ГУМАННОСТЬ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Гуманность
отзывчивость на несчастье другого, щажение человека, снисходительность к слабостям другого. Ср. альтруизм, человеколюбие.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

гуманность

качество личности, подразумевающее воспитанное высоконравственное отношение к людям, почитание их величайшей ценностью, человеколюбие. Г. проявляется в четком разделении добра и зла.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ГУМАННОСТЬ
от лат. humanus – человечный) – обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в актах содействия, соучастия, помощи. Понятие Г. как социальной установки, включающей познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты, привлекается при анализе широкого круга проблем, связанных с усвоением моральных норм, эмпатией, с изучением т. н. помогающего поведения и др. Г. – важнейшая характеристика личностных качеств человека. Чем выше должностной или социальный статус человека, тем большей Г. он должен обладать, т. к. от его решения нередко зависят судьбы многих людей. Руководитель, лишенный Г., профессионально непригоден. Дефицит Г. выступает причиной значительного числа конфликтогенных решений. Количество и острота социальных конфликтов прямо зависят от степени Г. отношений между людьми.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Гуманность
лат. humanus — человечный] — 1) обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в актах содействия, соучастия, помощи; 2) свойство характера, при котором все природное для человека имеет личностный смысл. Содержание понятия Г. как социальной установки раскрывается при анализе широкого круга проблем, связанных с усвоением моральных норм, эмпатией, альтруизмом и так называемым "помогающим поведением", хотя к ним не сводится. Г. как свойство характера человека, для которого не только другой человек, но и все живое в мире имеет особую значимость, явилось скорее предметом литературного творчества, нежели научного исследования. В своей развитой форме Г. субъекта выступает в группах высокого уровня развития, где она является способом существования межличностных отношений, при которых каждый член общества относится к другому как к себе самому и к себе как к другому, исходя из целей и задач совместной деятельности. Эмпирическим воплощением Г. является идентификация коллективистская. Формирование Г. в онтогенезе как ситуативной гуманной установки оказывается возможным, благодаря организации совместной деятельности детей, построенной по интерактивному принципу, т.е. предполагающей реальное сотрудничество ребенка со взрослым или сверстником. Значимая совместная деятельность создает общность эмоциональных переживаний, способствуя переходу ситуативной гуманной установки в гуманную смысловую установку личности. В.В. Абраменкова

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

ГУМАННОСТЬ
обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), явленная в сознании переживаниями сострадания и реализуемая в общении и деятельности - в актах содействия, соучастия и помощи. Понятие гуманности как социальной установки, включающей познавательную, эмоциональную и поведенческую компоненту, привлекается при анализе широкого круга проблем, связанных с усвоением моральных норм, эмпатией, с изучением так называемого поведения помогающего и пр. Оно снимает противопоставление альтруизм и эгоизма, предполагающее либо унижающую жертвенность, либо корыстное себялюбие.
В своей развитой форме гуманность субъекта выступает в группах высокого уровня развития, где является способом существования отношений межличностных, при коих каждый член коллектива относится к другому, как к себе самому, и к себе, как к другому, исходя из целей и задач деятельности совместной. Эмпирическое воплощение гуманности - идентификация коллективная.
Формирование гуманности в онтогенезе связано с развитием самосознания ребенка, выделением себя из социального окружения. Показано, что огромное значение в становлении гуманности ребенка принадлежит деятельности совместной, предполагающей реальное сотрудничество ребенка сначала со взрослым, а затем со сверстником. Деятельность совместная создает общность эмоциональных переживаний, а смена позиций в игре и общении формирует гуманное отношение к другим значимым; от непосредственных проявлений эмоциональной отзывчивости (сострадания неблагополучию и сорадования успехам) он переходит к опосредованным моральными нормами актам соучастия в деятельности совместной. Изучение закономерностей становления и развития гуманности как характеристики личности, а также механизмов ее функционирования - важная задача нравственного воспитания человека, формирования всесторонней личности.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Гуманность
(от лат. humanus) – человеколюбие, благожелательное отношение к человеку, его достоинству. Гуманность является главным качеством медицинской профессии, которое имеет как этический, так и правовой смысл.
Этический документ «Клятва врача» внесен в Основы законодательства об охране здоровья граждан. Гуманные принципы в этом законе выражены так:
«Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:
– быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
– проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии». Полный текст см. Клятва врача.
Уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала поставлено на первое место среди прав, гарантированных пациенту законом при обращении за медицинской помощью и ее получении (п. 1 ст. 30 Основ).
Человек – высшая ценность из всех ценностей мира. Таков принцип гуманизма, важнейший принцип медицинской деонтологии.
Почти аналогично по значению гуманности понятие филантропия (от греч. philanthropia) – человеколюбие, благотворительность, помощь неимущим, социально незащищенным; покровительство.
Бывают антигуманные действия врачей, правительств, государств. История знает тому немало примеров. Всем известны антигуманные опыты нацистских врачей и т. д.
Этические и правовые нормы направлены на защиту прав человека, проявления гуманности расцениваются в обществе положительно и поощряются. За проявление гуманизма в международной политике, в решении конфликтов отличившееся лицо может быть награждено. И наоборот, антигуманные действия осуждаются, за их совершение может наступить уголовная ответственность. В принципе подавляющее большинство уголовно наказуемых деяний антигуманны.
 

