МОЛЧАЛИВЫЙ УРОК

Найдено 1 определение
МОЛЧАЛИВЫЙ УРОК
«МАЎКЛІВЫ» ЎРОК / «SILENT» LESSON– молчание есть инструмент самопознания, рождения учеником собственных смыслов, оно выступает орудием извлечения собственных скрытых знаний. Урок молчания– это урок самопознания ученика, создания учеником собственного образовательного продукта. Молчание на уроке может выполнять функцию универсального помощника для создания учеником собственного продукта на каждом из этапов урока(например, на этапе целеполагания, создания первичного образовательного продукта, рефлексии). Еще одной характерной особенностью М. у. является вопрошание ученика как неразрывно связанная с молчанием учебная деятельность по производству им собственных смыслов. Вопрос учащегося позволяет заглянуть в «колодец» своих смыслов, объединяя теорию с личностно значимым содержанием. Урок молчания не есть урок всеобъемлющей тишины. Ведь молчания не существует без речи, говорения. Равно как не существует собственного продукта ученика без возможности его предварительного сравнения с достижениями человечества, других людей, взгляда иными глазами. И потому особый интерес представляет здесь урок-диалог. Молчание может выступать способом создания не только индивидуального, но и коллективного продукта (например, во время сравнения образовательных продуктов учащихся). Вместе с тем в отношении коммуникаций здесь существуют определенные особенности. Приведу пример особенностей урока в японской школе. В нем превалирует традиционная передаточная форма содержания обучения, когда учитель знает истину, а ученики нет.
Методы и этапы эвристического урока / Метады і этапы эўрыстычнага ўрока / Me thods and stages of an heuristic lesson. Первый этап– «отрицание внешнего шума». Заключается в предоставлении ученику возможности сформулировать антипод явлению, объекту сформулировать иную картину, нежели озвученная учителем. Второй этап– сопоставление выявленных особенностей антипредмета с собственным жизненным пространством (быт, цели, особенности). Третий этап– разработка «за» и «против» данного объекта, самых главных вопросов себе, преподавателю, фрагмента интервью с человеком по теме занятия. Этот этап метапредметный, характеризующий единство противоположных взглядов на изучаемый объект. В данном методе реализована тройственность методологических групп вопросов («Что?», «Как?», «Почему?») в учебном погружении в «колодец» смыслов учащегося. Модификация рассмотренного метода. Первый этап– уход от «шума», чужого– постановка учеником собственных целей в виде вопросов. Далее, на втором этапе, происходит изучение объекта действительности. Урок проходит в тишине. Ученик, слушая себя, познает предмет, сопоставляет себя с ним в соответствии с триадой. В этот момент осуществляется генерирование учеником нового знания. На третьем этапе ученику предлагается сформулировать мысль, афоризм, которые позволят ему замолчать. На данном этапе происходит создание метапредметного знания и образа, имеющего прямое отношение к молчанию.
Виды молчания ученика на уроке / Віды маўчання вучня на ўроку / Types of students’ silence in class. Молчание может быть ситуативным (молчание-протест), эмоциональным (обида, восхищение), поверхностным или глубоким. Молчание с точки зрения дидактики имеет свои уровни: по глубине погружения в «колодец» смыслов; по формату коммуникации в диалоге (индивидуальное, групповое); по соответствию формулируемым вопросам (когнитивное, креативное, оргдеятельностное). С позиций рассмотренной ранее методологии исихазма и эвристического диалога различают запретительное (отказ от внешнего шума), сопоставительное («сведение ума в сердце») и эвристическое (выход на новые смыслы) молчание обучающегося.
Критерии оценивания. Когнитивным критерием оценивания могут служить количество и качество задаваемых вопросов, их взаимосвязь с продолжительностью молчания. Один из главных критериев здесь– знаниевый объем вопроса, который задает ученик после молчания.
Особые функции учителя. Например, анализ литературы позволяет утверждать, что для выхода из состояния молчания важно наличие другого– учителя. С. Гроф проводил эксперимент, в котором человек, погруженный в воду температуры, равной температуре тела, полностью отрешался от всех внешних раздражителей и при этом не возвращался без наставников, т. е. оставался там. Вышесказанное подчеркивает важность подготовки «молчаливого» учителя, способного ввести ученика в состояние молчания, чтобы разговорить его, выведя из состояния молчания. Обучение молчанию без связи с действительностью, реальностью, без контакта с объектами реальности не имеет высокой эффективности. Один из методов молчания– рефлексивный: задать вопросы на протяжении дня разным окружающим объектам природы с целью узнать что-то новое о себе. А. Д. Король

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.