Билингвизм
БИЛИНГВИЗМ
хорошее владение двумя разными языками. Различают две разновидности Б. 1. Человек с детства одновременно владеет двумя языками и легко разговаривает на них с разными взрослыми людьми, которые хорошо владеют этими языками. 2. Человек осваивает два языка последовательно, например, один – дома, другой – в школе.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Билингвизм
bilingualism) – двуязычие, при котором человек владеет двумя языками в равной степени. Ранее считалось, что билингвизм тормозит умственное развитие (Сэйерс). Позднее (после 1960-х годов), однако, было показано, что при правильном обучении и в благоприятных социальных условиях билингвизм не только не тормозит, но даже способствует развитию определенных интеллектуальных сторон личности, таких, как гибкость и креативность. Вместе с тем, указывает М.Сигуан (2005), «слишком часто двуязычные дети относятся к непривилегированным социальным группам, поэтому социальные проблемы и педагогические упущения в данных случаях – не редкость».
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
БИЛИНГВИЗМ
Простое определение: "способность бегло говорить на двух языках", оставляет многое из того, что нуждается в уточнении неопределенным. Одна проблема состоит в том, что не определяется понятие "беглость" речи. Обычно тот, кто употребляет этот термин, вынужден уточнять, по каким критериям люди, о которых говорится, называются билингвами, например, чтение, умение писать, разговаривать, переводить с одного языка на другой и т.д. Второй важный вопрос касается условий, при которых эти два языка были выучены. Согласно общепринятой системе классификации, человек, который овладевает обоими языками при одних и тех же условиях (например, дома, где на обоих языках говорят в равной степени), называется смешанным билингвом, а тот, кто овладевает каждым языком при разных обстоятельствах (например, одним дома, а другим в школе) – согласованным билингвом.
Билингвизм
bilingualism) Б. (двуязычие) предполагает, что индивидуум одинаково хорошо владеет двумя языками и может с равным успехом пользоваться ими в разных ситуациях. Помимо владения двумя языками, билингвы характеризуются способностью не смешивать две языковые системы, что позволяет им легко переключаться с одной на другую. Это определение относится к идеальному, или совершенному, двуязычию. В реальной жизни чаще встречаются люди, к-рые в той или иной степени приближаются к подлинному Б. Любое исслед. такого явления, как двуязычие, должно начинаться с оценки степени Б. изучаемых лиц, т. е. определения уровня владения каждым языком и того, как и в каких ситуациях эти языки используются данным человеком. С этой целью используются языковые тесты, специально разработанные для учебных экзаменов и клинических обследований, а тж специальные опросники. Владение испытуемыми языком (языками) тж может измеряться при помощи лабораторных методов. Старейшие и, в известной степени, наиболее интересные исслед., посвященные Б., касаются детей, с момента рождения находившихся в двуязычной среде и одновременно начавших разговаривать сразу на двух языках. Дети-билингвы довольно рано усваивают оба языка, хотя, как правило, родным считают только один из них. На протяжении мн. лет исслед. Б. искали ответ на вопрос о том, способствует ли Б. интеллектуальному развитию или, наоборот, вредит ему. Исследование Сэйерсом детей Уэльса вроде бы показало, что Б. тормозит интеллектуальное развитие. Сходные результаты были получены в США в исслед. детей иммигрантов. Но в 1960-х Пил и Ламберт представили данные о благоприятном влиянии Б., и последующие исслед. подтверждают их. В целом, на сегодняшний день принято считать, что в благоприятных соц. условиях и при правильном обучении двуязычие не только не вредит, но даже способствует развитию определенных интеллектуальных сторон личности, таких как гибкость и креативность. Вместе с тем, слишком часто двуязычные дети относятся к непривилегированным соц. группам, поэтому соц. проблемы и пед. упущения в этих случаях - не редкость. См. также Когнитивная сложность, Кросс-культурная психология, Психолингвистика М. Сигуан
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006
БИЛИНГВИЗМ
БІЛІНГВІЗМ / BILINGUALISM (от лат. bi– два + lingua– язык)– практика владения двумя языками. Использование нескольких языков называется мультилингвизмом. Феномен наиболее подробно изучается в психолингвистике. По некоторым данным, примерно половина населения Земли в той или иной степени мультилингвистична. Существуют сообщества и государства, где Б. стал частью национальной культуры (ряд стран Латинской Америки, Африки, Европы, постсоветское пространство). Особое значение Б. приобрел в Северной Америке (США и Канада), где ряд регионов характеризуются наличием крупных этнических групп, проживающих на одной территории. В науке встречаются различные типологизации данного явления. По уровню использования двух языков Б. бывает сбалансированный (индивид одинаково компетентно использует языки), доминантный (превалирует один из языков, второй пребывает в пассивной стадии), смешанный (два языка накладываются друг на друга, лексика перемешивается), диагональный (диглоссия– отход от нормированных форм одного или двух языков), рецептивный (отсутствие ряда навыков владения одним из языков), регрессивный (постепенное понижение степени владения языком), субтрактивный (новый язык, освоенный в зрелом возрасте, замещает родной). Согласно современным исследованиям (А. Мекелли и др.), Б. существенно влияет на развитие человека. Раннее (одновременное) изучение двух языков способствует быстрому формированию навыков беглой речи, ассоциативного восприятия, ментальной готовности к освоению новых языков. Особенно ярко эти особенности проявляются, если второй язык начать изучать в возрасте до пяти лет. Это может влиять на структуру мозга, особенно в нижней части теменной области коры головного мозга. Детский Б. представляет собой особое явление и часто распространен у детей мигрантов, а также воспитывающихся в смешанных биэтнических семьях. В дальнейшем уровень владения вторым языком может измениться. Наблюдались случаи языковой аттриции (деградация владения одним из языков), фоссилизации (остановка развития навыков владения одним из языков), а также ревитализации (восстановление навыков владения языком). Ряд современных антропологов считают Б. важным фактором, способствующим обогащению основного языка. Б. содействует замедлению когнитивного старения и более позднему наступлению сенильной деменции. Ряд исследований показал, что люди, владеющие двумя языками, чаще сохраняют нормальные познавательные функции после инсульта. В. Ф. Гигин