ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Интеллектуализм
направление в философии и психологии, в котором решающее значение в функционировании сознания и в процессе познания действительности отводится теоретической умственной деятельности (в противовес эмпиризму).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ
Общий термин, применяемый для обозначения любой доктрины, в центре внимания которой находятся исключительно интеллектуальные функции. Иногда употребляется как приблизительный синоним понятий идеализм или рационализм, в зависимости от того, принимается ли точка зрения, что интеллект представляет собой всеобщую действительность (идеализм) или что он представляет собой основной процесс, посредством которого приобретается знание (рационализм).

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ
англ. intelkctualizm) -концепции, преувеличивающие роль познавательных процессов (интеллекта) в ущерб чувствам или воле. Виды И.: психологический (напр., система Гербарта), этический (напр., сократовская традиция в этических учениях), педагогический (примат обучения над воспитанием). Л. С. Выготский любил приводить афоризм В. Келера: "нигде И. не оказывается столь бесплодным, как в понимании интеллекта". Примером антиинтеллектуалисти-ческой теории в психологии может служить теория квазипотребностей К. Левина. В области гносеологических учений И. (при достаточно широком понимании интеллекта) представлен 2 крайними вариантами: эмпиризм (в т. ч. сенсуализм) и рационализм. (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Интеллектуализм
в психологии развития) [лат. intellectus — разумение, понимание] — психологический синдром, складывающийся в дошкольном возрасте и проявляющийся в опережающем возрастные нормы развитии словесно-логического мышления при отставании в развитии образной и эмоциональной сфер психики. Основой для возникновения И. является воспитание, ориентированное на раннее умственное развитие ребенка и раннее начало обучения школьного типа (дома или в различных центрах умственного развития дошкольников). Представленность «дошкольных» видов деятельности (игры, рисования, конструирования) оказывается существенно меньшей, чем у других детей, что и приводит к отставанию в развитии эмоциональной сферы и образных форм познания. В дальнейшем ребенок уже сам стремится к интеллектуальным занятиям, в которых его достижения наиболее высоки, и избегает тех видов деятельности, в которых он неуспешен. Это еще более усиливает дисгармоничность его психического развития. Как правило, школьные успехи детей с И. достаточно высоки (хотя иногда возникают трудности в учебных предметах, требующих развитых образных представлений, — геометрии, физике). Вместе с тем, односторонность психического развития этих детей часто приводит к нарушениям общения со сверстниками. В младшем школьном возрасте эти нарушения могут отчасти компенсироваться успешно складывающимися отношениями со взрослыми и старшими детьми. Однако в подростковом возрасте, в связи с типичной для него особо высокой потребностью в общении со сверстниками, у детей, страдающих И., нередко наблюдаются состояния выраженного эмоционального дискомфорта. Для коррекции И. большое значение имеет формирование у ребенка средств общения (в частности, в психологических группах общения). А.Л.Венгер

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
180.31 кб

Два образа Модерна: персоналистический гуманизм versus утопический интеллектуализм эпохи Модерна

Посадский А. В., Посадский С. В.
Читать PDF
180.31 кб

Два образа Модерна: персоналистический гуманизм versus утопический интеллектуализм эпохи Модерна

Посадский Александр Владимирович, Посадский Сергей Владимирович
Читать PDF
423.03 кб

Инновация и глобальный интеллектуализм

Санто Борис
Стремительный рост доли и важности инновации в современном обществе сопровождается интеллектуализмом повышенного уровня, причем в глобальных размерах.
Читать PDF
367.39 кб

Византийский интеллектуализм и исихазм: два проекта гуманизма

Матяш Т.П., Матяш Д.В., Несмеянов Е.Е., Воденко К.В.
. В статье показано, что решение в знаменитом богословском споре свт.
Читать PDF
183.25 кб

Психологические факторы возникновения виктимного поведения у подростков c ограниченными интеллектуал

Быстров Антон Евгеньевич
Представлены результаты экспериментального исследования проявлений виктимного поведения у подростков общеобразовательных и специальных школ.
Читать PDF
395.09 кб

Гендерные особенности сенсомоторных реакций у старших дошкольников с нормальным уровнем интеллектуал

Герасимова Оксана Юрьевна
Описаны гендерные особенности сенсомоторных реакций у детей старшего дошкольного возраста с нормальным уровнем интеллекта.
Читать PDF
313.51 кб

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КОРЕННЫХ НАРОДОВ И ЕГО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВЫРАЖЕНИЕ: «ЛОКАЛИЗАЦИЯ» ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛ

Полименопуло Е.
Читать PDF
251.61 кб

2019.01.038. УЧРЕЖДАЮЩАЯ ДИСКУРСИВНОСТЬ МИХАИЛА ПЕТРОВА: ИНТЕЛЛЕКТУАЛ В ИНТЕРЬЕРЕ КУЛЬТУРНОГО КАПИТА

Боброва Л.А.
Читать PDF
301.75 кб

2012. 03. 002. Чичин Е. С. Понятия «Интеллигент» и «Интеллектуал» в современной философии: возвращен

Читать PDF
443.61 кб

Интеллектуал на отечественном телевидении: массовое и маргинальное

Злотникова Татьяна Семеновна, Хрящева Инна Александровна
Статья посвящена попытке обнаружения интеллектуалов на российском телевидении. Активно использующаяся дефиниция «интеллектуал» помещается в весьма спорное поле для исследования – сферу телевидения.
Читать PDF
150.20 кб

Оценка эффективности диагностики и лечения больных артериальной гипертензией в условиях интеллектуал

Гафанович Е. Я., Фролов М. В.
В работе приведены результаты анализа эффективности лечения больных артериальной гипертензией с использованием системы интеллектуальной поддержки принятия решений в условиях дневного стационара многопрофильного диагностического це
Читать PDF
776.20 кб

Психологический портрет детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем проявления интеллектуал

Абдрахманова Алена Ильфатовна
Статья посвящена раскрытию психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем инициативы и исполнительности в процессе решения учебных задач.
Читать PDF
533.39 кб

ОСВАИВАЯ ФРАНЦУЗСКУЮ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ, ИЛИ ФИГУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛА В ПЕЙЗАЖЕ

Бикбов Александр
Читать PDF
218.54 кб

2012. 01. 013. Бибков А. Осваивая французскую исключительность, или фигура интеллектуала в пейзаже /

Виноградова Т. В.
Читать PDF
118.74 кб

О месте интеллектуала в современном обществе

Погибельный А. Н.

Похожие термины: