Аутизм
погруженность в мир собственных переживаний (см. аутистическое мышление).
Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965
АУТИЗМ
- уход от контактов с действительностью, крайняя форма психического отчуждения.
Источник: Юридическая психология. Словарь терминов
Аутизм
уход в себя, в свои переживания от внешнего мира; аутизм как состояние присущ каждому человеку.
Источник: Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология, глоссарий
Аутизм
от греч. autos - сам) нарушение психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира.
Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru
Аутизм
психологическое нарушение, крайняя форма психологического отчуждения, выражающаяся в нарушении или резком снижении контактов с окружающим миром, в уходе в мир собственных переживаний.
Источник: Психология депривации. Словарь специальных терминов и понятий. — 2021 .— 71 с.
Аутизм
(от греч. autos — «сам») — погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью; утрата интереса к реальности; признак психического расстройства.
Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007
АУТИЗМ
греч. auto - сам) - крайняя форма психологического отчуждения, выражающаяся в уходе индивида от контактов с окружающей действительностью и погружении в мир собственных переживаний.
Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000
АУТИЗМ
от латинского autismus, далее из αὐτός – «сам, он» – крайняя форма психологического отчуждения, нарушения контактов с окружающей действительностью и погружения в мир собственных переживаний.
Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018
Аутизм
погруженность" в себя). Больной существует в своем "внутреннем мире", слова окружающих и события, происходящие вокруг, как бы не доходят до него или приобретают особое, символическое значение.
Источник: Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства
АУТИЗМ
состояние, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни, активным отстранением от внешнего мира, бедностью выражения эмоций. Наблюдается при шизоидном складе личности, при шизофрении.
Источник: Фадеева Т.Б. Психические и нервные болезни: справочник врача. 2002
Аутизм
Форма нарушения контактов личности с окружающим миром, ухода от реальности в мир собственных переживаний, где мышление подчинено аффективным потребностям, а произвольное поведение нарушено.
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
АУТИЗМ
(греч. autos — сам) — психическое состояние рефлексии, внутринаправленного внимания, отчужденности от коллектива. Может быть не только результатом неправильного воспитания или чертой характера — интроверта, но и симптомом заболевания
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Аутизм
(греч. autos сам) — погружение в мир личных переживаний с активным отстранением от внешнего мира. Аутизм может быть следствием преимущественного восприятия «обезличенных» раздражителей. Аутизм может быть одним из признаков шизофрении.
Источник: Анатомия и физиология нервной системы Словарь-справочник 2003 г.
аутизм
(от греч. auto – сам) – сложное, порой болезненное состояние личности, выражающееся в чрезмерной ее самоуглубленности, в уходе от контактов с окружающими, в отчуждении, в погружении в мир собственных переживаний.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
Аутизм (autism)
уход от реальности во внутренний мир фантазий, мыслей, чувств и (в тяжелых случаях) бреда и галлюцинаций. Аутист ориентирован внутрь себя, полностью поглощен своими потребностями и желаниями, которые по большей части или полностью удовлетворяются в воображении.
Источник: Палмер Д., Палмер Л. Эволюционная психология: секреты поведения Homo sapiens
АУТИЗМ
состояние погруженности в мир внутренних переживаний с уходом от реальности, замкнутостью, бедностью выражения эмоций, потерей эмоционального контакта с окружающими. Наблюдается главным образом при шизофрении; легкие проявления аутизма встречаются при шизоидном складе личности (шизоидной психопатии).
Источник: Бородулин В.И., Ланцман М.Н. Справочник: Болезни. Синдромы. Симптомы. 2009
Аутизм
Ослабленные связи с реальностью, отгороженность от внешнего мира, замкнутость. Мышление больного при этом приобретает абстрактный характер и теряет связь с реальной действительностью (аутистическое мышление). Больной живет, замкнувшись в собственном внутреннем, душевном мире. Возможное проявление шизофрении.
Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010
АУТИЗМ (МКБ 295)
термин, введенный Блейлером для обозначения формы мышления, характеризующейся ослаблением или потерей контакта с реальной действительностью, отсутствием стремления к общению и чрезмерным фантазированием. Глубокий аутизм, согласно Блейлеру, является фундаментальным симптомом шизофрении. Термин используется также для обозначения специфической формы детского психоза. См. также ранний детский аутизм.
Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru)
АУТИЗМ
ослабление связей с реальностью, отгороженность от внешнего мира. Аутизм выражается в нарастающей у больных замкнутости, в доминировании мира внутренних переживаний. Общение с больными становится внешним, формальным. Мышле-ние больных приобретает все более абстрактный, не связанный с реальностью характер (аутистическое мышление). Аутизм является одним из часто встречающихся симптомов шизофрении (см.).
Источник: Справочник невропатолога и психиатра.1965
АУТИЗМ
AUTISM)
Расстройство развития органического происхождения, результатом которого является ослабление социальных взаимоотношений, обычно сопровождающееся качественным ухудшением вербального и невербального общения. Этот термин заимствован Малер из психопатологии и обозначает первые несколько недель жизни ребенка, когда он, в противоположность более поздним этапам развития, менее способен к взаимодействию с родителями.
Источник: Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. 2006
Аутизм
нарушение нормального, целенаправленного логического мышления. Аутизм отличается нелогичной, случайно возникающей последовательностью не связанных друг с другом мыслей. Такое нарушение может быть следствием общего низкого уровня интеллектуального развития человека, результатом болезни, следствием воздействия на организм психотропных средств: лекарств, наркотиков, алкоголя и т.п. Аутизмом иногда называют уход человека от реальности в мир фантазий и грез.
Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005
АУТИЗМ
от греч. autos - сам] - крайняя форма психологического отчуждения, являющаяся признаком психического расстройства и выражающаяся в погружении индивида в мир личных переживаний с ослаблением и потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности. Термин «А.» введен Е. Блейлером для обозначения психических нарушений, связанных со сниженными возможностями больного управлять своим мышлением. В норме термином «А.» пользуются при описании индивидуальных особенностей, связанных с преимущественной ориентацией человека на свою внутреннюю картину мира и внутренние критерии в оценке событий. От А. в широком смысле слова следует отличать синдром раннего детского аутизма (см. Аутизма раннего детского синдром)
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
АУТИЗМ
(от греч. сам) – термин введен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857–1939) для обозначения крайних форм нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний, где аутистическое мышление подчинено аффективным потребностям, его произвольная организация нарушена. А. традиционно связывается с психическими нарушениями при шизофрении. Термин А. употребляется также в неклиническом смысле для обозначения индивидуальных особенностей человека, заключающихся в большей ориентации на внутренние переживания и в большей зависимости мысли от аффективных тенденций. При сохранности произвольности все это находится в границах нормы. Является одним из симптомов социально-психологической дезадаптации военнослужащих.
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
АУТИЗМ
1. Стремление "уйти в себя"; состояние, при котором мысли, чувства и желания управляются собственным внутренним мироощущением. Обычно употребляется для обозначения патологии. Предполагается, что внутреннее состояние не согласуется с действительностью и что индивид воспринимает все в понятиях фантазий и мечтаний, желаний и надежд, скорее чем в общепринятых понятиях действительности. См. детский аутизм. 2. Тенденция быть занятым собственными фантазиями и мечтами и получать от этого удовольствие. Это значение отличается от значения 1, потому что здесь не обязательно предполагается патология. 3. Термин первоначально был предложен Е. Блейлером для обозначения шизофрении. Сейчас эти два понятия больше не являются синонимами. См. детский аутизм для обсуждения этой идеи. Прилагательное – аутистический.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
Аутизм
(autism) – комплексное нарушение психического развития с отсутствием способности к социальному взаимодействию, общению, стереотипностью поведения. Погруженность в себя. Существование в собственном внутреннем мире, непонимание окружающих событий и слов, происходящего вокруг. Все указанные признаки проявляются в возрасте до трёх лет, характеризующееся задержкой речевого развития, дефицитом общения, стереотипией и в 75% случаев умственной отсталостью. Для больных характерны фобии, возбуждение, нарушения пищевого поведения и др. неспецифические симптомы. В настоящее время распространённость расстройств аутистического спектра в детской популяции составляет около 1% (до 50-116 случаев на 10000 детей). БЛС: Нейролептики атипичные, Антидепрессанты, Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина, Транквилизаторы дневные, Ноотропы.
Источник: Фармакологические основы терапии. Тезаурус. Руководство для врачей и студентов. 2018 г.
Аутизм
(Autismus) (от греч. autos - сам). Замкнутость в себе и отрыв от внешнего мира. Погружение в мир собственных переживаний с ослаблением или утратой контакта с действительностью. Потеря интереса к реальности с нежеланием общаться с окружающими. Аутизм бывает: нормальпсихологический (грезы), психопатический (социальная изолированность) и психотический (при шизофрении). Ср. Мышление, аутистическое.
А., детский (Autismus infantilis) (от лат. infans - ребенок) - см. Каннера, синдром.
А., раннего детства - см.Аутизм, Аутизм, детский, Каннера, синдром.
А., ранний детский - см. Ранний детский аутизм, Аутизм, Аутизм, детский, Каннера, синдром.
А., судорожный. Сочетание детского аутизма с Ленокса-Гасто синдромом. С устранением в процессе лечения эпилептических припадков явления аутизма идут на убыль и отмечается восстановление интеллектуального уровня. Син. Синдром Буайе-Дешатретта.
А. судорожный, Буайе-Дешатретта (Boyer Y. S., Deschatrette A.) - см. Буайе-Дешатретта, судорожный аутизм.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Аутизм
от греч. auto «сам») – стремление уйти в себя; болезненное состояние, при котором мысли, чувства и желания управляются собственным внутренним мироощущением; занятость своими фантазиями и мечтами. Ср. образ Степана Головлева в романе «Господа Головлевы» М. Салтыкова-Щедрина.
Бежали дни за днями, из них составлялись недели и месяцы – Долинский никуда не показывался… Как только m-me Бюжар подавала ему конверт, написанный рукою Веры Сергеевны, он судорожно сжимал его в своей руке, уходил в угол. Тщательно сжигал нераспечатанный конверт, растирал испепелившуюся бумагу и пускал пыль за свою оконную форточку. Он боялся всего, что может хоть на одно мгновение отрывать его от его дум, сетований и таинственного мира, создаваемого его мистической фантазией. Наконец, все его оставили. Он был очень рад этому. Окончив работу, он с восторженностью начал изучать пророков и жил совершенным затворником (Н. Лесков, Обойденные).
Ср.:
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои.
(Ф. Тютчев)
Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011
АУТИЗМ
маргинальная форма психоудаленности-психоотчуждения, которая выражается в игнорировании индивидом контактов с окружающей действительностью, с другими индивидами, в связи с погружением в мир собственных эгопереживаний-эгосостояний; термин А. введен в психологию Е.Блейлером для денотации-верификации, психорасстройств, связанных со сниженными возможностями больного индивида, управлять процессами своего менталитета, не подсоединяться к ограниченным мыслям, сосредоточенным на примитивных темах, желаниях, влечениях, и репродуцирующихся в попытках избегать любых коммуникаций с другими индивидами; в отсутствии потребности, желаний у больного индивида осуществлять с другими субъектами ту или иную мультипредметную деятельность; в со-временной психологии термином А. стали пользоваться при дескрипции-экспликации психоиндивидуальных особенностей человека, имплицированных с ориентацией индивида на эгоимманентную панораму мира и интромодальности-интромерила при оценке событий, фактов, ситуаций в самом онтосе; часто аутизм, практически, способствует потере способности дискурсивно-выверено оценивать актоповеденческие реакции окружающих и не позволяет, тем самым, адекватно реагировать на их поведение.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
Аутизм
Bleuler, 1911) патологическое приводящее к выраженной дезадаптации изменение отношения к людям, выражающееся в уходе в себя, отгороженности от внеш. мира, потере эмоционального контакта с окружающими. При фактическом сохранении способности к обмену информацией, при данном расстройстве О. становится формальным, поскольку в нем отсутствует сопереживание, факты, расходящиеся с убеждением больного, им игнорируются, не учитываются интересы и потребности общества. При этом все усилия и имеющееся в распоряжении время тратится на беспредметное размышление или деятельность далекую от жизненных нужд. Рассматривается как один из типичных симптомов шизофрении, но может также наблюдаться при шизоидном расстройстве личности. Выделяется и аутизм детский (Kanner, 1943) - синдром нарушения развития в детском возрасте, характеризующийся выраженными затруднениями в установлении речевых и невербальных контактов с окружающими (в т. ч. с ближайшими родственниками). Лит.: Башина В. М. Аутизм в детстве. М., 1999; Зейгарник Б. В. Патопсихология. М., 1986; Критская В. П., Мелешко Т. К., Поляков Ю. Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: Мотивация, общение, познание. М., 1991; Bleuler E. Руководство по психиатрии. М., 1993. Ю. Г. Тюльпин
Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011
АУТИЗМ
понятие, означающее крайнюю форму и состояние отчуждения психологического, выражаемую в отстранении, "уходе", "бегстве" индивида от контактов с действительностью и погружении в замкнутый мир собственных переживаний, когда произвольная организация мышления нарушается из-за ее подчинения аффективным потребностям. Состояние, характерное для шизофрении. Термин был введен Э. Блейлером для обозначения психических нарушений, связанных со снижением возможностей субъекта произвольно управлять своим мышлением, отключаться от мучительных мыслей вокруг ограниченных тем и желаний, и проявляемых как попытки избежать любых контактов, как отсутствие потребности в деятельности совместной. В норме термин стал использоваться при описании индивидуальных особенностей, связанных с преимущественной ориентацией личности на свою внутреннюю картину мира и внутренние критерии в оценке событий (=> эгоцентризм), что сопровождается утратой способности к интуитивному пониманию окружающих, к проигрыванию их ролей, и неадекватным эмоциональным реагированием на их поведение. Некоторые тесты (например ММРI) содержат шкалы, измеряющие аутистичность мышления и поведения. От аутизма в широком смысле нужно отличать патопсихологический синдром аутизма детского раннего, или синдром Каннера.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
АУТИЗМ
(от греч. autos – сам) – состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими. Термин «А.» ввел в 1912 г. Э. Блейлер для обозначения особого вида мышления, которое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности. А., таким образом, рассматривался как болезненная форма психологической самоизоляции, как уход от внешнего мира в автономный мир внутренних переживаний.
Происхождение А. может быть различным. В легкой степени он может встречаться при конституционных особенностях психики (акцентуация характера, психопатия), а также в условиях хронические психические травмы (аутистическое развитие личности). А. может выступать как грубая аномалия психического развития (см. Ранний детский аутизм). В тяжелых случаях необходимы коррекция и лечение, включающие, в частности, налаживание контактов с внешним миром.
В современной психологии и психиатрии термин «А.» используется также применительно к нормальной психике; показано, что аутизация может выступать в качестве механизма психологической защиты от психотравмирующих влияний. В некоторых зарубежных психологических теориях А. рассматривается как нормальное состояние ребенка на начальных этапах его развития.
Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005
АУТИЗМ
autism) - 1. СИНДРОМ КАННЕРА, АУТИЗМ ДЕТСКИЙ (Kanners syndrome, infantile autism) - редкое нарушение психики у детей, проявляющееся впервые в возрасте примерно двух с половиной лет. У ребенка затруднено общение с другими людьми, плохо развивается речь, он слабо владеет абстрактными понятиями; его поведение является ограниченным и во многом повторяющимся (см. Стереотипия); он испытывает мучительное сопротивление любым изменениям в окружающей его обстановке. Таким детям бывает очень трудно понять чувства других людей, поэтому, даже вырастая, они так на всю жизнь и остаются изолированными от общества. У многих отмечается снижение интеллекта, однако среди них встречаются и вполне нормальные дети, которые могут даже в чем-то проявлять одаренность (см. Идиот "ученый "). Считается, что основными причинами заболевания являются наследственные факторы и поражение головного мозга. Определенного лечения не существует, однако таким детям обычно требуется продолжительное обучение, чтобы они стали полноценными членами общества. Нарушение поведения и состояние тревоги у них устраняются с помощью поведенческой терапии и ряда лекарственных препаратов (например, фенотиазины). 2. Уход от реальности в мир собственных фантазий: характерен для шизофрении или процесса личностных изменений. - Аутичный (autistic).
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
АУТИЗМ
отгороженность от окружающих, погружение больного в мир собственных переживаний. С больным трудно вступить в общение. Аутизм ("преобладание внутренней жизни") определяется группой необычных симптомов, проявляющихся в нескольких сферах жизни человека до достижения им трехлетнего возраста. При этой форме заболевания возникают нарушения познавательной способности. После кажущегося нормального развития ребенка может наступить резкое ухудшение. Физическое развитие обычно нормальное, но ребенок часто склонен к длительному повторению одного и того же движения. Как правило, оказывается нарушенным и сенсорное восприятие. Иногда таким больным ставится диагноз нарушения слуха, однако на самом деле они могут воспринимать выборочные звуки, ничего не значащие для нормального человека, или пребывать в состоянии поглощенности созерцанием отдельного предмета. Речь может отсутствовать полностью или быть очень запоздалой, часто дети неосознанно повторяют услышанные слова или фразы. В результате перечисленных недостатков можно отметить плохую приспособляемость таких больных к окружающей обстановке. Дети живут как бы в своем собственном мире. Хотя аутизм является довольно редким заболеванием, его симптомы настолько тяжелы и проявляются в таком раннем возрасте, что таких детей очень часто помещают в специализированные клиники.
Источник: Словарь-справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями.1999
АУТИЗМ
Натану девять лет. В школе у него нет друзей, да он и не желает их иметь. У него нет чувства юмора, и он не смеется, когда в классе кто-то шутит. Дома у него имеется небольшая коллекция паровозиков с открывающимися дверцами. Натан мало интересуется этими паровозиками и не выдумывает никаких игр с ними, а просто открывает и закрывает дверцы. Он не заснет, сели занавески на его окне не будут на расстоянии 25 см друг от друга. То же самое и за обедом — нужно, чтобы еда всегда была в определенной тарелке. Когда Натан с кем-то все-таки общается, он пользуется короткими предложениями и только отвечает на вопросы. Еще в три года ему поставили диагноз: аутизм.
Страдающие аутизмом дети стремятся выполнять одни и те же регулярные действия и сопротивляются переменам. Основные характерные черты аутизма — это трудности в общении, проблемы с речью и невербальной коммуникацией, а также ограниченный круг интересов. Все эти симптомы можно заметить уже в возрасте до трех лет. В большинстве случаев аутизм длится всю жизнь, хотя поведение и степень общительности с возрастом могут меняться. Аутизм возникает приблизительно у четырех детей на каждые десять тысяч. Им страдает в четыре раза больше мужчин, чем женщин.
Психологи пытались обнаружить причины аутизма у детей. Одни исследования, во время которых наблюдали за близнецами, свидетельствуют о том, что он имеет определенные генетические причины. Другие исследования выявили нарушения в развитии некоторых частей мозга — например, нарушения функции мозжечка. Но взаимосвязь между состоянием мозга и аутизмом остается невыясненной до сих пор.
См. также статьи «Дислексия», «Невербальная коммуникация», «Клиническая психология», «Психология развития», «Социальное развитие».
Источник: 101 ключевая идея психологии
АУТИЗМ
1. Разновидность не вполне развитого (не вполне нормального-по принятым европейским меркам) мышления, представляющая собой его раннюю, дологическую стадию развития. 2. Нарушение нормального, логически выверенного, целенаправленного мышления современного человека. А. в этом понимании проявляется, например, в нелогичной, случайной последовательности не связанных друг с другом мыслей, оторванности мышления от реальной действительности («витание мысли в облаках»). Такое мышление встречается (возникает) вследствие низкого уровня общего интеллектуального развития человека, болезней мозга, воздействия на организм разнообразных подавляющих или нарушающих интеллектуальную деятельность, психотропных веществ, влияющих на психофизиологические процессы, лежащие в основе нормального мышления. 3. Сознательный или бессознательный уход человека в мир фантазий и грез. 4. Психологическое состояние, при котором чьи-либо мысли, чувства и желания управляются не объективной действительностью, а собственным внутренним и весьма субъективным пониманием (восприятием, постижением) окружающего мира. В типичных случаях такое мышление представляет собой отклонение от нормы, при котором внутреннее состояние человека, в частности, его мысли, не соответствует реальности-тому, что на самом деле происходит в данный момент времени с человеком или вокруг него. Фактически аутистически мыслящий человек воспринимает окружающий мир в форме фантазий и грез, т. е. эгоцентрически, сквозь призму собственных желаний и стремлений, вместо того, чтобы видеть реальность такой, какая она есть на самом деле, и действовать в соответствие с ней. Термин А. в этом его понимании впервые был использован врачом-психиатром Е. Блейлером для характеристики мышления больных шизофренией. 5. Тенденция быть переполненным или находиться во власти собственных фантазий и грез, испытывая от этого явное удовольствие. В данном случае у человека, для которого характерен подобным образом понимаемый А., не предполагается наличие какой-либо психопатологии. См. аутизм инфантильный, аутизм нетипичный, аутизм социально-распространенный, мышление, шизофрения, эгоцентризм.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Аутизм
Словообразование. Происходит от греч. auto - сам.
Автор. Э.Блейлер (1911 г.)
Категория. Теоретический конструкт, служащий для объяснения генезиса шизофрении.
Специфика. Состояние погруженности в мир внутренних представлений и переживаний, неспособности к контакту с окружающим миром. Индивид из социального мира уходит в мир уединения, одиночества, при этом внешний мир теряет свою побудительность. Предметная связь сохраняется, но при доминировании эмоциональной пустоты. Мышление становится нелогичным, мало контролируемым, импульсивным, приобретает сноподобную форму. Для внешнего наблюдателя создается впечатление, что индивид отгорожен от других стеклянной стеной, игнорирует окружающий его социальный мир и живет в эмоциональном и духовном одиночестве.
Первоначально Блейлер трактовал это состояние как характерный симптом, присущий исключительно шизофрении. Но в дальнейшем стал рассматривать его в более широком контексте как проявление нереалистического мышления. Было обнаружено, что если у шизофреников в данном состоянии отсутствует эмоциональный отклик, то аутичные невротики страдают от одиночества. Свойственно депрессивным пациентам, у которых на первый план выходят переживания стыда, вины, греха и пр.
Данное состояние может проявляться и при органических нарушениях, а также возникать (в некоторой степени) и у нормальных индивидов.
Виды. В настоящее время выделяется несколько видов аутизма:
- психогенный аутизм представляет собой реакцию на серьезные эмоциональные фрустрации в раннем детстве;
- синдром Аспергера, который бывает по преимуществу у мужчин, представляет собой психопатию с доминирующим интеллектуализмом и недостаточной эмоциональностью;
- в синдроме Каннера, или раннем детском аутизме, происходит манифестация шизофренического процесса. В этом случае основными признаками выступают отграничение от внешнего мира, страх перед изменениями, нарушение интеллекта и языкового развития;
- соматогенный аутизм имеет причиной повреждения головного мозга в раннем детстве или морфологические заболевания;
- псевдоаутизм является результатом тяжелых форм слабоумия или нарушений органов чувств, прежде всего слуха.
Терапия. В качестве одного из методов лечения используется игровая терапия аутичных детей.
Литература. Kanner L. Autistic disturbance of affective on tart // Nerv. Child. 1943, 2, p. 217-250;
Stromgreme E. Autism // Eur. J. Psychiat. 1987, 1, 2, p. 45-54
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
АУТИЗМ
греч. autos - сам) [Bleuler E., 1911]. "Отщепление" от действительности, фиксация на внутренних переживаниях, аффективных комплексах при шизофрении. Под аутизмом понимают изменение отношения больного к людям, уход в себя, отгороженность от внешнего мира, потерю эмоционального контакта с окружающими. Наблюдается, главным образом, при шизофрении, однако описывается и при грезах у психопатических личностей истероидного круга, у психически здоровых в известные периоды жизни, когда логическое отступает на задний план, - например, у фантазирующих детей при отсутствии у них жизненного опыта, необходимого для овладения логическими формами мышления.
А. ДЕТСКИЙ [Kanner L., 1943]. Характерны следующие признаки: 1) нарушение способности устанавливать отношения с людьми с начала жизни; 2) крайняя отгороженность от внешнего мира с игнорированием раздражителей до тех пор, пока они не становятся болезненными; 3) недостаточность принятия позы готовности при взятии на руки; 4) недостаточность коммуникативного пользования речью; 5) прекрасная механическая память; 6) эхолалия; 7) буквальность в употреблении слов; 8) извращенное употребление личных местоимений; 9) нарушение пищеварения на первом году жизни. 10) ранний страх определенных громких звуков и движущихся объектов; 11) монотонное повторение звуков и движений; 12) страх изменений в обстановке (см. Каннера феномен тождества) 13) однообразие спонтанной активности; 14) монотонные механические игры с неигровыми предметами; 15) впечатление хорошего интеллекта благодаря успешности в отдельных навыках и умному выражению лица; 16) серьезное выражение лица, напряженное в присутствии людей; 17) хорошее физическое здоровье (см. Кагана симптомы).
Рассматривается как нозологически неспецифический синдром, один из его вариантов может быть отнесен к шизофрении и обычно предшествует манифестация процесса [Вроно М.С., 1971, 1976]. Наряду с этим синдром детского аутизма выделяется при шизоидной психопатии как органический аутизм, парааутистические состояния по типу невротических реакций, а также в связи с экзогенными вредностями в анте- и перинатальном развитии при известной неравномерности и задержке развития в дальнейшем [Каган В.Е., 1981].
См. также Кагана симптомы детского аутизма.
Син.: синдром Каннера.
А. СУДОРОЖНЫЙ [Boyer J.S., Deschartrette A., 1980]. Сочетание детского аутизма с Леннокса-Гасто синдромом. С устранением в процессе лечения эпилептических припадков явления аутизма идут на убыль и отмечается восстановление интеллектуального уровня.
Син.: синдром Буайе-Дешатретта.
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
АУТИЗМ
от греч. auto - сам) - термин ввел швейцарский психиатр и психолог Э. Блейлер (1857-1939) для обозначения крайних форм нарушения контактов, ухода от реальности в мир собственных переживаний, где аутистическое мышление подчинено аффективным потребностям, его произвольная организация нарушена. А. традиционно связывается с психическими нарушениями при шизофрении. Термин "А." употребляется также в неклиническом смысле: для обозначения индивидуальных особенностей человека, состоящих в повышенной ориентации на внутренние переживания и в большей зависимости мысли от аффективных тенденций (по сравнению со среднестатистической нормой)- при сохранности произвольности все это находится в границах нормы.
Ранний детский А. (англ. infatile autism) впервые выделен как отдельный клинический синдром Л. Каннером (1943). В настоящее время рассматривается как первазивное (общее, многостороннее) нарушение, искажение психического развития, обусловленное биологической дефицитарностью ц. н. с. ребенка; выявлена его полиэтиология, полинозология. Р. д. А. отмечается в 4-6 случаях на 10 тыс. детей; чаще встречается у мальчиков (в 4-5 раз чаще, чем у девочек).
Основные клинические признаки Р. д. А.: 1) сам А. как врожденная неспособность ребенка к установлению аффективного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, причем трудности коммуникации проявляются вне зависимости от интеллектуального уровня ребенка; 2) стереотипность в поведении, проявляющаяся как сопротивление переменам в окружающем, стереотипные движения и действия, пристрастия, интересы; 3) необычные реакции на сенсорные раздражители, дискомфорт и сверхочарованность определенными впечатлениями; 4) нарушения речевого развития в контексте общих нарушений коммуникации вне зависимости от уровня интеллектуального развития ребенка, мутизм более чем в 'Д случаев, эхолалии, перверзия местоимений, речь штампами, нарушения просодики (интонация, ударения, темп, ритм речи);
5) особенность психического развития отмечается с раннего возраста, аномалии становятся очевидными до 30 мес.
Период наиболее выраженных проявлений Р. д. а. - со страхами, негативизмом, агрессией, ожесточенной стереотипной аутостимуляцией - возраст 3-5 лет. Позже острота может сглаживаться и на 1-й план выступают нарушения развития, личностная и социальная незрелость. Хотя дети с А. часто проявляют парциальную одаренность в невербальных областях, более 2/.^ из них умственно отсталы. Искажение, асинхрония развития психических функций представляет единый узел аффективных и когнитивных проблем ребенка. Необходимы раннее выявление и комплексная медико-психолого-педагогическая коррекция, организация специальной системы помощи людям с последствиями Р. д. а. См. Игровая терапия. (О. С. Никольская.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Аутизм
Детское психическое расстройство, а именно стойкая задержка развития. Дети, страдающие аутизмом, плохо реагируют на окружающее, имеют слабые навыки общения и могут вести себя непредсказуемым образом. Аутизмом в основном страдают дети мужского пола; две трети больных остаются психически ущербными и в зрелом возрасте. Возможно, эта цифра не отражает истинного положения вещей, так как исследования ограничены теми пациентами, которые не принимали участия в программах усиленной терапии. Главными характеристиками аутизма являются: а. Неотзывчивость. Дети, страдающие аутизмом, проявляют равнодушие к окружающей обстановке и отсутствие интереса к другим людям. Повседневная деятельность, в которой они участвуют, носит поверхностный и пассивный характер. б. Языковые проблемы и дефицит общения. Многие дети, страдающие аутизмом, вообще не могут говорить, а остальные имеют серьезные изъяны речи. в. Ограниченные творческие способности и анормальные реакции на окружающее. Дети, страдающие аутизмом, играют и взаимодействуют с окружающей средой необычными способами. Для них характерна чрезмерно острая реакция даже на незначительные изменения в привычных занятиях. Существует несколько объяснений причин аутизма. Перечислим некоторые из них: 1) Перцептуально-когнитивные: аутизм происходит от неспособности интерпретировать звуки или от чрезмерной избирательности в восприятии внешних стимулов. Ребенок страдает перцептуальными или когнитивными расстройствами, которые делают обычное общение или взаимоотношения практически невозможными. 2) Биологические: исследователи называют несколько возможных причин, включая генетические факторы, осложнения при родах и неврологическую дисфункцию. 3) Воздействие семьи и окружающей среды. Согласно этому мнению, которое ныне считается устаревшим, аутизм может быть вызван (по крайней мере, косвенно) личными качествами родителей или анормальными схемами взаимодействия между родителями и детьми. 4) Более современным объяснением аутизма является задержка в развитии по теории разума: ребенок не может развить теорию о том, что люди, включая и его самого, обладают разумом. Таким образом, он не может представить мысли или предвидеть поведение других людей. В лечении детей, страдающих аутизмом, существуют определенные проблемы, так как они плохо приспосабливаются к переменам в привычной деятельности, а их непредсказуемое поведение может помешать действенному лечению. При бихевиористском подходе особенно трудно найти эффективный положительный стимул для работы с такими детьми. Не существует чудесных средств, которые могли бы полностью излечить ребенка от аутизма, хотя следующие методики помогают пациенту более эффективно общаться с окружающим миром: 1. Коррекция поведения. Стимулирует желательное поведение, избирательно подкрепляя адекватные поступки и время от времени наказывая за неадекватные поступки. 2. Лекарственные препараты. Хотя психотропные средства сами по себе приносят мало пользы, их применение в сочетании с другими методиками может дать положительный эффект. 3. Выработка навыков общения. Использование невербальных способов общения, таких как язык жестов и табличек с символами, помогает детям общаться с терапевтом.
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
АУТИЗМ
от греч. autos – сам) – отстранение от окружающей действительности, погружение в мир собственных переживаний, ориентация на самого себя.
Понятие «аутизм» было введено швейцарским психиатром Э. Блейлером (1857–1939) для описания заболевания, характеризующегося психическим расстройством, связанным с бегством человека от внешней реальности в мир собственных фантазий, галлюцинаций и грез. Явление аутизма рассматривалось им как одно из проявлений психического заболевания, названного им «шизофренией». В работе «Аутическое мышление» (1912) он подчеркивал, что наряду с другими симптомами для шизофрении характерно преобладание внутренней жизни, связанной с активным отстранением от внешнего мира.
Аутизм не означает пассивность человека: отстранение от внешнего мира может сопровождаться такой активностью, в результате которой все помыслы, стремления и действия человека могут быть направлены на переустройство, преобразование мира независимо от того, насколько это реально и в какой степени действия человека адекватны сложившейся ситуации. Аутическое мышление, аутические желания оказываются превалирующими, подчиняющими себе реальные возможности человека и его адекватные оценки окружающей действительности.
Для аутизма характерно иллюзорное восприятие внешнего мира, превращение реального в желаемое вопреки тому, что имеет место на самом деле. При аутизме отстранение от окружающей действительности чаще всего осуществляется за счет отождествления собственного мира бредовых идей и представлений с миром как таковым. Фантазия и вымысел могут приобрести такую силу и власть над человеком, что он будет воспринимать их не в качестве продуктов своей психической деятельности, а как нечто внешнее, независимое от него и самостоятельно существующее.
«Аутическая психика» находится во власти всевозможных страхов, подозрений, фантастических образов, имеющих инфантильную природу и свидетельствующих о дезинтеграции психических функций, ложных представлениях человека о внешнем мире и неопределенных границах представления о самом себе. Погрузившись в себя, человек не отличает собственное Я от окружающего, не видит различий между фантазией и действительностью.
В поле зрения психоаналитиков чаще всего попадает инфантильный аутизм, связанный с неспособностью ребенка общаться со своими родителями и другими людьми, будь то взрослые или дети. При инфантильном аутизме ребенок отстраняется от мира окружающих его людей, создает свое собственное замкнутое пространство, в котором реально значимыми для него оказываются не живые люди, а неодушевленные предметы. Ребенок не доверяет своим родителям, избегает общения с ними или не реагирует на их присутствие, зато получает удовольствие от игры с различными предметами, которые наделяются им качествами «хороших» объектов. Общение с людьми тяготит ребенка: он может испытывать страх перед ними, воспринимать их как угрозу своего существования, находится во власти бессознательных мыслей о том, что взрослые (родители) хотят его убить.
Аутичные дети чаще всего отчуждены от своих родителей, замкнуты в себе: они живут в своей, созданной ими самими психической реальности, не имеют тесных связей с реальным миром. Аутичный ребенок может заниматься изо дня в день одним и тем же. Создается впечатление, что удовлетворение у такого ребенка вызывают не разнообразные действия, а именно неоднократное повторение чего-то одного. При этом он может выражать безразличие по отношению к чему-то, что он делает и с чем играет. Аутичный ребенок может монотонно колотить каким-то предметом по полу или стенке, но если родители отбирают у него этот предмет, то он не будет капризничать, кричать, плакать, а легко примирится со своей потерей.
Безразличие, индифферентность аутичного ребенка наблюдаются не только дома, в семье, но и при встрече с аналитиком, в процессе лечения. Поэтому при психоаналитическом лечении таких детей требуется проявление со стороны аналитика особого эмпатического (участливого) наблюдения за маленькими пациентами и способности к пониманию субъективной, психической реальности, составляющей пространство их жизни.
Трудность аналитической работы с аутичными детьми заключается в том, что наряду с «аутичной психикой», характерной для одних из них, встречаются случаи шизофренических расстройств, связанных с извращениями других, которые время от времени впадают в аутизм.
Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001
Аутизм
греч. autos - сам) - отрыв от действительности, погруженность в фантазии, склонность принимать воображаемое за реальное, желаемое или вызывающее страх - за осуществившееся на самом деле, лелеемое в мечтах и надеждах - за уже воплотившееся в действительность. Как указывает сам автор термина, Е.Блейлер (1911), аутизм есть потеря контактов с действительностью, состояние, при котором пациенты «живут в воображаемом мире, полном осуществленных желаний и идей преследования. Однако оба эти мира представляют для них реальность; иногда они могут сознательно их различать...Аутистический мир может быть для больных более реальным, чем действительный и тогда последний воспринимается только как кажущийся...». Е.Блейлер рассматривал аутизм как характерный признак шизофрении. Согласно К.Ясперсу, аутизм есть «самозаточение в собственном изолированном мире». Термин имеет ряд коннотаций в зависимости от клинического контекста и по-разному представляется различными авторами, с позиций разных направлений исследования. Так, этот термин в МКБ-10 употребляется преимущественно для обозначения синдрома Каннера. В целом можно с большой долей вероятности утверждать, что многочисленные симптомы аутизма, причем нередко полярные, имеют, повидимому, единый источник происхождения. Основные проявления аутизма, согласно классической литературе и суждениям ряда современных исследователей, таковы:
1. социальный аспект аутизма – это склонность индивида к самоизоляции, отгороженность, закрытость, недостаточная доступность или недоступность продуктивному контакту, нежелание вступать в контакты с другими людьми в силу недоверия к ним, боязни таких контактов, безразличия или даже оппозиционного, негативистического отношения к окружающим. Или напротив, чрезмерная общительность, склонность к многословным монологам, неадекватная откровенность, вплоть до шокирующей обнаженности, тенденция к идеализации или демонизации кого-то из людей;
2. тенденция субъективно-психологические феномены, такие, как мечты, фантазии, сновидения, принимать за нечто эквивалентное действительности или даже более актуальное, нежели реально происходящее;
3. неприятие или отчуждение принятых в обществе ценностей, норм, традиций, обычаев или напротив, фанатизм, с которым пациенты добиваются неких заимствованных целей вопреки их реальному значению;
4. безразличие, эмоциональная блокада по отношению ко всему тому, что у здорового человека вызывает участие и живые эмоции или вызывало их у пациента ранее либо, напротив, чрезмерная эмоциональность, экзальтированность, пафосность, безоглядная влюбчивость не в человека, а в свое обычно далекое от действительности представление о нем;
5. необычное, странное, чудаковатое, непредсказуемое поведение, поскольку оно не согласуется с реальными обстоятельствами, не принимает их во внимание;
6. склонность фантазировать и получать от этого удовольствие порой едва ли не большее, чем от контактов с действительностью; более того, эмоционально насыщенные воображаемые успехи и осуществленные в воображении желания могут повлечь отказ от побуждений что-то реально менять в себе или вокруг себя, если они мнимые успехи служат стимулом, подкрепляющим фантазирование. Некоторые аутичные пациенты, указывает Е.Блейлер, ограничивают свои контакты с реальностью лишь удовлетворением физиологических потребностей;
6. фантазии, связанные с тревогой, страхами; такие фантазии могут проецироваться на реальность таким образом, что пациенты предпочитают избегать контактов с действительностью, не представляющей никакой действительной угрозы (как происходит, например, это при навязчивых страхах, когда пациенты панически боятся самых обычных, повседневных объектов и ситуаций и обычно их избегают, будучи не в состоянии преодолевать воображаемые опасности);
7. негативизм, упрямство, отторжение влияния окружающих, отчего последнее не принимается, не включается в систему Я или, напротив, чрезмерная впечатлительность, внушаемость и самовнушаемость;
8. неспособность к глубоким и прочным привязанностям или утрата последних, отсутствие интересов и увлечений, их поверхностность и недолговечность либо напротив, склонность попадать в слепую, бессмысленную и безропотную зависимость от кого-либо;
9. ригоризм, утрированная правильность, неестественная образцовость и прямолинейная, неправдоподобно утрированная или даже абсолютная правдивость;
10. аутистическое мышление, контролируемое не логикой, а эмоциями, желаниями и опасениями, а также искажение работы памяти, когда ложные воспоминания принимаются за подлинные.
Данное представление аутизма определенно свидетельствует о том, что в его развитии значительную, если не определяющую роль играют механизмы апперсонализации и деперсонализации в разных их сочетаниях (см.). Самое раннее описание аутизма принадлежит, повидимому, Ф.М.Достоевскому (роман «Братья Карамазовы», 1879-1880, где с научной достоверностью автор представляет аутичный характер одного из главных своих героев).
Расстройство имеет 2 стороны, в крайних, полярных своих проявлениях представленных “бедным” и “богатым” вариантами аутизма (К.Leongard, Е. Mynkowski). Бедный аутизм характеризуют такие дефицитарные симптомы, как социальная отгороженность, закрытость, недоступность контакту, эмоциональная монотонность и холодность, обеднение привязанностей, оскудение интересов и увлечений, негативизм и т.п. Синоним: Дефицитарный аутизм. Богатому аутизму, напротив, свойственны противоположные черты: фантазирование, склонность к идеализации, крайняя впечатлительность, влюбчивость (при этом «любовь» на самом деле является болезненной зависимостью от другого человека, наделенного воображаемыми качествами личности), жертвенность, чрезмерная внушаемость, восторженность, патетика, увлеченность оккультизмом и тайными явлениями, чрезмерная доверчивость и обнаженность, чрезмерная откровенность или “аутизм наизнанку” (А.С.Тиганов, 1999). Синоним: Продуктивный аутизм. См. также Самоосознавания нарушения. Аутистические черты личности в определенной степени свойственны и здоровым лицам. Граница между нормой и патологией, как и всюду, весьма относительна; в том, что касается аутизма, она пролегает там, где происходит разграничение желаемого и необходимого, субъективного и объективного, воображаемого и реального.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Аутизм
autism) Детский А. считается одним из наиболее тяжелых психол. расстройств этого возраста. Характеризуясь ранним началом, А. встречается у 6 детей на 10 тыс. родов при соотношении мальчиков и девочек 5:1. Этиология неизвестна. Прогноз плохой, хотя поведенческая (основанная на обучении) терапия в какой-то степени помогает. А. обычно диагностируют на основании сочетания поведенческих дефицитов и эксцессов с наличием нек-рых видов нормального поведения. Поведенческие дефициты 1. У ребенка с А. практически отсутствует речь, как рецептивная (понимание), так и экспрессивная. Ребенок может быть немым, а если он иногда говорит, то его речь имеет форму эхолалий (повторы элементов речи, услышанных от окружающих или по телевизору). Дефицитарность рецептивной речи проявляется в следовании лишь простым командам ("садись", "ешь", "закрой дверь" и т. д.) при непонимании таких абстрактных элементов речи, как местоимения (твой, мой, его, се и т. д.) или темпоральные термины (первый, последний и т. д.). Неспособность ребенка говорить или понимать речь - наиболее частая жалоба родителей при первичном осмотре ребенка. Проблемы с речью становятся очевидны на втором году жизни ребенка. 2. Ребенок ведет себя так, как если бы у него был явный дефицит ощущений и восприятия - т. е. как будто он слепой и глухой, но более тщательное обследование выявляет сохранность всех сенсорных модальностей. Родители детей с А. жалуются на то, что им очень трудно привлечь внимание своих малышей. Обычно они не поддерживают контакт взглядов с родителями и/или не поворачивают голову в ответ на обращенную к ним речь. 3. Дети с А. обычно не развивают тесных эмоциональных отношений с родителями. Это выявляется в первые месяцы жизни, когда родители обнаруживают, что ребенок не прижимается к матери, находясь у нее на руках, а иногда сопротивляется физ. контакту, напрягая спину и пытаясь выскользнуть из родительских объятий. 4. Дети с А. не играют с игрушками, как это делают обычные дети. Они не проявляют особого интереса к игрушкам и не занимаются ими в свободное время. Если они играют, то часто весьма своеобразно, напр. крутят колеса перевернутого игрушечного грузовика, компульсивно скручивают кусок веревки, нюхают или сосут куклу. Неспособность играть с игрушками может быть выявлена на втором году жизни. 5. Отсутствуют или заметно ограничены игры со сверстниками. Ребенок может либо не проявлять интереса к таким играм, или у него могут отсутствовать необходимые игровые умения и он, как правило, не обращает внимания на др. детей, если только не участвует в простой игре типа "дай-возьми". Этот признак также легко обнаруживается на втором году жизни. 6. Навыки самообслуживания у детей с А. отсутствуют или их развитие крайне задерживается. Им трудно научиться самим одеваться, пользоваться туалетом и есть без посторонней помощи. Эти дети тж плохо распознают обычную опасность, и за ними нужен постоянный присмотр, чтобы они не получили серьезных травм, переходя улицу с интенсивным движением, играя с электрооборудованием и т. д. Из этих разнообразных дефицитов, вероятно, наиболее важными являются 2, 3 и 5. Нек-рые дети демонстрируют достаточно хорошее развитие в сферах 1, 4 и 6, однако, при наличии остальных признаков, диагностируются как аутичные. Поведенческие эксцессы 1. У детей с А. очень часты вспышки ярости и агрессии. Эта агрессия может быть направлена на себя, когда дети кусают свои руки, бьются головой о пол, мебель или бьют себя кулаками по лицу. Иногда агрессия направляется на других, и тогда дети кусают, царапают или бьют своих родителей. Большинство родителей детей с А. жалуются на то, что им трудно справляться с ними, на их низкую толерантность к фрустрации и реагирование даже на малейшее препятствие или запрет взрывом ярости. 2. Дети с А. могут часто демонстрировать "самостимулирующее" поведение в форме ритуальных, повторяющихся стереотипных действий. Они раскачиваются всем телом стоя или сидя, хлопают в ладоши, вращают предметы, не отрываясь смотрят на свет, вентиляторы и др. вращающиеся объекты, выстраивают предметы аккуратными рядами, подпрыгивают и приседают или крутятся на одном месте в течение долгого времени. Эти два поведенческих эксцесса почти всегда присутствуют при А. и полностью выявляются лишь на втором году жизни. Нормальное поведение Дети с А. действительно демонстрируют ряд видов нормального поведения, обозначаемых как "навыки-осколки" ("splinter-skills") или "островки интактного интеллектуального функционирования". Это нормальное поведение проявляется в следующих сферах: 1. А. часто диагностируется на фоне нормального прохождения стадий развития, таких как овладение самостоятельной ходьбой в 15 месяцев. Часты сообщения о необычайно хорошем моторном развитии детей с А., к-рые ходят и легко удерживают равновесие. 2. Точно тж стало уже привычным искать признаки адекватной памяти при постановке диагноза А. Напр., ребенок с А. может быть способен повторять в форме эхолалий или как-то иначе голоса др. детей или рекламу по ТВ. Или он может хорошо запоминать зрительные детали. 3. Ребенок с А. может иметь довольно развитые специфические интересы - играть с механическими предметами, приборами, заводными игрушками. Нек-рые обнаруживают большой интерес к музыке и танцам. Может замечаться способность к складыванию мозаичных головоломок, любовь к числам или буквам и т. д. 4. У нек-рых детей с А. наблюдаются ограниченные, но специфические страхи, существующие в более кратковременной форме у обычных детей. Напр., ребенка с А. может необычайно сильно пугать звук включенного пылесоса или сирены проезжающей скорой помощи. Дифференциальный диагноз 1. Трудно провести границу между А. и др. формами дизонтогенеза, напр. умственной отсталостью, при к-рой у детей наблюдаются многие из перечисленных выше особенностей поведения. Дифференциально-диагностическое разграничение обычно основывается на следующих признаках: поведенческие нарушения 1, 2, 3 и 5; поведенческие эксцессы 1 и 2; нормальное поведение 1 и один из признаков 2, 3 или 4. 2. Одни авторы рассматривают А. и детскую шизофрению как одно расстройство, тогда как другие разделяют их. Разделение основано на: а) возрасте - при А. начало заболевания относится к первому году жизни, а детская шизофрения предполагает нормальное развитие по меньшей мере в течение первых двух лет и б) "нарушениях мышления" (галлюцинации, бред и т. д.), к-рые свидетельствуют в пользу детской шизофрении, предполагающей определенный уровень развития речи. См. также Связь и привязанность, Умственная отсталость, Шизофрения, Z-процесс А. Ловаас
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006
АУТИЗМ
АЎТЫЗМ / AUTISM (от греч. autos– сам)– термин введен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857–1939) для обозначения крайних форм нарушения контактов, ухода от реальности в мир собственных переживаний и фантазий при шизофрении. Синдром раннего детского А. (РДА) описал американский психиатр Л. Каннер (1943), хотя описания таких детей и попыток коррекционной работы с ними были ранее, в частности в работе Г. Е. Сухаревой «Шизоидные психопатии в детском возрасте» (1925)(позже переименовала в «аутистические психопатии»). Г. Е. Сухарева отмечала, что в чем-то поведение этих детей напоминало поведение пациентов с детской шизофренией, но шизофренией их состояние назвать нельзя. Л. Каннер(1956) выделил в структуре РДА два признака детского А.: глубокую недостаточность способности установления контакта и тревожное навязчивое стремление к сохранению постоянства в окружающем. Сходные клинические синдромы описали Х. Аспергер(1944) в Австрии и С. С. Мнухин(1947) в России.
В отличие от синдрома РДА, синдром Аспергера (СА) отличается более высоким речевым и интеллектуальным уровнем, при этом относительно большей моторной неловкостью. Отечественные авторы долгое время рассматривали синдром РДА как предманифестное состояние или конституциональный фон, на котором могут развиваться (или не развиваться) проявления процесса детской шизофрении (О. П. Юрьева, 1967, 1970; М. С. Вроно, 1972; В. М. Башина, 1975, 1999; К. С. Лебединская, И. Д. Лукашова, С. В. Немировская, 1981 и др.). Сходство признаков объясняется единым механизмом дизонтогенеза– асинхронией разви тия и отнесением к одной группе искаженного развития. Главное отличие РДА от детской шизофрении– отсутствие процессуальности. Л. Уингописала триаду диагностических признаков, характерных для детей с А.: дефицитарность социального развития; проблемы вербальной и невербальной коммуникации; стереотипные ограничения в поведении, интересах, занятиях. Л. Уинг и соавт.отмечают, что ребенок с А. никогда не испытывает обычного детского удовольствия от новизны и обследования, не стремится преодолеть затруднение. Автор вводит в перечень специ фи че ских проявлений А. особые когнитивные проблемы ребенка: трудности символизации, проявляющиеся в буквальности, одноплановости понимания происходящего; трудности переноса сформированных навыков и развития символической игры. Э. Орниц предположил у этих детей дискоординацию сенсорных и моторных сфер с поражением вестибулярных зон мозжечка, приводящих к специфической реакции на сенсорные раздражители, которая проявляется в широком диапазоне от игнорирования до болезненной реакции либо в особой «зачарованности» определенными сенсорными впечатлениями. Общая дезадаптация в отношениях с миром (см. Сенсорная интеграция) проявляется на всех уровнях психических реакций и в особом стиле организации информации с трудностями ее активной переработки (1975), в особенностях памяти, усвоении готовых словесных штампов (1989), наличии особых способов компенсаторной саморегуляции– аутостимуляции. Аутостимуляция– стереотипные действия, занятия, увлечения, дающие ребенку впечатления, позволяющие «защищать» себя от окружающего мира, поддерживать необходимый физиологический тонус, заглушать дискомфорт. Известно, что аутостимуляция усиливается в моменты дискомфорта и при попытках вовлечь ребенка во взаимодействие. Именно фиксация таких стереотипных «увлечений» завершает оформление синдрома РДА к 2,5–3 годам.