Источник: Словарь терминов и понятий по медицинскому праву.

Гуманность
от лат. humanus — человечный] — одно из базовых личностных качеств, характеризующееся наличием отчетливо выраженной системы социальных установок индивида и его готовностью к действенно-эмоциональному сочувствованию в рамках общения и взаимодействия со всем живым и «природным», которое при этом имеет для субъекта глубокий содержательно-личностный смысл. Психологическое наполнение гуманности проявляется в обстоятельствах реальной поведенческой активности и в системе переживаний личности, прежде всего, в форме действенной групповой эмоциональной идентификации, альтруизма, феноменов сочувствия и сорадования, готовности взять на себя избыточный груз ответственности в условиях совместной деятельности, сверхнормативной активности. Гуманность как стержневая личностная черта обусловливает проявление субъектом так называемого «поддерживающего поведения», задает логику недвусмысленного принятия общечеловеческих моральных норм и ценностей как своих индивидуальных ориентиров в жизнедеятельности. Гуманность в самом широком смысле этого термина предполагает признание реальной субъектности и соответственно своеобразной «личностности» не только за другими людьми вне зависимости от их возраста, национальности, расы, пола, вероисповедания и т. д., но и за всем живым, «природным». Несколько десятилетий назад вряд ли можно было бы подтвердить подобный вывод конкретными экспериментальными данными, но сегодня целый ряд проведенных в рамках экологической психологии эмпирических изысканий может служить доказательством справедливости этого ранее гипотетического положения (С. Д. Дерябо, Н. В. Кочетков, В. И. Панов, В. А. Ясвин и др.). Еще на одном моменте в этой связи следует остановиться особо. Достаточно длительное время психологические исследования гуманности и гуманных отношений в рамках малой группы строились по схеме изучения механизмов, прежде всего, сочувствия и даже, более того, сострадания. Практические психологи в этом плане отталкивались от конструкта обыденного сознания «друг познается в беде». Правда, мало кто допускал в своей исследовательской схеме возможность, например, таких мотивов, как «хорошо, что это произошло не со мной», «посмотрите, какой я хороший» и т. д. личности, проявляющей деятельное сострадание. Конечно, сорадование существенно более наглядное, а в экспериментальном плане более «чистое» проявление гуманности. Другое дело, что несомненно именно будничное, обыденное, повседневное соучаствование в условиях совместной деятельности и общения является самым верным признаком подлинно гуманных взаимоотношений между людьми. Имеет смысл подчеркнуть, что гуманность и гуманное отношение по-разному проявляются на поведенческом уровне и по-разному содержательно насыщенны, когда речь идет о группах разного уровня социально-психологического развития. Свою психологически наиболее насыщенную форму и глубокое содержание гуманность получает в группах высокого уровня развития типа коллектива и в поведенческом плане проявляется как коллективистская (действенная групповая эмоциональная) идентификация, а в группах низкого уровня развития, например, в диффузных, ограничивается отношениями типа «симпатия — антипатия».
Представление о гуманности как о важнейшей детерминанте прогрессивного развития личности и общества не только отчетливо рефлексировалось в психологии, но и послужило идейной основой для создания целого ряда самостоятельных психологических школ. В классической социальной психологии наибольшее внимание уделялось такой форме проявления гуманности как альтруизм. Под альтруизмом традиционно понимается «...мотив оказания кому-либо помощи, не связанный сознательно с собственными эгоистическими интересами»1. Данный критерий — отсутствие сознательных эгоистических интересов — является определяющим и для иных форм проявления гуманности. Оказание помощи, поддержки, сочувствия «ближнему», основанное на правиле «взаимного обмена», либо ожидании вознаграждения от третьих лиц, не может рассматриваться как проявление подлинной гуманности, даже если оно носит масштабный характер (например, крупное пожертвование в благотворительный фонд) и, более того, связано с угрозой для жизни того, кто такую помощь оказывает (сотрудник правоохранительных органов, добровольно вызвавшийся вести рискованные переговоры с террористами, захватившими заложников в расчете на то, что данный поступок будет способствовать продвижению по службе, руководствуется эгоистическими мотивами, хотя это отнюдь не снижает объективной социальной ценности его действий).
Надо сказать, что в современной социальной психологии достаточно распространенной является точка зрения, согласно которой даже за внешне бескорыстным и совершенно неизбирательным оказанием помощи обычно кроется эгоистический мотив, связанный с внутренним самовознаграждением, либо снижением дистресса и избеганием чувства вины.
Д. Майерс иллюстрирует данную точку зрения историей, рассказанной биографом А. Линкольна Ф. Шарпом. Как-то, путешествуя в карете и разговаривая со своими спутниками, А. Линкольн, «после того, как ... привел доводы в пользу того, что эгоизм толкает на совершение всех хороших поступков, ... обратил внимание на то, что свинья, мимо которой как раз проезжала карета, производит ужасный шум. Ее поросята упали в пруд и тонули. Линкольн попросил кучера остановиться, выпрыгнул из кареты, бросился к пруду и вытащил поросят. Когда он вновь уселся на свое место в карете, его собеседник заметил: “Ну, Эйб, скажите-ка, какое отношение имеет эгоизм к тому, что только что произошло?”. “Да что ты, Бог с тобой, Эд, самое прямое. Я бы целый день не смог успокоиться, если бы проехал мимо и оставил бы бедную свинью волноваться за своих крошек. Я сделал это, чтобы успокоиться. Неужели ты этого не понимаешь?”»2
Безусловно, скрытые эгоистические мотивы оказывают существенное влияние на поведение в целом ряде ситуаций. Однако, как показывает целый ряд социально-психологических исследований, подлинный альтруизм все-таки существует. Обычно он тесно связан с еще одним проявлением гуманности, а именно с сопереживанием другому человеку — эмпатией.
Как отмечает Д. Майерс, «когда мы испытываем эмпатию, мы обращаем внимание не столько на наш собственный дистресс, сколько на страдания других. Подлинное сочувствие и сострадание мотивируют нас помогать другому человеку в его собственных интересах. Такая эмпатия возникает естественным путем. Даже младенцы одного дня от роду начинают плакать сильнее, когда слышат, как плачет другой ребенок. ... Похоже, мы появляемся на свет с врожденным чувством эмпатии»3.
В начале 80-х гг. прошлого века в США под руководством Д. Батсона была проведена серия экспериментов, направленная на выявление «удельного» веса гуманистических и скрытых эгоистических мотивов поведенческого акта: «Чтобы отделить эгоистическое стремление к уменьшению собственного дистресса от альтруистической эмпатии, исследовательская группа Батсона провела изучение того, что вызывает эмпатию. Затем исследователи обратили внимание на то, будут ли встревоженные люди уменьшать собственный дистресс путем уклонения от ситуации или же придут на помощь другому человеку. Результаты последовательно свидетельствовали об одном: эмпатия людей в этом случае увеличивается, они обычно идут на оказание помощи.
Во время одного из экспериментов Батсон со своими коллегами заставлял студенток Канзасского университета наблюдать за молодой женщиной, страдающей от якобы полученного удара электрическим током. Во время паузы в эксперименте явно расстроенная жертва заявила экспериментатору, что в детстве упала на электрифицированную ограду и с тех пор стала чувствительной к ударам электрическим током. Сочувствуя, экспериментатор предложил одной из наблюдавших студенток (истинных объектов опыта) занять место испытуемой и принять на себя оставшиеся удары током. ... Других же заставили поверить, что их участие в эксперименте закончилось, поэтому им в любом случае наблюдать за страданиями женщины не придется. Тем не менее эмпатия возросла. По существу, все эти студентки-наблюдатели готовы были занять место жертвы»1.
Хотя работы Д. Батсона подвергались критике со стороны, в частности, Р. Чалдини и некоторых других социальных психологов, справедливость его выводов находит подтверждение в проявлениях альтруизма в реальных ситуациях, попросту исключающих влияние эгоистических мотивов. Например, в многочисленных случаях самопожертвования солдат ради спасения жизни своих товарищей, имевших место практически во всех армиях мира, или в действиях людей, принадлежавших к разным национальностям и социальным группам, с риском для собственной жизни укрывавших евреев от нацистов.
С точки зрения социально-психологической практики, большое значение имеет тот факт, что подлинно гуманное отношение в целом ряде случаев оказывает сильнейшее позитивное воздействие как на отдельных индивидов, так и на целые группы. Яркий пример такого рода мы находим в известном романе Г. Сенквича «Камо грядеши». Римский трибун Марк Виниций сообщает в письме своему другу Гаю Петронию о следующем, поразившем его случае, произошедшем с ним по возвращении домой после длительного отсутствия. «Когда я ...возвратился к себе, дома меня не ждали. Думали, я в Беневенте и вернусь не скоро, поэтому я застал беспорядок, пьяных рабов за пиршеством, которое они себе устроили в моем триклинии. Явился я неожиданно, как внезапная смерть, и, пожалуй, ее они бы меньше испугались. Ты знаешь, дом я веду твердую рукой, и вот все, как один, упали на колени, некоторые от страха потеряли сознание. И знаешь, как я поступил? В первую минуту хотел потребовать розги и раскаленное железо, но тут меня обуял стыд и — веришь ли? — жалость к этим несчастным; меж ними есть и старые рабы, которых еще мой дед М. Виниций во времена Августа привел с берегов Рейна. Я заперся в библиотеке и там у меня появились еще более странные мысли, а именно: после того, что я слышал и видел у христиан, мне не подобает поступать с рабами как прежде, они ведь тоже люди. А челядь моя несколько дней была в смертельной тревоге — они думали, что я медлю для того, чтобы придумать более жестокое наказание, а я их так и не наказал — потому что не мог! Третьего дня созвал их всех и сказал: «Я вас прощаю, а вы постарайтесь усердной службой искупить свою вину». Они бросились на колени, обливаясь слезами, с воплями простирая ко мне руки, называя меня владыкой и отцом, так что я — говорю это тебе со стыдом — тоже был растроган. ... А что до рабов моих, меня удивило одно. Полученное ими прощение не только не возбудило в них наглость и не расшатало послушание — напротив, никогда страх не принуждал их служить столь усердно, как это сделала благодарность»1. Хотя в данном отрывке и присутствует некоторая гиперболизированность, свойственная художественному произведению, с подобными явлениями, пусть и не в столь яркой форме, сталкивался едва ли не каждый человек, включенный в иерархические отношения, вне зависимости от занимаемой им статусной позиции.
Практический социальный психолог, имея целью максимально повысить уровень социально-психологического развития вверенной его попечению группы, должен учитывать, что ни социально-психологический климат, ни эффективность групповой деятельности не могут быть оптимизированы без учета степени гуманности отношений в реально функционирующем сообществе.

Источник: Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
279.09 кб

Гуманность среды исправительного учреждения как важное условие гуманитарно-образовательной системы с

Строева Галина Владимировна
В статье рассматривается один из аспектов проблемы самоисправления осужденных: повышение уровня активности осужденных в собственном исправлении в зависимости от среды исправительного учреждения, гуманности профессиональной позиции
Читать PDF
91.48 кб

Христианская гуманность и практика милосердия

Швачкина Людмила Александровна
Статья посвящена раскрытию идеи гуманности в контексте христианской любви, практики милосердия и благотворительности.
Читать PDF
197.01 кб

Социокультурно детерминированная гуманность в конфуцианстве

Швачкина Людмила Александровна
Автор рассматривает основные категории конфуцианской философской традиции и акцентирует внимание на тех, которые помогают понять сущность социокультурно детерминированной гуманности в конфуцианстве (основные из которых «человечнос
Читать PDF
105.66 кб

Гуманность- жэнь в философской системе Сюнь-цзы

Титов Алексей Леонидович
Данное исследование дает представление о роли и месте жэнь одной из важнейших категорий китайской философии в учении Сюнь-цзы.
Читать PDF
417.50 кб

Гуманность и будущее человека

Зассин Вольфганг
Основные представления о мире и самом человеке, воплощенные в идее о едином человечестве, без сомнения ведут в тупик.
Читать PDF
409.43 кб

Испытание на гуманность социальных порядков в мировой истории: эскиз исследовательской программы

Розов Николай Сергеевич
Идея И.
Читать PDF
4.24 мб

Особенности интегративного подхода к воспитанию гуманности у младших школьников

Быкова С. С.
Статья посвящена рассмотрению интегративного подхода к воспитанию гуманности у младших школьников.
Читать PDF
222.92 кб

Олимпизм в становлении социально-культурной гуманности

Кашкарев А. Ю., Щеннико В. П.
Рассматриваются различные основания гуманистического подхода в реализации современного олимпийского движения с точки зрения социально-философского анализа.
Читать PDF
387.71 кб

Педагогический аспект формирования гуманности как интегративного качества личности спасателей

Тарский Василий Васильевич
В статье рассматривается проблема формирования гуманности как интегративного качества спасателей.
Читать PDF
197.79 кб

Воспитание доброты и гуманности у студентов в межличностных и межнациональных отношениях в поликульт

Андреев Альберт Викентьевич
Обоснована необходимость реализации форм, методов и средств совершенствования воспитания доброты и гуманности в сфере межличностных и межнациональных отношений в поликультурном образовательном пространстве Поволжья.
Читать PDF
307.43 кб

Педагогическое обоснование структурно-функциональной модели формирования гуманности спасателей в про

Тарский Василий Васильевич
Рассматривается педагогическая проблема обоснования структурно-функциональной модели формирования гуманности спасателей в процессе физической подготовки.
Читать PDF
1.44 мб

Брак как правовая и семья как социальная основа формирования гуманности

Григорян Т.В.
В статье показана актуальность темы исследования, рассмотрены основные составляющие супружеской зрелости, анализируется церемония государственной регистрации брака в торжественной обстановке, описывается гуманистическая роль семьи
Читать PDF
276.57 кб

Представление о гуманности в европейской культуре ХХ века: К.С. Льюис

Швачкина Людмила Александровна
Показывается модернизация христианского мировоззрения в аспекте культурной и интеллектуальной атмосферы эпохи модерна. Представлен опыт современного христианского мышления на примере персоналии К.С.
Читать PDF
184.00 кб

Идея гуманности в христианстве: истоки и сущность

Швачкина Людмила Александровна
Автор рассматривает истоки и трансформацию гуманности в иудейско-христианской традиции.
Читать PDF
96.01 кб

Категория гуманности в китайской культурно-философской традиции

Митькина Светлана Андреевна
В китайской культурно-философской традиции наиважнейшей ценностью является добродетель, которая заложена в основу построения процветающего общества.

Похожие термины:

  • Гуманность и гуманитарность в общении

    Гуманность (от лат. humanus - человеческий) и гуманитарность (от лат. humanitas - человеческое достоинство, человеколюбие, духовная культура, тонкость) - атрибутные свойства, присущие культуре. Под гуманност