АФОРИЗМАФРАЗИЯ

АФОРИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

Найдено 1 определение:

АФОРИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

название части фольклорной педагогики, выраженной в пословицах, поговорках, загадках, благопожеланиях, проклятиях, клятвах, веллеризмах, других видах народных изречений представителей конкретных этнических общностей. Основой объединения указанных средств традиционного воспитания в единый комплекс (именуемый А.п.), является такой их доминирующий признак, как непременная афористичность, то есть: семантическая насыщенность, сжатость, лаконизм, художественная завершенность, идейно-структурное единство и сентенциозность - нацеленность на поучение, наставление. Афористические средства народного воспитания, идей которых плотно упакованы в минимальный объем (одно предложение, в особых случаях - один речевой период), пронизывают всю этнопедагогическую систему всякого народа, они приложимы практически ко всем жизненным ситуациям, нацелены на развитие и поддержание в ребенке целого спектра лучших человеческих качеств. Афористическая форма педагогических знаний народа является результатом естественного отбора средств оптимальной передачи информации. Афористически выраженное народное наставление - по сути итог спирального витка осмысления информации, включая констатацию и обобщение множества фактов и примеров, их анализ, абстрагирование и сжатие в емкую по смыслу и минимальную по объему художественную форму. В афоризмах, своего рода "моделях поведения", проявляется один из самых архаичных истоков педагогики. А.п. была не только источником педагогических идей, народной концепции воспитания (эпистемический аспект), но и народные знания, запечатленные в афористические формы, несли образовательные и воспитательные функции (аспект аксиологический). Народные афоризмы, характеризующиеся максимальной плотностью информации, экспрессивностью, и сейчас весьма жизнедеятельны и авторитетно воздействуют на личность. Основные виды этнопедагогической афористики являются характерными для множества этнических традиций, совпадает не только их внешнее оформление, но и смысл. Такое совпадение не случайно и кроется в природе данного педагогического средства: афоризмы -не случайный набор тех или иных изречений, а стройная логическая система, основанная на веками отшлифованных приемах и правилах обыденного мышления. По этой причине так похожи афористические наставления у разных народов, так легко находятся взаимные соответствия и параллели. Вместе с тем существуют звенья системы афористических средств, представленные национально оригинальными видами этнопедагогической афористики, которые являются специфическими как по форме, так и по содержанию. Афористический пласт народной педагогики при методически целенаправленном применении может стать значительным средством воспитания и самовоспитания ребенка. Эффективности воспитательного воздействия материала способствует учет видовых особенностей различных видов афористики, подключение межпредметных связей, творческие задания, факультативные занятия, на которых инонациональные материалы, предлагаемые ребенку при изучении явлений родной афористики, подводят детей к мысли, что в афористических установках каждого народа выражаются адекватные понятия, что многие наблюдаемые ими совпадения не случайны, л обусловлены историческими взаимосвязями и типологической общностью. Прорабатываемые в данном ключе материалы, краткая форма которых как нельзя лучше способствует разного рода сравнениям и сопоставлениям, ненавязчиво приобщает ребенка к инонациональной культуре, выполняя одну из важнейших функций нравственно-эстетического развития: борьбу с ксенофобией, отрицанием ценностей других народов, иных обычаев и условий жизни.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Этнопсихологический словарь

Найдено схем по теме АФОРИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА — 0

Найдено научныех статей по теме АФОРИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА — 0

Найдено книг по теме АФОРИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА — 0

Найдено презентаций по теме АФОРИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА — 0

Найдено рефератов по теме АФОРИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА — 0

Вы можете заказать написание реферата: