ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Интеллектуализация
вторичная психологическая защита, приводящая к отделению аффекта от интеллекта при формальном сохранении чувств.

Источник: Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология, глоссарий

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ
Защитный механизм, посредством которого проблемы анализируются в отстраненных, интеллектуальных понятиях, в то время как эмоции, аффекты и чувства игнорируются.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ
лат. intellectualis - умственный). Один из механизмов психологической защиты, проявляющийся подменой сугубо аффективных переживаний их рассмотрением, трактовкой с интеллектуальных позиций.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Интеллектуализация
психологический механизм а) способствующий активной интеллектуальной переработке эмоциональных конфликтов; б) активного скрывания личностью своих истинных тенденций и мыслей с помощью интеллектуальной активности.

Источник: Баженов В.Г., Баженова В.П. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. 2007

Интеллектуализация
интеллект + лат. facere – делать) - в психоанализе – психологическая защита в виде отстранения индивида от своих эмоций и чувств, представление происходящего в отвлеченных понятиях, позволяющее ему не замечать или игнорировать собственные психотравмирующие переживания.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ
1. Психологический защитный механизм, при котором возникающие у человека проблемы рассматриваются им самим как бы отстраненно, без особых эмоций, в чисто интеллектуальной манере. При этом переживания, связанные с соответствующей проблемой, игнорируются. 2. Синоним термина «рационализация». См. защитные механизмы, рационализация.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ
вид психологической защиты. Развивается в раннем подростковом возрасте. Предполагает произвольное истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией. При этом используются способы: сравнение противоборствующих тенденций; составление списка «+» и «-» каждой из тенденций и их анализ; шкалирование каждого «+» и «-» в каждой из тенденций и их суммирование. Включает механизмы аннулирования сублимации и рационализации. Правило И. – «переосмысли это».

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ
INTELLECTUALIZATION)
Психологическая связь инстинктивных влечений с интеллектуальной активностью, особенно в целях контроля над тревогой и редукцией напряжения. Этот механизм обычно возникает в подростковом возрасте; примеры тому - абстрактные дискуссии и рассуждения на религиозные и философские темы, позволяющие избегать конкретных телесных переживаний или конфликтных чувств и идей. При благоприятных обстоятельствах адаптивная интеллектуализация может способствовать повышению уровня знаний и интеллекта, но патологические нарушения могут приводить к формированию обсессивной и паранойяльной симптоматики. При психоаналитическом лечении интеллектуализация нередко используется в целях защиты, отделяя и изолируя идеи от аффектов и препятствуя тем самым достижению эмоционального инсайта.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ
механизм защитный, действие коего проявляется в специфическом способе анализа стоящих перед личностью проблем, характерном чрезмерным преувеличением роли рассудочной компоненты при полном игнорировании эмоциональных, аффективных, чувственных составляющих анализа. При действии механизма интеллектуализации жизненно важные события и факты становятся объектом "спокойного и хладнокровного" рассмотрения и обсуждения, что вызывает удивление и непонимание окружающих (например, раковый больной высчитывает вероятность выживания; мать детально и "равнодушно" рассказывает о гибели ребенка). Но интеллектуализация не ведет к полному преодолению негативных переживаний. Эмоциональная компонента, теряя свое предметное содержание, "отщепляясь" от травмирующего личность события, остается в сознании в виде генерализованного чувства тревоги, беспокойства, страха.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ
англ. intellectuallization).
1. Один из защитных механизмов, состоящий в игнорировании эмоционального содержания личностной проблемы и в попытке ограничиться сухим, трезвым ее анализом. См. Защита психологическая.
2. Важная концептуальная единица тезауруса психологической концепции Л. С. Выготского. По его же определению, И. выражается в том, что ребенок начинает разумно относиться к своей психической деятельности. Др. словами, функции, которые ранее выполнялись неосознанно и спонтанно, в дальнейшем развитии могут стать осознанными и произвольными. Этот переход и называется "И.". Разные функции интеллектуализируются гетерохронно. Последовательность их И., по-видимому,
совпадает с развитием самосознания. Выготский утверждал, что до подросткового возраста интеллектуализируются все интеллектуальные функции (восприятие, внимание, память, наглядно-действенный интеллект), кроме самого интеллекта (мышления дискурсивного). В развитии высшихпсихических функций следует различать И. и интерио-ризацию. (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Интеллектуализация

Механизм психологической защиты, основанный на вербализации человеком собственных эмоций и противоречий, посредством которого субъект стремится выразить в дискурсивном виде свои конфликты и переживания. Этот механизм, основанный на фактах, излишне "умственный" способ переживания конфликтов и их обсуждения, без переживания связанных с ним аффектов. Путем пространных рассуждений, гипотез, теоретизирования индивид пытается объяснить неудачи в своей жизни не зависящими от него условиями.
Часто этот термин употребляется в более узком негативном смысле как преобладание абстрактных рассуждений над аффективной сферой. Это возможно благодаря жесткому контролю над эмоциями путем рассуждений по их поводу вместо непосредственного переживания. При этом субъект демонстрирует "объективное" отношение к ситуации, чрезмерно рассудочный способ решения конфликтных тем.
Интеллектуализация как форма психологической защиты очень часто встречается в жизни: ученик объясняет неудачи в учебе тем, что учитель плохо преподает предмет сам, а со школьников спрашивает очень строго, к тому же предвзято, необъективно относится к нему… Многие люди пытаются собственный неуспех объяснить наступлением "черной полосы", невезучестью (с женой, мужем, детьми, начальником, сотрудниками, коллегами, социальными условиями, погодой и др.).

Источник: Психологический глоссарий: психическое здоровье и защитные механизмы личности

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ

Нем.: Intellektualisierung. - Франц.: intellectualisation. - Англ.: intellectualiza-tion. - Исп.: intelectualisacion. - Итал.: intellettualizzazione. - Португ.: intelectuali-za??o.
o Процесс, посредством которого субъект стремится выразить в дискурсивном виде свои конфликты и эмоции, чтобы овладеть ими.
Этот термин чаще всего употребляется в отрицательном смысле: он обозначает главным образом преобладание в психоаналитическом курсе абстрактного умствования над переживанием и признанием аффектов и фантазий.
o Термин "интеллектуализация" у Фрейда не встречается, а в психоаналитической литературе в целом это понятие не получило сколько-нибудь существенного теоретического развития. Одна из наиболее ясных его трактовок принадлежит Анне Фрейд; она трактовала интеллектуализацию у подростка как защитный механизм, доводящий до крайности тот нормальный процесс, в ходе которого Я стремится "овладеть влечениями, связывая их с теми или иными мыслями и сознательно играя ими..."; по Анне Фрейд, интеллектуализация - это "... одно из наиболее всеобщих, древних и необходимых достижений человеческого Я" (1).
Этот термин чаще всего обозначает сопротивление процессу лечения. Это сопротивление может быть более или менее явным, но всегда оказывается способом уклониться от выполнения основного правила.
Так, один пациент излагает свои проблемы лишь в общих рациональных категориях (например, столкнувшись с выбором в любви, он принимается рассуждать о сравнительных достоинствах брака и свободной любви). Другой пациент, толкуя о своей истории, характере, конфликтах, сразу же представляет их в виде связной конструкции, иногда даже выраженной в языке психоанализа (например, он уходит в разговоры о "сопротивлении властям" вместо обсуждения своих отношений с отцом). Наиболее тонкая форма интеллектуализации сходна с процессами, описанными К.Абрахамом в 1919 г. в работе "Об особой форме невротического сопротивления психоаналитической методике" (?ber eine besondere Form des neurotischen Widerstandes gegen die psychoanalytische Methodik). Так, некоторые пациенты "хорошо работают" во время психоанализа: следуя основному правилу, они рассказывают о своих воспоминаниях, снах и даже эмоциональных переживаниях. Однако при этом возникает впечатление, будто все происходит по заранее заготовленной программе: они стремятся быть образцовыми пациентами и строят истолкования самостоятельно, избегая тем самым любого вторжения в собственное бессознательное, любого вмешательства психоаналитика, воспринимаемого как угроза извне. Термин "интеллектуализация" требует следующих пояснений:
1) судя по нашему последнему примеру, не всегда легко отделить сопротивление от необходимого и плодотворного этапа, связанного с поиском формы выражения и принятием уже сделанных открытий, уже предложенных истолкований (см.: Проработка).
2) Термин "интеллектуализация'' соотнесен со взятым из психологии "способностей" противопоставлением между интеллектуальным и аффективным. Отказ от интеллектуализации может привести к преувеличению роли "аффективных переживаний" в психоанализе, к путанице между психоаналитическим и катартическим методом. Фенихель показывает четкую противоположность этих двух способов сопротивления: "В одном случае пациент всегда разумен и отказывается иметь дело с особой логикой эмоций; [...] в другом случае пациент непрестанно погружается в смутный мир эмоций, не будучи в состоянии от них освободиться [...]" (2).
*
Интеллектуализацию можно сопоставить с другими механизмами, описанными в психоанализе, и прежде всего с рационализацией*. Одна из главных целей интеллектуализации - отстранение от аффектов, их нейтрализация. Рационализация предполагает иное - она не требует избегать аффектов, но приписывает им скорее "вероятностные", нежели истинные, побуждения, дает им рациональные или идеальные обоснования (например, садистское поведение во время войны может обосновываться ситуацией борьбы, любовью к родине и пр.).

