" - они распределены по множеству законов и подзаконных актов, даже далеких, на первый взгляд, от медицины, в частности, в Гражданском кодексе РФ. Нормативно - правовую базу общих прав пациента составляют Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993. В законе «О защите прав потребителей» 2002 г. (с изменениями и дополнениями от 4 января 2003 г.) пациент рассматривается как потребитель одного из видов услуг. Направление, представляющее интерес для пациента, - это высокое качество и своевременность медицинской помощи. Права пациента - это инструменты управления процессом оказания медицинской помощи. Пациенту следует знать, уважать и активно использовать свой правовой статус. Это является и условием получения качественной помощи, и фактором экономии сил, времени и денег. Необходимо различать социальные и индивидуальные права. Социальные права в области охраны здоровья связаны с социальными обязательствами, взятыми на себя или возложенными на правительство общественными или государственными организациями. Очень важны - право на частную жизнь и конфиденциальность, право на уважение времени пациента, право на соблюдение стандартов качества медицинской помощи (от 26 ноября 2008г) - значимость данного права трудно переоценить, так как от его реализации зависит и ряд других базовых прав пациента – на согласие, на свободу выбора, на соблюдение стандартов, на инновации, на подачу жалобы и на компенсацию. Важнейшие права пациента - это права на профилактику болезней, доступность медицинской помощи, информацию, информированное согласие, свободу выбора, частную жизнь и конфиденциальность, уважение времени пациента, выполнение стандартов качества медицинской помощи. Пациент должен дать согласие на присутствие других персон или сам просить об этом присутствии. Понятие врачебной тайны не должно трактоваться как ограничение права самого пациента на информацию. У пациента есть право не получать информацию о состоянии своего здоровья, если он этого желает, таким образом, врач не имеет права сообщать данную информацию против воли пациента. Права пациента необходимо рассматривать во взаимосвязи с моральными, нравственными, этическими нормами, регламентирующими деятельность медицинских работников. Уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала являются необходимым условием реализации прав пациентов. Врач обязан координировать обоснованный медицинский процесс в сотрудничестве с другими представителями здравоохранения, участвующими в лечении пациента. Врач не имеет права прекращать лечение пациента, если дальнейшее лечение является обоснованным.
К сожалению, права пациента не так уж хорошо знают даже работники здравоохранения, а ведь они должны знать это «как таблицу умножения». Причин тому много и среди них – психология наших медиков, консерватизм обычаев в их профессиональной среде. Врач, не получающий достаточно денег, может нарушать права пациента, ставить его в различные негативные ситуации, в том числе и потому, что государство не демонстрирует уважение к профессии врача. Типичные примеры нарушения прав: размещение пациента в коридоре больницы, несвоевременная замена грязного белья, длительное выстаивание в очереди на прием к врачу, необоснованный отказ от оказания медицинской помощи; низкий уровень качества (дефекты в оказании) медицинской помощи,
Права пациента как клиента защищают только комитеты по защите прав потребителей. В последние годы в лечебных учреждениях стали создаваться этические комитеты, хотя этот процесс идет недопустимо медленно, чаще в лечебных учреждениях нет даже юриста. Для сравнения – в Великобритании, где законы о защите прав пациентов действуют с конца 70-х годов, всего 5% юридических контор выполняют услуги по разбирательствам в медицинских конфликтах, что говорит о чрезвычайной сложности области медицинского права.
Права пациентов в европейском и американском мире защищены значительно лучше. В настоящее время в целом ряде стран приняты Хартии прав пациентов. Очень важный документ - Лиссабонская декларация о правах пациента, принятая 34-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Лиссабон, Португалия сентябрь/октябрь 1981. Настоящая «Декларация» утверждает основные права, которыми, с точки зрения медицинского сообщества, должен обладать каждый пациент.
В Ставропольском крае существует Закон Ставропольского края от 6 декабря 2005 г. N 62 – кз «Об организации здравоохранения в Ставропольском крае» (с изменениями от 31 декабря 2005 г., 7 декабря, 31 декабря 2006 г., 19 ноября 2007 г.). Статья 20 «Права пациента» гласит:
в соответствии с Основами законодательства при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:
уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского персонала;
выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно – профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;
облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении;
информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от медицинского вмешательства;
получение информации о своих правах и обязанностях, о состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;
возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;
допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении – на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутреннего распорядка больничного учреждения.
167.01 кб
Права пациентов (сообщение i)
Права пациента являются частным случаем прав и свобод человека и гражданина.