В настоящее время детский А. рассматривается как особый тип нарушения психического развития (первазивный), возникающего на основе биологической дефицитарности мозговых структур ребенка, однако ее характер до сих пор недостаточно прояснен. Оте че ст вен ные и зарубежные исследователи пришли к консенсусу в полиэтиологии и полинозологии А., с конца 2000-х гг. термин А. практически заменен на РАС– кон ти ну ум расстройств аутистического спектра. Большая включенность наследственных факторов в возникновении А. подтверждается многочисленными исследованиями (2003). С целью дифференцированного подхода и организации психолого-педагогической помощи разработан ряд классификаций А.: по уровню интеллектуального развития; по количественным показателям интеллектуальных тестов. О. С. Никольскаясреди типических случаев детского А. выделяет детей с четырьмя основными моделями поведения, различающимися своими системными характеристиками, начиная от глубоких форм к менее выраженным. Первая группа внешне проявляется отрешенностью от происходящего и мутизмом. Вторая группа включает детей, которые имеют лишь самые простые формы активного контакта с людьми, используют стереотипные формы поведения, в том числе речевого, стремятся к скрупулезному сохранению постоянства и порядка в окружающем. Дети первой и второй групп по клинической классификации относятся к классическим формам РДА. А. детей третьей группы проявляется поглощенностью собственными стереотипными интересами и неспособностью выстраивать диалогическое взаимодействие. Эта группа детей отличается блестящими знаниями в отдельных, преимущественно вербальных, областях, при этом они имеют ограниченное и фрагментарное представление о реальном окружающем мире и трудности моторного и социального развития: неуклюжи, крайне неловки, наивны и прямолинейны, плохо понимают другого человека. В клинической классификации они могут быть определены как дети с СА. Для детей четвертой группы произвольная организация доступна, но очень сложна. Ограниченность такого ребенка проявляется в том, что он стремится строить свои отношения с миром преимущественно опосредованно, через взрослого человека. С помощью взрослого он контролирует контакты со средой и старается обрести устойчивость в нестабильной ситуации. Достижения таких детей больше проявляются в невербальной области, например в конструировании, рисовании, на музыкальных занятиях. Часто необходимо отграничение от задержки психического развития.
В специальной литературе они описаны как высокофункциональные дети с А. Асинхрония развития как ведущий дизонтогенетический механизм при РАС требует особого гибкого подхода к методологии воспитания и обучения детей. Психолого-педагогическая помощь детям с А. ориентирована прежде всего на развитие аффективной сферы и формирование адаптивного поведения в разнообразных ситуациях, позволяющих конструктивно рассматривать новизну и препятствия, возникающие на пути к цели, развивать эмоциональные отношения с близкими, осознавать и усваивать социальные правила. Диагностика А. крайне затруднена. Клиническая практика также показывает, что симптомы умственной отсталости, диспраксии, специфических расстройств развития речи, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) не только часто встречаются, но и в значительной степени перекрываются симптомами РАС и трудно дифференцируются, особенно на ранних стадиях развития.
Наиболее частой (40% случаев) сопутствующей РАС патологией является СДВГ, далее следуют умственная отсталость (31%) и судорожный синдром. В отношении коморбидности А. и судорожного синдрома данные исследователей разнятся: у детей, которым был поставлен диагноз РАС с сопутствующей умственной отсталостью, эпилепсия наблюдалась в 21,4% случаев, тогда как у детей только с А. она встречалась в 8% случаев. Похожие исследования также утверждают, что дети с А. без сопутствующей неврологической патологии страдают эпилепсией лишь в 6% случаев. Следует отметить, что эпилепсия была более распространена среди пациентов с РАС, у которых наблюдались те или иные расстройства речи (в 45% случаев). У 23% детей с РАС показатель IQ (71–84) располагается в диапазоне, пограничном с умственной отсталостью.
По данным М. Йергин-Оллсопп и соавт., когнитивные нарушения, от легких до глубоких, имеют 68% детей с РАС. В аспекте коморбидности привлекает к себе внимание и обсессивно-компульсивное расстройство, у аутичных детей оно встречается в 37% случаев. Клинические компульсии иногда трудно отличить от ограниченного, повторяющегося и стереотипного поведения при РАС. При этом оба вида нарушений часто сочетаются с СДВГ. В связи с этим К. Гиллберг создал обобщенную концепцию ESSENCE (Early Symp to ma tic Syndromes Eliciting Neuro deve lop men tal Clinical Examinations), что переводится как «ранние симптоматические синдромы, выявленные в ходе развития нервной системы». Расплывчатость и неопределенность понятия «аутистический спектр» привели к существенному разбросу данных о распространенности в зависимости от временного периода, диагностических подходов, существовавших на данном отрезке времени, в определенной стране, регионе.
Зарубежные психодиагностические методики выявления А.: опросник для диагностики А. (Autism Diagnostic Interview– ADI-R), адаптированный вариант; шкала наблюдения для диагностики А. (Autism Diagnostic Observation Schedule– ADOS) ; шкала рейтинга детского А. (Childhood Autism Rating Scale– CARS) ; поведенческий опросник для диагностики А. (Autism Behavior Checklist– ABC); контрольный список оценки показателей А. (Autism Treatment Evaluation Checklist– ATEC); опросник для диагностики социальных заболеваний и нарушений способности к общению (Diagnostic Interview for Social and Communicative Disorders– DISCO); рейтинговая шкала детского А. (The Childhood Autism Rating Scale– CARS), разработанная шведскими психиатрами В. Нордином, К. Гиллбергом, А. Ниденом (1998); опросник родителей для диагностики А. (Autism Diagnostic Parents Checklist– ADPC); шкала наблюдения «Суммарная оценка поведения» (Behavioural Summarized Evaluation– BSE); опросник по А. у маленьких детей (Checklist for Autism in Toddlers– CHAT); опросник по спектральным нарушениям развития ребенка (Pervasive Developmental Disorder– PDD). Некоторые из этих диагностических процедур (CHAT, PDD, ATEC, шкала Вайленда) постепенно становятся популярными в России, но на сегодняшний день не стандартизированы. Для обследования детей первых двух лет жизни в психолого-медико-педагогической комиссии в России применяется диагностическая карта, разработанная К. С. Лебединской и О. С. Никольской. Комплексная система сопровождения лиц с РАС в Российской Федерации находится в процессе становления, создан Федеральный ресурсный центр (https://autism-frc.ru). Приоритетным направлением исследований является организация раннего выявления и психолого-педагогического сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра. Э. В. Самарина
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.