Источник: Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. 1996

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ
процесс мыслительной деятельности, подменяющий эмоциональное переживание и препятствующий чувственному восприятию реальности.
   Проблема интеллектуализации была рассмотрена А. Фрейд (1895–1982) в работе «Я и защитные механизмы» (1936), в которой использовалось понятие «интеллектуализация в пубертате». Она обратила внимание на специфику интеллектуальной деятельности в подростковом возрасте. Казалось бы, страстное желание удовлетворить свои чувственные желания должно снижать интеллектуальную активность подростка. Однако в подростковом возрасте наблюдается противоположная картина, поскольку предшествующие конкретные интересы к реальным вещам неожиданно сменяются склонностью к абстрактным рассуждениям. Подростки начинают обсуждать философские вопросы о смысле жизни и сущности любви, проявляют повышенный интерес к религии, политике и многим другим сложным проблемам. Дневники и сочинения некоторых подростков поражают глубокими мыслями и философскими обобщения, которые несвойственны подчас даже многим взрослым. Однако реальное поведение подростков редко совпадает с их глубокомысленными конструкциями.
   По мнению А. Фрейд, склонность к абстрактному мышлению в пубертате объясняется специфической реакцией подростков на необходимость выбора между сексуальными влечениями и их отвержением. Одним из способов решения этой проблемы как раз и становится процесс интеллектуализации. «Обдумывание инстинктивного конфликта – его интеллектуализация – кажется подходящим способом». Бегство от сексуальных влечений сменяется таким поворотом к ним, который осуществляется главным образом в мышлении. Мыслительная активность оказывается показателем напряженной настороженности по отношению к проявлению инстинктивных требований организма. Словом, как подчеркивала А. Фрейд, «инстинктивные процессы переводятся на язык интеллекта», а попытка овладеть ими осуществляется на таком психическом уровне, где борьба против собственных влечений трансформируется в абстрактную интеллектуальную деятельность.
   В свое время З. Фрейд исходил из того, что задержки в движении сексуальной энергии совершаются с помощью мышления. В работе «Формулировка двух принципов психического процесса» (1911) он писал о том, что мышление обладает свойствами приучать психический аппарат переносить высокую степень возбуждения и раздражения при полной задержке либидо. Отталкиваясь от этой психоаналитической идеи, А. Фрейд заключила: «Эта интеллектуализация инстинктивной жизни, попытка овладеть инстинктивными процессами, связывая их с мыслями в сознании, представляет собой одно из наиболее общих, ранних и наиболее необходимых приобретений человеческого Я». В подростковом возрасте активизируются сексуальные влечения и попытки преодолеть трудности и опасности этого периода сопровождаются интеллектуализацией инстинктивных процессов. Подобная интеллектуализация представляет собой «аналог бдительности человеческого Я перед лицом окружающих его объективных опасностей».
   При психоаналитической терапии интеллектуализация может выступать в качестве сопротивления против интерпретаций аналитика и лечения в целом. Она может проявляться как в форме различного рода логических конструкций, опровергающих интерпретации аналитика или, напротив, развивающих их, так и в плане предварительной тщательной подготовки к аналитическим сессиям, когда с помощью рассудочной деятельности выстраивается логика последовательности изложения материала, будь то сновидения или воспоминания. При этом и в том, и в другом случае эмоциональные переживания подменяются интеллектуализацией, в результате чего затрудняется, а подчас и перекрывается доступ к бессознательному пациента.
   Иногда бывает и так, что пациент выражает готовность поделиться с аналитиком своими эмоциональными переживаниями. Однако даже говоря о них, он облекает свой рассказ в такие логические конструкции, которые не оставляют места для проявления его бессознательных влечений и желаний. В этом случае аналитику приходится иметь дело не с самими переживаниями пациента, а с интеллектуализированной реконструкцией предшествующих событий или абстрактными размышлениями о переживаниях человека вообще.
   Интеллектуализация имеет общую основу с рационализацией. Оба процесса включают в себя активизацию рассудочной деятельности человека. В обоих случаях срабатывают защитные механизмы, предохраняющие человека от активного вторжения в личную жизнь бессознательных желаний и влечений. Вместе с тем интеллектуализация и рационализация не тождественны друг другу. Первый процесс представляет собой интеллектуальную попытку отстранения от эмоциональных переживаний, второй – рациональное их обоснование, не допускающее признания бессознательных мотивов мышления и поведения человека.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
269.05 кб

