Детская речь

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Детская речь
У взрослого характеризуется признаками речи ребенка – шепелявостью, сюсюканьем, картавостью. Сопровождается специфичной мимикой и жестами. В норме может отражать речевой стереотип. В рамках психопатологии обозначается термином пуэрильная речь. В отличие от детской речи, наблюдаемой в норме, отмечаются более выраженные изменения, вплоть до упоминания себя в третьем лице. Обычно возникает неожиданно после острой психической травмы, сопровождается нарушением сознания, ориентировки и сочетается с типичным для ребенка поведением. Встречается в рамках невротических и связанных со стрессом расстройствах.

Источник: Терминологические основы феноменологической диагностики в психиатрии

Детская речь
речевая деятельность детей, изучаемая психолингвистикой развития. Основными особенностями детской речи считаются: 1. детерминизм формы языковых знаков, то есть их обусловленность научением; 2. большее число ( в сравнении с речью взрослых) звукоподражательных и изобразительных слов; 3. употребление нерегулярных форм речи по регулярным правилам; 4. окказиональное (случайное) словообразование; 5. диффузное употребление лексем; 6. случайности обобщения при номинации. Кроме того, детской речи свойственен своеобразный синтаксис. На ранних этапах его развития наиболее употребительны односложные предложения, которые, вместе с жестами, мимикой и интонацией, оказываются достаточными для полного выражения необходимого содержания. На следующей ступени развития синтаксиса у детей появляются двухсловные предложения, они знаменуют появление выраженного словесно предиката (сказуемого), а также формируется умение программировать высказывания. К 3-5 годам детская речь уже мало чем отличается от речи взрослых как по грамматическим признакам, так и по лексическому наполнению. Считается установленным, что языковая способность является иерархически организованной системой элементов и правил их функционального использования. Динамику развития детской речи важно иметь в виду при изучении патологии речи и словесно-логических структур мышления у детей и некоторой части взрослых пациентов (особенно если имеет место недоразвитие или регрессия речи).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
419.15 кб

Детская речь. Ребенок осваивает фразеологизмы

Цейтлин Стелла Наумовна
Существование в языке фразеологизмов словесных сочетаний, обладающих целостным значением, весьма осложняет усвоение языка ребенком.
Читать PDF
89.37 кб

Детская речь: Ребенок задумывается о происхождении слова и о его значении

Цейтлин Стелла Наумовна
При кафедре детской речи РГПУ им. А. И. Герцена имеется лаборатория, в которой собраны образцы речи детей. Это родительские дневники, расшифровки магнитофонных записей, разного рода факты, полученные в экспериментах, и т. п.
Читать PDF
1.87 мб

Детская игрушка и внутренний мир ребенка, или речь в защиту «Плохих» кукол

Калина Олег Геннадьевич
Наверное, нет ничего более желанного для ребенка (помимо сладостей, конечно), чем игрушка. Она появилась еще в доисторические времена и до сих пор является неотъемлемым атрибутом и средством развития.

Похожие термины:

  • Речь автономная детская

    греч. autos — сам + nomos — закон] — один из ранних этапов развития речи ребенка, переходный к овладению «взрослой» речью. В Р. а. д. используются «слова», являющиеся результатом искажения детьми слов взр