ФАКТ
Факты
от лат. factum - сделанное, свершившееся) истина, событие, результат знания, достоверность которых доказана.
ФАКТ
невымышленное, действительно существующее явление или событие; твёрдо установленное знание, служащее для доказательства какого-либо положения,
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
ФАКТ
Предположение, которое было, по словам Гоулда, "подтверждено в такой высокой степени, что будет противостоять временному соглашению.
ФАКТ
1. Действительное, невымышленное явление, происшествие, событие. 2. Твердо установленное знание, данное в опыте, служащее для некоего заключения, вывода, для проверки некоего предположения, гипотезы. 3. Действительность, реальность; нечто, существующее реально.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ФАКТ
англ. fact).
1. В обыденном смысле син. понятия "истина", т. е. знание, достоверность которого несомненна.
2. В более узком смысле - результат наблюдения (в т. ч. измерения) и эксперимента, не допускающий нескольких истолкований. (Б. Н. Еникеев.)
1. В обыденном смысле син. понятия "истина", т. е. знание, достоверность которого несомненна.
2. В более узком смысле - результат наблюдения (в т. ч. измерения) и эксперимента, не допускающий нескольких истолкований. (Б. Н. Еникеев.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
ФАКТ
от лат. factum - сделанное] - 1) действительное, невымышленное происшествие, событие, явление, твердо установленное знание, данное в опыте, служащее для какого-л. заключения, вывода, являющегося проверкой какого-л. предположения; 2) действительность, реальность, то, что объективно существует
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
ФАКТ
1. Отдельно взятое явление или событие. 2. Действительное, не вымышленное, на самом деле имевшее место происшествие. 3. То, что дано человеку в его опыте и существует в реальной действительности. 4. Твердо установленное знание, служащее для доказательства, вывода, умозаключения, в том числе научного. В последнем случае обычно говорят о научных Ф. См. опыт.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ФАКТ
(психологический) – событие, явление в психике личности, группы людей. Для него характерна субъективность, т. е. представленность во внутреннем мире человека. Следует различать психологический Ф. (показывающий внутреннее содержание и изменение психического процесса, состояния, свойства) и педагогический Ф. (в котором связаны внутреннее изменение и внешнее воздействие). Научный психологический анализ (см. Анализ) не должен подменяться перечислением средств, форм и методов работы с людьми. Необходимо прослеживать процесс развития качеств, раскрывать психологические условия педагогического воздействия на поведение личности и коллектива. Самый испытанный метод обучения или воспитания не окажет ожидаемого влияния на учащихся, если не учитывать их настроения, мотивов и отношения к учебе, конкретных целей учебной деятельности.
Факт
лат. factum – сделанное) – 1. действительное, невымышленное происшествие, событие, явление, реальное происходяшее, пример, случай; 2. твердо установленная часть знания, полученная опытным путем, служащая основанием для какого-то заключения, вывода или способное служить проверкой правомерности какого-то предположения; 3. действительность, реальность, то, что объективно существует; 4. предположение, которое, по словам Гоулда, «подтверждено в такой высокой степени, что будет противостоять временному соглашению»; 5. нечто происшедшее во внутриличностной области человека, за этим субъективным явлением стоит, во-первых, что-то объективное, а во-вторых, любой такой факт обнаружит себя изменением поведения, которое может быть зарегистрировано; 6. в педагогической практике факт представлен, с одной стороны, неким внешним воздействием со стороны педагога, а с другой стороны, внутренним измененим в психической сфере учащегося..
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ФАКТ
oт лат. factum – сделанное, совершившееся) – 1. Некоторое действительное явление, событие, происшествие. В этом смысле Ф. выступает в качестве характеристики объективной реальности как проявление ее определенных свойств, качеств, отношений. 2. В научной методологии Ф. рассматривается в качестве характеристики познавательной деятельности как фиксация результатов научного исследования. Выделяют два типа Ф.: Ф. обыденного сознания и Ф. науки. Последними м. б. лишь те данные наблюдения и эксперимента, которые ассимилированы определенной теоретической концепцией. Научный Ф. представляет собой одну из возможных «проекций» того или иного наблюдаемого явления, полученную с соответствующей теоретической т. зр. В конфликтологии научные Ф. являются первым уровнем обобщения эмпирической информации. Они составляют основу описательной модели конфликтов. Наука начинается с фиксации Ф. о конфликтах. Конфликтолог должен уметь качественно обрабатывать первичную эмпирическую информацию о конфликтах, превращая ее в научные Ф.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
ФАКТ
ФАКТ / FACT– в широком смысле– синоним истины; реальное, конкретное, единичное событие или результат (в противоположность общему и абстрактному). В философии науки Ф.– особое предложение, фиксирующее эмпирическое знание, которое может быть верифицировано. Ф. противопоставляется теории или гипотезе. В современной философии науки существуют две концепции Ф. Фактуализм утверждает независимость Ф. по отношению к теории. Теоретизм утверждает, что Ф. полностью зависят от теории и в зависимости от выбора теоретической позиции могут изменяться. В естественных науках, в том числе в психологии, Ф.– основа для построения теории. В наиболее общем смысле научный Ф.– объективное, зафиксированное научными методами, изложенное на научном языке и проверяемое наблюдение. Объективность означает независимость результатов эксперимента от наблюдателя. К Ф. относят также утверждения, доказанные в рамках научной картины мира. Позитивистские стандарты научного исследования и, соответственно, получения научного знания базируются на шести основных принципах: 1) научное знание базируется на твердых эмпирических Ф.; 2) теории выводятся из Ф. и, следовательно, вторичны по отношению к ним; 3) наука развивается посредством постепенного накопления Ф.; 4) поскольку Ф. формируют основания нашего знания, они независимы от теорий и имеют самостоятельное значение; 5) теории (или гипотезы) логически выводятся из Ф. посредством рациональной индукции; 6) теории (или гипотезы) принимаются или отвергаются исключительно на основе их способности выдержать проверку эмпирическим опытом» Ф. психологический– событие, явление в психике личности, группы людей. Ф. в психологии могут относиться как к объективной (например, поведенческие акты), так и к субъективной (представлены только во внутреннем мире человека) реальности. Благодаря методологическому принципу единства сознания и деятельности на основании внешнеповеденческих объективных Ф. иследовтель может судить о субъективных Ф. О. Н. Слоботчиков