ГУМАНИЗМ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ГУМАНИЗМ
Проявляется в глубоком уважении к человеку и его достоинству, в активной борьбе против всех форм человеконенавистничества. Как свойство личности включает в себя знание жизни, позитивное отношение к людям, их жизни и деятельности, человеколюбие и душевную теплоту.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ГУМАНИЗМ
(< лат.humanus человеческий, человечный) - идея и доктрина, основывающиеся на признании верховной ценности человеческой личности, ее прав на свободное развитие и проявление способностей, утверждении блага отдельного человека как критерия оценки качества общественных отношений. (Словарь, с. 64)

Источник: Глоссарий по политической психологии. -М: РУДН. 2003

Гуманизм
принцип мировоззрения, основанный на утверждении человеческого достоинства, признающий высшей целью общества всестороннее развитие человека, все более полное удовлетворение его потребностей. Г. возник на основе широкого идейного течения эпохи Возрождения как противодействие Средневековому монархическому тоталитаризму.

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014

гуманизм

(от лат. humanus – человеческий, человечный) – исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека с критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности – нормой отношений между людьми.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Гуманизм
от лат. humanus - человеческий, человечный), признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле - светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, связано с изучением вновь открытых произведений классической древности.

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

Гуманизм
(Humanismus) (от лат. humanus - человеческий, человечный). Этим понятием обозначается система взглядов, признающая ценность человека как личности, защиту ее достоинства и свободу развития, считающая благо человека основным критерием при оценке социальными институтами, а принципы равенства и справедливости - нормой отношений между людьми. При психических расстройствах, по болезненным мотивам, часто эта система бывает глубоко расстроена.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ГУМАНИЗМ
учение, система взглядов, концепция, в которой признаются безусловная ценность, значимость и свобода каждого отдельно взятого человека, его право на счастье и на разностороннее развитие независимо от цвета кожи, национальности, вероисповедания и других социально-демографических характеристик. Благо каждого человека в гуманистическом учении считается основным критерием справедливости и разумности устройства человеческого общества. См. демография.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ГУМАНИЗМ
(от лат. человечный) – совокупность взглядов, выражающих уважение достоинств и прав человека на свободу, счастье, всестороннее развитие и проявление своих способностей. Оформился Г. в направлении научной мысли в эпоху Возрождения (XIV–XVI вв.). Гуманисты этого времени выступали против религиозного аскетизма, за право человека на удовлетворение своих земных потребностей. В русле Г. возник утопический социализм, связавший расцвет человеческой личности с ликвидацией социального неравенства. В настоящее время Г. проявляется в выступлениях против войны, всякого рода фанатизма, нетерпимости и т. п.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ГУМАНИЗМ
значимо-цченностиая система ориентиров-установок индивида, спроецированная на социально-онтологические объекты, например, человека, группу людей, предметы бытия и т.д., кот. может моделироваться-репродуцироваться в актах сознания и сопровождаться различными переживаниями, чувственно-эмотивными реакциями, транстектонизацией-метаформацией в механизмах психики, в жестах индивида; обычно Г.-г. понимаются как акты сопереживания-состраданияэмпатии-сочувствия-помощибяаготворительности-инвестирования-меценатства; экспликация понятий Г.-г., как социоустановки индивида, включает в себя: гностические акты, эмотивно-чувственные акты, комплексный набор поведенческих реакций, продуктивных-целеинтенциональных, в конкретной ситуации, связанной с каким-либо филантропизмом-альтруизмом; Г.-г., как форма, в межличностных отношениях-контактах, проступает как феномен противоположный эгоизму-эгоцентризму и выражается-экспрессивируется в модификациях-интерпретациях форм бескорыстия, участливости, оказания материальной помощи, нравственно-физической поддержки; исследование детерминантов Г.-г. в нынешнюю эпоху становится неотъемлемой частью изучения актов психо-индивидуального поведения субъекта в различных онтологическо-социальных обстоятельствах, когда, например, действие, поступки индивида показывают-экспонируют-транслируют-иллюстрируют либо его сострадание к неудачам других или же эмоциональную отзывчивость к несчастьям людей, либо его черствость, жесткость, злорадство, равнодушие, жестокость, нравственно-психологическую эго-индифферентность.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ГУМАНИЗМ
от лат. humanus – человечный) – признание человека как высшей ценности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Г. – исторически изменяющаяся система воззрений, считающая принципы равенства, справедливости, отсутствия эксплуатации человека человеком желаемой нормой отношений между людьми. Система взглядов Г. начала формироваться в эпоху Возрождения, а затем постоянно развивалась. Новый этап в развитии Г. связан с марксизмом, в котором критикуется абстрактный Г. вообще и впервые определяются реальные пути воплощения идеалов Г. Достаточно значительные нарушения принципов Г., допущенные при построении социализма в СССР и др. странах, – скорее извращение марксизма, нежели практика, опровергающая всю теорию. Американцы в свое время практически полностью уничтожили коренное население – индейцев и торговали рабами; турки в 1915–1916 гг. вырезали свыше 1,5 млн армян; испанцы пролили реки крови невинных людей в Америке; французы за одну Варфоломеевскую ночь и только в Париже умертвили сограждан больше, чем было казнено на Руси за все время царствования Ивана Грозного; Германия развязала две мировые войны, унесшие более 70 млн жизней. В истории большинства стран есть факты нарушения Г. не менее серьезные, чем у нас в сталинский период. Критериями Г. является не степень отражения его в текстах, в т. ч. в законах. К основным из них относятся: количество погибающих в войнах, в результате убийств и самоубийств; средняя продолжительность жизни; степень распространенности пьянства, наркомании; коэффициент разрыва в доходах богатых и бедных; доступность и качество медицины и образования и др. Движение от абстрактного Г., которого на планете переизбыток, к конкретному Г., который не имеет заметной мировой тенденции к развитию, является важнейшим условием профилактики любых конфликтов.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Гуманизм
лат. humanus - человечный) – в философии - теория, утверждающая равную ценность любого человека независимо от его общественного положения и защищающая неотъемлемое, изначальное право каждой личности на свободное развитие ее способностей, творческих сил, разделяющая принципы социальной справедливости, человечности в отношениях между людьми и социальными группами. Гуманистическое направление мысли существует издревле, с момента осознания человеком того факта, что люди относятся друг к другу подобно хищным животным, как бы не подозревая о том, что последние не суть вершина достижения эволюции биосферы. Концепции гуманизма, в таком ее представлении, отвечает не имеющая никаких научных оснований гипотеза, согласно которой люди всегда делились, делятся и будут деляться на две разные антропологические категории: элиту, господствующую во всех сферах общественной жизни и так назывемых париев, «простых» людей, «быдло-класс», на котором упомянутая элита фактически паразитирует вот уже несколько тысячелетий и не собирается от этого своего привилегированного положения отказываться ни при каких обстоятельствах. Гуманизм, как научное движение мысли возник и формирование которого состоялось как реакция на духовное господство церкви, эксплуатацию множества народов, на рабство, на широкое распространение философских и психологических концепций, обезличивающих, унижающих человека, человеческое достоинство, отождествляющих общественные процессы в сущности с теми относительно элементарными взаимоотношениями, которые существуют в мире животных, и априорно занимающих позиции жесткого детерминизма, при котором люди, соглано писаным и негласным законам лишаются свободы выбора, автономности, права на невмешательство в их внутреннюю жизнь и стремление к самостоятельности в поведении, таких, в частности, как бихевиоризм и психоанализ. Данным термином злоупотребляют столь часто, что это грозит ему полной дискредитацией.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ГУМАНИЗМ
ГУМАНІЗМ / HUMANISM (от лат. humanus– человечный)– это мировоззренческая позиция, которая подчеркивает ценность человеческой личности и свободу индивидуальных действий. Значение термина Г. колебалось в соответствии с исторической динамикой тех социально-философских учений, которые развивали данное понятие. Как правило, Г. подчеркивает приоритет интересов человека перед любыми другими объективными факторами. Г. зарождается уже в Античности. Наиболее яркими его представителями были Сократ, Демокрит, Протагор, Лукреций. Классическим принято считать Г. эпохи Возрождения (Ф. Бэкон, Эразм Роттердамский, Т. Мор, М. Монтень и др.). Существует также религиозный Г., в котором интегрируются приоритет человеческой личности и необходимость спасения души в соединении с Богом. Марксистский (социалистический) Г. видит ценность личности только в коллективе. В то же время Н. Бердяев обосновал возможность диалектического перерождения атеистического Г. в антигуманизм (бестиализм). В ХХ в. свое развитие получил постгуманизм (М. Фуко), основанный на критике антропоцентризма и обосновании того, что эволюция человека не завершена. Трансгуманизм стремится к конвергенции биологических, информационных технологий для совершенствования возможностей человека и устранения его недостатков и уменьшения страданий (Д. Хаксли, Ф. М. Эсфендиари). В психологии Г. связан с научным подходом, который появился в середине ХХ в. и стал ответом на психоаналитическую теорию З. Фрейда и бихевиоризм Б. Ф. Скиннера. Данный подход подчеркивает врожденное стремление человека к самореализации и творчеству. Психологи К. Роджерс и А. Маслоу представили позитивную гуманистическую психологию в ответ на то, что они рассматривали как чрезвычайно пессимистический взгляд на психоанализ в начале 1960-х гг. Эта теория в своей основе полагает, что все люди по своей сути хороши. Она принимает целостный подход к человеческому существованию и уделяет особое внимание таким явлениям, как креативность, свободная воля и позитивный человеческий потенциал. Это позволяет индивиду рассматривать себя как «целостного человека», поощряет самоисследование, а не изучение поведения у других людей. Г. в психологии признает духовную жизнь неотъемлемой частью психики. Это связано с областью интересов трансперсональной психологии. Гуманистический подход в психологии поощряет самосознание и внимательность, позволяет объединить внимательность и поведенческую терапию с позитивной социальной поддержкой. В. Ф. Гигин

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
206.47 кб

Гуманизм в классической мусульманской мысли

Сагадеев Артур Владимирович
Читать PDF
421.93 кб

Гуманизм: изменение содержания и поиски новых границ

Шилов В. Н.
В статье утверждается, что кризисное состояние человечества требует существенного переосмысления ориентиров в его развитии. Это касается, прежде всего, принципа гуманизма.
Читать PDF
231.27 кб

Христианский гуманизм в понимании Д. С. Мережковского

Малашонок М. Г.
в статье рассматривается проблема сочетания индивидуального и коллективного начала в христианстве, а также гуманистический аспект христианства, на примере взглядов Д.С. Мережковского.
Читать PDF
264.29 кб

Гуманизм и библиотеки: к постановке проблемы

Соколов Аркадий Васильевич
Исходя из современных представлений об универсалиях культуры, предлагаются дефиниции понятий «гуманизм» и «книга», которые целесообразно использовать при исследовании проблемы «Гуманизм и библиотеки».
Читать PDF
261.36 кб

Ю. Л. Игнатюк. Гуманизм – фундаментальный принцип культуры: культурологический дискурс

Э.Ж
Читать PDF
289.67 кб

Исихазм и гуманизм – духовные детерминанты образования личности в России и Европе

Гусакова Виктория Олеговна
Читать PDF
399.40 кб

Современный гуманизм

Кувакин В.
Читать PDF
76.68 кб

Технократия и гуманизм

Кулюткин Ю.Н.
Читать PDF
266.42 кб

Духовность и гуманизм эпохи Возрождения

Аралова Елена Викторовна
Эпоха Ренессанса занимает особое место в истории человеческой цивилизации.
Читать PDF
193.87 кб

Гуманизм и исторический процесс

Дараган Наталья Демьяновна
Исторический процесс является процессом гуманизации социальных отношений. Этот процесс противоречив, он реализуется через деятельность людей.
Читать PDF
469.60 кб

След Чернобыля: антигуманизм и гуманизм

Ремизов Вячеслав Александрович
В статье рассмотрены медицинские, нравственные, мировоззренческие последствия процессов, связанных с использованием ядерных и других современных технологий, распространением идей извращённого «гуманизма».
Читать PDF
616.05 кб

Гуманизм в контексте мировой истории и культуры

Дараган Наталья Демьяновна
В данной статье автор, определяя феномен гуманизма, характеризует его как культурное явление, представляет имеющиеся в литературе точки зрения на определение этого понятия, дает свою классификацию основных форм гуманизма, выделяет
Читать PDF
91.98 кб

Антропокосмизм-монументализм-сетевой гуманизм: коммуникативная стратегия информационно-технологическ

Поелуева Любовь Александровна, Индриков Алексей Алексеевич, Беляцкая Анастасия Александровна
Авторы рассматривают коммуникативные аспекты адаптации российского общества к новому технологическому витку современной цивилизации.
Читать PDF
0.00 байт

Основатель историко-философской науки А. Алтмышбаев и его гуманизм

Жумагулов Токтоке
В статье анализируются философские взгляды одного из зачинателей профессиональной философии в Кыргызстане и его гуманизм. Ученый, опираясь на труды ученых других отраслей науки, своеобразно классифицирует этапы развития гуманизма.
Читать PDF
314.36 кб

Гуманизм личности: вспоминая профессора Арнольд

Щирова Ирина Александровна
Сложные судьбы отечественного образования заставляют нас все чаще задумываться о почетной и благородной учительской профессии. Мы отдаем должное тем, кто учил нас понимать мир и себя, постигая азы науки.

Похожие термины:

  • Факторы гуманизации социальных отношений в организации

    условия, значимо изменяющие содержание и формы труда человека. К ним относят: возрастание роли интеллектуальной составляющей в общественном производстве; повышение культурного уровня персонала;
  • ГУМАНИЗАЦИЯ ТРУДА

    от лат. humanus — человечный) — такая организация труда, которая направлена на профилактику переутомления, профессиональных заболеваний, предупреждение производственного травматизма и профессиона
  • ГУМАНИЗАЦИЯ

    реализация принципа мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них, убеждение в их больших возможностях к самосовершенствованию. Благо человека согласно Г. – конечная цель
  • ГУМАНИЗАЦИЯ ТЕХНИКИ

    (лат. humanus — человечный) — цель инженерной психологии, заключающаяся в достижении соответствия техники требованиям, особенностям человека и его деятельности.