Бине-Симона умственного развития шкала

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Бине-Симона умственного развития шкала
лат. scala — лестница] — тест интеллекта, являющийся родоначальником современных тестов диагностики уровня интеллектуального развития. Первая редакция Б. -С. у. р. ш. была разработана А. Бине и Т. Симоном в 1905 г. в целях выявления умственно неполноценных детей, не способных обучаться в обычных школах. Б.-С. у. р. ш. в первоначальном виде содержала 30 тестов-заданий, расположенных по мере возрастания трудности таким образом, что вероятность успешного выполнения увеличивалась с хронологическим возрастом. Уровень трудности определялся эмпирически, на основе данных выборки из 50 нормальных детей в возрасте 3—11 лет и незначительного количества слабоумных. Обследуемые с различными видами слабоумия не могли решить задания за пределами определенного уровня сложности. На этой основе и проводиласьдифференциация. Авторами при отборе заданий в соответствии с их теоретическими положениями был сделан акцент на «сложные интеллектуальные процессы». Созданный тест рассматривался в качестве вспомогательного инструмента изучения интеллекта, общий показатель интеллекта не рассчитывался. В 1908 г. Б.-С. у. р. ш. была существенно пересмотрена. Количество тестов-заданий увеличилось, были устранены неудачные. Значительно расширена стандартизационная выборка. В этом варианте теста авторами ставилась более широкая задача — помимо дифференциации детей на нормальных и слабоумных выделить разные уровни интеллектуального развития нормальных детей. Тестызадания группировались по возрастным уровням,вводилось понятие умственного уровня, которое в различных переводах и переработках теста было заменено термином «умственный возраст». Несомненной заслугой А. Бине и Т. Симона являются выдвинутые ими важнейшие принципы измерения интеллекта, которые положены в основу современных тестов. Л.С. Выготский (1927), резко критикуя практическую и теоретическую ценность шкалы Бине и подобных тестов, отмечал, что «как идея, как методологический принцип, как задача, как перспектива это огромно». Б.-С. у. р. ш. привлекла внимание психологов всего мира. Она переводилась на многие языки и очень широко использовалась в начале XX в. Ее дальнейшее развитие было осуществлено в работах Л. Термена. Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

БИНЕ-СИМОНА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКАЛА
(Binet — Simon Intelligence Deve-loppment Echelle) — тест интеллекта. Б.— С. у. р. ш. является родоначальником современных тестов, предназначенных для диагностики уровня интеллектуального развития. Появлению
Б.— С. у. р. ш. предшествовала публикация, посвященная проблемам психологии индивидуальности (А. Вине и В. Генри, 1896), в которой авторы критически оценивали исследования Ф. Гальтона и Дж. Кэттелла по «измерению ума». Отмечалось, в частности,
что предлагаемые ими тесты ориентированы прежде всего на элементарные психические процессы, а поэтому неадекватно измеряют высшие психические функции, лежащие в основе интеллекта. В этой же работе были определены принципы построения нового
теста.
Первая редакция Б.— С. у. р. ш. была разработана А. Бине и Т. Симоном в 1905 г. в целях выявления умственно неполноценных детей, не способных обучаться в обычных школах. Б. — С. у. р. ш. в первоначальном виде содержала 30 тестов-заданий, расположенных
по мере возрастания трудности таким образом, что вероятность успешного выполнения увеличивалась с хронологическим возрастом. Уровень трудности определялся эмпирически, на основе данных выборки из 50 нормальных детей в возрасте 3— 11 лет и
незначительного количества слабоумных. Обследуемые с различными видами слабоумия не могли решить задания за пределами определенного уровня сложности. На этой основе и проводилась дифференциация. Авторами при отборе заданий в соответствии с
их теоретическими положениями был сделан акцент на «сложные и интеллектуальные процессы». Созданный тест рассматривался в качестве вспомогательного инструмента изучения интеллекта, общий показатель интеллекта не рассчитывался.
В 1908 г. Б.— С. у. р. ш. была существенно пересмотрена. Количество тестов-заданий увеличилось, были устранены неудачные. Значительно расширена выборка стандартизации. В этом варианте теста авторами ставилась более широкая задача — помимо дифференциации
детей на нормальных и слабоумных выделить разные уровни интеллектуального развития нормальных детей. Тесты-задания группировались по возрастным уровням, вводилось понятие умственного уровня, которое в различных переводах и переработках теста
было заменено термином «умственный возраст».
В 1911 г. был опубликован модифицированный вариант Б.— С. у. р. ш. 1908 г. (см. Приложение IV). В этот вариант были внесены незначительные изменения: осуществлена перестановка отдельных тестов-заданий, введены новые, шкала продлена до уровня взрослого.
Шкалы 1908 и 1911 гг. не предусматривали определения интеллекта коэффициента, что было сделано позднее.
Несомненной заслугой А. Бине, а также В. Генри и Т. Симона являются выкинутые ими важнейшие принципы измерения интеллекта, которые положены в основу современных тестов. Л. С. Выготский (1927), резко критикуя практическую и теоретическую ценность
шкалы Бине и подобных тестов, отмечал, что «как идея, как методологический принцип, как задача, как перспектива это огромно».
Шкалы Бине — Симона привлекли внимание психологов всего мира. Они переводились на многие языки и очень широко использовались в начале века. Их дальнейшее развитие было осуществлено в работах Л. Термена (см. СТАНФОРД—БИНЕ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКАЛА).
Б.— С. у. р. ш. получила широкое распространение в нашей стране в 20—30-е гг. (А. М. Шуберт, 1928 и др.).

Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.