Ассоциативный метод (Метод свободных ассоциаций)

Найдено 1 определение
Ассоциативный метод (Метод свободных ассоциаций)
сущность ассоциативного метода в психолого–педагогическом контексте можно трактовать как систему содержания, творческих заданий и действий, направленную на установление связей и отношений между различными явлениями, и развитие ассоциативного тезауруса (ассоциативного фонда впечатлений). Использование новых ассоциаций, особенно на этапе генерирования новых идей существенно повышает результативность творческой деятельности. В процессе зарождения ассоциаций устанавливаются неординарные взаимосвязи между компонентами проблемы и элементами мира, включая компоненты опыта творчества лиц, участвующих в коллективном решении творческой задачи.
Факторы, оптимизирующие действие ассоциативного метода:
– учет индивидуальности; свобода ассоциирования;
– накопление ассоциативного фонда (что связывать);
– технологии ассоциирования (как связывать);
– техника диссоциаций (расщепление стереотипных связей).
Как показала практика, различные варианты А.м. могут применяться и в качестве диагностических методик, и в качестве эффективных методов развития интеллектуальных, эстетических креативных качеств личности (способности к ассоциированию, метафорическому мышлению, визуальной креативности, в частности гипотетичность и вариативность, способность к преобразованиям).
«Сочиняем стихи» - развивающее занятие (на основе ассоциативного метода). Процедура экспериментального занятия включает несколько микроэтапов:
I этап — возникновение первичных ассоциаций на слово–стимул (ключевое слово). Инструкция: «Сегодня у нас урок поэзии. Самое главное слово — «РОССИЯ». Задание 1. Напишите имена существительные, связанные с этим словом. Задание 2. А теперь в наших будущих стихах мы все приведем в движение — напишите глаголы, которые связаны с этим словом. Задание 3. Наполним наши будущие стихи различными «красками» — напишите прилагательные, связанные со словом «РОССИЯ». Задание 4. Поэтический экспромт — сочиняем стихи «Посвящение музыке», используя те ассоциации, которые вы записали, и те слова, которые возникнут у вас в процессе творчества.
2 этап — формирующий — ассоциативный анализ художе ственных текстов, в которых ключевое слово — «РОССИЯ». Художественные тексты — стихи А. Пушкина, А. Плещеева, Ф. Тютчева, С. Есенина, А. Блока, и др. Задание 1. Записать и проанализировать слова–ассоциации в стихах выдающихся поэтов (существительные, глаголы, прилагательные). Задание 2. Проанализировать и сравнить свои ассоциации и ассоциативные связи в произведениях поэтов, сделать выводы и определить качественные характеристики художественных ассоциаций.
3 этап — контрольный. Задание. «Поэтический экспромт» — самостоятельно выбрать ключевое слово, установить ассоциативные связи (существительные, глаголы, прилагательные) и сочинить стихи.

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014