позиция личности в структуре неформальных связей; степень уважения, внимания со стороны окружающих.
Личностный статус
Личностный статус
Источник: Агрессивная толпа, массовая паника, слухи (глоссарий)
СТАТУС ЛИЧНОСТНЫЙ
положение личности в неофициальной структуре взаимоотношений. Он свидетельствует о ценности и признании личности в рамках одной группы. Престиж - одна из характеристик этого статуса, своеобразная мера признания группой заслуг личности.
Для акмеологии понятие С.л. существенно в контексте понимания школы Б. Г. Анантьева: статус - есть групповое межличностное признание определенного уровня достижений личности.
Для акмеологии понятие С.л. существенно в контексте понимания школы Б. Г. Анантьева: статус - есть групповое межличностное признание определенного уровня достижений личности.
Источник: Акмеологический словарь.
Личностный статус
место, положение личности в обществе, в социальной структуре. Статус — это социальная позиция, связанная с определенными правами и обязанностями.
Люди, как правило, входят в состав различных социальных групп. Человек одновременно может заниматься определенной работой, состоять членом спортивного клуба, выполнять общественные функции, участвовать в политической жизни и еще быть при этом матерью или отцом семейства. В каждой из таких групп он занимает некоторое положение, поэтому и может иметь ряд статусов, но один из них, который можно назвать главным, определяет его общественное положение.
Статусы бывают предписанными (даны нам от рождения) и достигнутыми (определяются тем, что мы осуществили в нашей жизни). Исследование их должно включать изучение реального экономического (общий заработок, обеспеченность жильем и т. д.), политически-правового (права и обязанности человека как члена макрои микроколлективов), трудового профессионального (положение человека в системе квалификаций, профессий и т. п.), образовательного и других статусов.
Изучить Л. с. важно для того, чтобы установить социальную роль личности — общественную функцию человека в данной ситуации, которая рассматривается как динамический аспект статуса, реализация связей, заданных позициями личности в обществе.
Люди, как правило, входят в состав различных социальных групп. Человек одновременно может заниматься определенной работой, состоять членом спортивного клуба, выполнять общественные функции, участвовать в политической жизни и еще быть при этом матерью или отцом семейства. В каждой из таких групп он занимает некоторое положение, поэтому и может иметь ряд статусов, но один из них, который можно назвать главным, определяет его общественное положение.
Статусы бывают предписанными (даны нам от рождения) и достигнутыми (определяются тем, что мы осуществили в нашей жизни). Исследование их должно включать изучение реального экономического (общий заработок, обеспеченность жильем и т. д.), политически-правового (права и обязанности человека как члена макрои микроколлективов), трудового профессионального (положение человека в системе квалификаций, профессий и т. п.), образовательного и других статусов.
Изучить Л. с. важно для того, чтобы установить социальную роль личности — общественную функцию человека в данной ситуации, которая рассматривается как динамический аспект статуса, реализация связей, заданных позициями личности в обществе.
ЛИЧНОСТНЫЙ СТАТУС
положение личности в неофициальной структуре взаимоотношений. Он свидетельствует о ценности личности в рамках одной группы. Престиж – одна из характеристик статуса, своеобразная мера признания группой заслуг личности. Между интеллектом и личностным статусом, по данным исследования Р. Стогдилла, существует небольшая позитивная связь. Однако И. П. Волков получил отрицательные корреляции между показателями интеллекта студентов и их психологическим статусом в учебной группе. Л. с. студента зависит от его учебной активности, мотивов поведения, успеваемости, отношения к другим студентам и преподавателям. Как правило, студенты с высокой успеваемостью занимают ведущее положение в системе межличностных отношений. Но даже отличники попадают в число «отверженных», если они противостоят учебной группе. Историко-эволюционный подход к изучению личности (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Г. Асмолов и др.) ориентирует на освещение вопросов о соотношении биологического и социального в личности, механизмов регуляции ее социального поведения, творчества, индивидуальности, характера, способностей и т. д. Этот подход, подчеркивая детерминированность психического развития условиями жизни и воспитанием, не отрицает особой логики этого развития, наличия в нем определенного самодвижения. Термин Л. в том значении, как его используют немецкие психологи, отражает ядро, неповторимую глубинную природу человеческого существа. Подчеркивается устойчивость Л., ее автономность от изменяющихся социальных ситуаций, общества в целом. В этом значении термин Л. употребляется психоаналитиками (3. Фрейд, К. Юнг), представителями гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт), а также создателем теории неповторимой индивидуальной личности Г. Мюрреем. Карл Роджерс считал главным условием личностного роста познание человеком своего «Я» (см. Я). В «Я» имеется «Я – концепция», т. е. представление индивида о самом себе (реальное «Я»). Наряду с этим существует «идеальное Я» – система ценностей и свойств, которые личность хотела бы иметь. От взаимоотношений «Я – концепции» и «идеального Я» зависит глубинная структура личности: доверие или недоверие к самому себе, позитивные или негативные переживания реального опыта. Для личностного роста необходима достаточная согласованность «Я – концепции» и опыта, с одной стороны, «Я – идеального» и «Я – реального» – с другой. Все стороны «Я» должны составлять единую систему. Согласно Г. Олпорту, структура личности представляет собой иерархическую упорядоченность ее черт. Одна черта не может детерминировать все поведенческие акты. Врожденные диспозиции, по Олпорту, являются ведущими. В изучении личности известное место занимает диспозиционное направление. В его основе лежат две основные идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях (т. е. черт личности). Это означает, что люди демонстрируют определенное постоянство в своих поступках, мыслях и эмоциях, независимо от течения времени, события и жизненного опыта. В самом деле суть личности определяется теми склонностями, которые люди проносят через всю жизнь, которые принадлежат им и неотъемлемы от них. Вторая основная идея диспозиционального направления основывается на том факте, что нет 2-х людей, в точности похожих друг на друга. Г. Олпорт, наиболее влиятельный приверженец диспозиционального направления, полагал, что каждая личность уникальна, и что ее уникальность наилучшим образом может быть понята через определение конкретных черт личности. Большое внимание он уделял и тому, каким образом на поведение человека влияют когнитивные и мотивационные процессы. Эта теория представляет собой соединение гуманистических и индивидуальных подходов к изучению человеческого поведения. Наиболее утвердившейся основой типологии личности является дихотомия – интроверсия – экстраверсия (см. Интроверсия. Экстраверсия). Однако было бы упрощением понимать ее просто как существование двух категорий людей. Личность одновременно и продукт, и процесс развития. Свобода Л. порождает ответственность и тем самым ограничивает себя.