МОДЕЛИРОВАНИЕ В ОБУЧЕНИИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Моделирование в обучении
Словообразование. Происходит от лат. modulus - образец.
Категория. Средство обучения.
Специфика. Отработка определенных психологических операций, прежде всего в научно-теоретической сфере, на системах, служащих отображением реальных процессов окружающей среды.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

МОДЕЛИРОВАНИЕ В ОБУЧЕНИИ
от франц . modele — образец...) — психологическая проблема, имеющая два аспекта: 1) как содержание, которое должно быть усвоено обучаемым в процессе обучения, как способ познания, которым он должен овладеть; 2) как одно из основных учебных действий, которое является составным элементом учебной деятельности. Первый аспект означает психологическое обоснование необходимости включения в содержание образования понятий модели и моделирования. Эта необходимость обусловлена задачей формирования у обучаемого научно-теоретического типа мышления, означающего мышление о деятельности посредством особых специфических объектов, сконструированных в историческом процессе развития науки,— моделей реальных явлений и процессов. Модельный характер современной науки, когда конструирование и изучение моделей реальных объектов являются основными методами научного познания, показывает, что задача формирования научно-теоретического типа мышления может быть успешно решена лишь тогда, когда научные модели изучаемых явлений займут в содержании обучения подобающее им место и будут изучаться явно, с использованием соответствующей терминологии, с разъяснением обучаемым сущности понятий модели и моделирования, с тем чтобы они осознали и овладели моделированием как методом познания. Второй аспект состоит в исследовании места и форм использования моделирования как высшей и особой формы наглядности для выявления и фиксации в легко обозримом виде существенных особенностей и отношений изучаемых явлений, а также в формировании у обучаемого умений использовать моделирование для построения и фиксации общих схем действий и операций, которые они должны проделать в процессе изучения абстрактных понятий.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Моделирование в обучении
лат. modus — образ] — 1) содержание образования и способ познания, которым учащиеся должны овладеть в обучении; 2) одно из основных учебных действий, являющееся составным элементом учебной деятельности. Первый аспект означает включение в содержание образования понятий модели и моделирования. Эта задача обусловлена необходимостью формирования научно-теоретического типа мышления, в котором модели реальных явлений используются как средство их познания. Современная наука имеет модельный характер, при котором конструирование и изучение моделей реальных объектов является основным методом научного познания. Поэтому задача формирования научно-теоретического мышления может быть успешно решена лишь когда научные модели изучаемых явлений займут в содержании обучения подобающее место и учащиеся овладеют моделированием как методом научного познания. Второй аспект состоит в использовании моделирования как высшей и особой формы наглядности для выявления и фиксации в легко обозримом виде существенных особенностей и отношений изучаемых явлений. Так, например, при изучении понятия «величины» в курсе начальной математики величины предметов представляют в виде отрезков, соотношение между которыми моделирует соотношение величин. М. в о. широко используется для построения общих схем действий и операций, которые учащиеся должны проделать в процессе изучения сложных абстрактных понятий. В системе развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов) М. становится центральным учебным действием, обеспечивающим формирование у детей теоретических обобщений. В дошкольном возрасте систематическое обучение детей М. различных связей и отношений между объектами служит важнейшим средством формирования общих познавательных способностей (Л.А. Венгер). Е. О. Смирнова

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Обучение студентов методу моделирования

Королев М.Ю.
Статья посвящена особенностям обучения студентов физико-математических и естественно-научных специальностей методу моделирования. Рассмотрена роль метода моделирования как одного из основных методов познания.
Читать PDF

Обучение моделированию на задачах динамики

Молдавский Д.Ф., Молькова М.К.
Статья посвящена обучению школьников методам моделирования с целью решения ими физических задач.
Читать PDF

Моделирование технологий Интернет-обучения

Белоглазов Александр Анатольевич, Белоглазова Лилия Борисовна
В статье рассмотрены возможности информационно-коммуникационных и дистанционных технологий и предложены модели их использования в учебном процессе вуза.
Читать PDF

Имитационное моделирование обучения в школе

Майер Роберт Валерьевич
Предлагаемая двухкомпонентная модель обучения в 11-летней школе учитывает: 1) распределение учебной информации в течение всего времени обучения; 2) коэффициенты обучения и забывания ученика в различные годы обучения; 3) доли учебн
Читать PDF

Обучение младших школьников 3D-моделированию

Можаров Максим Сергеевич, Можарова Анна Эдуардовна
Авторы обращают внимание на стремительное развитие информационных технологий 3D-моделирования и прототипирования, на необходимость готовить людей к существованию в новых условиях.
Читать PDF

Применение элементов моделирования в обучении

Кропачева Наталия Юрьевна
Статья посвящена рассмотрению вопросов применения методов имитационного моделирования в социально-гуманитарном образовании с целью ускорения интегративных процессов в образовательной системе высшей школы, повышения качества образо
Читать PDF

Моделирование в различных стратегиях обучения

Ядровская М. В.
Моделирование как объективная методология познания находит применение в обучении.
Читать PDF

Моделирование в реализации когнитивного обучения

Ядровская Марина Владимировна
В статье предлагается ряд частнометодических принципов, которые могут быть включены в систему когнитивного обучения.
Читать PDF

Теория обучения и моделирование учебного процесса

Гребенев И. В., Чупрунов Е. В.
Рассматривается роль теории обучения в конструировании учебного процесса в школе и вузе, соотношение моделирования, проектирования и конструирования в деятельности ученого, методиста и педагога.
Читать PDF

Визуальное моделирование в обучении программированию

Баженова Ирина Васильевна
В статье рассмотрена возможность включения в содержание курса программирования элементов визуального моделирования на языке UML. Предложены задания учебной практики по программированию, предусматривающие визуальное моделирование.
Читать PDF

Информационное моделирование процесса и методов обучения

Казакевич Владимир Михайлович
Представлен инновационный подход к обучению как информационному коммуникационному процессу. Раскрыта компонентная структура учебной коммуникации и показана ее модель.
Читать PDF

Моделирование поведения как элемент контекстного обучения

Пахомов Алексей Петрович, Жильцов Владимир Анатольевич
Раскрыты основные положения контекстного обучения, в качестве составной части которого предложено рассматривать обучение через моделирование поведения.
Читать PDF

Условия универсализации моделирования в начальном обучении

Синявская Елена Валентиновна
Рассматриваются условия универсализации моделирования как учебного действия младших школьников. На конкретных примерах раскрываются пути реализации этих условий в педагогической практике.
Читать PDF

Средства моделирования в компьютерных технологиях обучения

Ядровская Марина Владимировна
В статье при рассмотрении аппаратно-программных средств и технологий, используемых выпускниками вуза для создания дипломных проектов, прослеживается динамика средств моделирования, применяемых в компьютерных технологиях обучения.
Читать PDF

Проблемы моделирования личностно-ориентированного обучения

Кусаинова Маншук Аскаркызы