Интеллектуализация памяти как один из механизмов развития самосознания детей в подростковый кризис

Катеринина Анна Андреевна
В статье рассматриваются особенности изменения самосознания в контексте культурно-исторической психологии Л. С. Выготского. Статья посвящена выявлению особенностей самосознания в период первого подросткового кризиса.
Читать PDF
399.34 кб

Интеллектуализация составления психологического портрета личности

Фомичева О. Е., Тарасова Е. В.
Читать PDF
315.25 кб

Роль воображения в процессе моделирования действительности: интеллектуализация образа

Калашникова Лариса Валентиновна
В статье в контексте проблемы взаимоотношения языка и мышления рассматривается роль языка, памяти, воображения как творческого процесса воспроизводства реальной действительности.
Читать PDF
173.29 кб

Либерализация и интеллектуализация культуры как факторы становления дизайна

Пендикова Ирина Геннадьевна
Статья посвящена рассмотрению либерализации и интеллектуалистической рационализации культуры как факторов формирования дизайна, определяющих сущность этого вида профессионально-творческой деятельности и его социальный смысл.
Читать PDF
321.26 кб

Интеллектуализация управления научными исследованиями вуза

Ключко В. И., Ломакин В. И.
Читать PDF
132.29 кб

Интеллектуализация как условие процесса формирования и развития технического мышления будущего военн

Читать PDF
746.75 кб

Искусство и интеллектуализация общества: новый старый смысл культурной политики (начало)

Синецкий Сергей Борисович, Синецкая Татьяна Михайловна
Уточняются объективные причины, затрудняющие самовоспроизводство качественной художественной культуры и профессионального искусства как сложных коммуникативных феноменов, выявляется прямая зависимость между уровнем художественной
Читать PDF
217.39 кб

Интеллектуализация процесса диагностики и лечения хронического простатита на основе термопунктурной

Коровин Е. Н., Левшин П. А., Нехаенко Н. Е., Пономарева В. В.
В статье представлены результаты оценки значимости клинических проявлений хронического простатита, анализируется эффективность лечения больных с хроническим простатитом с применением термопунктурной канальной диагностики, оценивае
Читать PDF
447.32 кб

Интеллектуализация процедур диагностики с использованием рентгеновской компьютерной и магнитно-резон

Воробьев А. А., Камаев В. А., Петрухин А. В., Егин Е. И., Поройский С. В., Баринов А. С., Егин М. Е., Крайнев А. В., Андрющенко Ф. А.
В настоящее время в медицине и образовании достаточно широко используются 3D-анатомические модели человеческого тела.
Читать PDF
597.00 кб

Интеллектуализация управления процессами диагностики и лечения хронического аднексита на основе сете

Коровин Е. Н., Юрьева К. А., Гадалов В. Н., Титов В. С.
В статье приведены результаты построения сетевой имитационной модели процессов диагностики и лечения хронического аднексита на основе сетей Петри.
Читать PDF
294.18 кб

Интеллектуализация поддержки принятия решений в системе мониторинга состава атмосферного воздуха

Казьмина И.Г., Гусев К.Ю., Куприенко П.С.
В статье рассматривается задача принятия решений по управлению качеством атмосферного воздуха в системе социально-гигиенического мониторинга.
Читать PDF
137.04 кб

Интеллектуализация физического воспитания посредством реализации научно обоснованного планирования д

Ревенко Евгений Михайлович, Зелова Татьяна Фёдоровна, Сальников Виктор Александрович
В статье рассматривается вопрос о наблюдающейся в настоящее время тенденции повышения интеллектуализации занятий по физическому воспитанию.
Читать PDF
0.00 байт

Искусство и интеллектуализация общества: новый старый смысл культурной политики (окончание)

Синецкий Сергей Борисович, Синецкая Татьяна Михайловна
Уточняются объективные причины, затрудняющие самовоспроизводство качественной художественной культуры и профессионального искусства как сложных коммуникативных феноменов, выявляется прямая зависимость между уровнем художественной
Читать PDF
0.00 байт

Интеллектуализация сервисов открытого образования

Комлева Нина Викторовна, Хлопкова Ольга Андреевна
В статье представлен подход к нивелированию основных недостатков систем онлайн-обучения, связанных с трудностями объективного контроля знаний студентов.
Читать PDF
2.13 мб

Развитие информатизации образования на основе цифровых технологий: интеллектуализация процесса обуче

Роберт Ирэна Веньяминовна
В статье описано влияние цифровых технологий на развитие информатизации отечественного образования, описаны возможности систем на web-интерфейсе, активно внедряющиеся в сферу образования и создающие определённые позитивные и негат