Национальная
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКАЯ
служба
Поделиться с друзьями:

АНАНЬЕВ

Вы можете помочь развитию отечественного образования в сети Интернет!

Пожалуйста, разместите ссылку на эту страницу в своем блоге или на сайте

или кликните на кнопку социальных сетей. Благодарим за поддержку и участие!

Определение

АНАНЬЕВ

Борис Герасимович (1907— 1972) — российский психолог, специалист в области психологии чувственного познания и речи, дифференциальной, возрастной и педагогической психологии, истории и методологии психологии. Создатель онтопсихологии — дисциплины, объединяющей возрастную и дифференциальную психологию и направленную на изучение целостного жизненного пути человека. Д-р педагогических наук (1939), профессор (1940). Д. чл. АПН РСФСР (1955), д. чл. АПН СССР (1968). Засл. деятель науки РСФСР. Один из создателей ленинградской школы психологии. Закончив Горский педагогический ин-т во Владикавказе (1928), с 1929 г. начал работать в Институте мозга им. В.М. Бехтерева (Ленинград). Одновременно преподавал в Академии коммунистич. воспитания им. Н.К. Крупской (1934-1938). С 1937 по 1942 г. зав. сектором психологии Института мозга. В годы Великой Отечественной войны был начальником психологического кабинета эвакогоспиталя в г. Тбилиси. Вернувшись в 1943 г. в Ленинград, возглавил в 1944 г. созданную им кафедру и отделение психологии ЛГУ (1944—1951). Руководил научно-исследовательским ин-том педагогики АПН РСФСР (1951-1960), оставаясь одновременно деканом фак-та психологии ЛГУ (до 1972 г.). Длительное время руководил Ленинградским отделением ОП СССР, был чл. президиума его Центрального Совета. В начале своего научного пути находился в русле рефлексологии и занимался исследованиями динамики сочетательно-рефлекторной деятельности, речевых рефлексов у слепых детей, влияния музыки на поведение человека. Впоследствии отошел от рефлексологического подхода и, проводя психолого-педагогические исследования, обосновал необходимость целостного изучения психического развития школьников в процессе обучения (Психология педагогической оценки, 1935). Изучал историю психологических воззрений в России в XVIII—XIX вв. (1939). Разработал программу исследования психологии чувственного познания, которая осуществлялась в секторе психологии Института мозга и на факультете психологии Л ГУ. А. был установлен системный характер чувственного познания, взаимосвязь анализаторов, открыт специальный механизм пространственной ориентации, установлена парность работы больших полушарий головного мозга, что позволило сформулировать гипотезу о дополнительном, по отношению к иерархическому, контуре нейропси-хического регулирования, об энергетической функции коры больших полушарий. (Психология чувственного познания, 1960; Восприятие пространства и времени , 1969). Выступил с идеей создания единой концепции человекознания как комплексной дисциплины, синтезирующей достижения широкого круга наук о человеке, которые группируются в четыре раздела: 1) человек как биологический вид; 2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида; 3) изучение человека как личности; 4) проблема человечества. А. выделял иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида. В комплексных исследованиях были получены новые факты о разнородности структуры индивидуальности, об энерго-информационных соотношениях в ней, о структурной перестройке интеллекта и личности в процессе индивидуального развития. Была подтверждена идея о гетерохронности и неравномерности психического развития, открыты некоторые закономерности организации интеллектуальных функций и других психофизиологических структур в период зрелости. Тем самым было положено начало психологической акмеологии (Человек как предмет познания, 1968). А. — автор большого количества работ по теории и истории психологической науки, педагогической, возрастной, медицинской психологии, психологии труда, искусства и многих др. отраслей науки, в том числе монографий: Очерки психологии , 1945; Очерки истории русской психологии XVIII-XIX веков, 1960, 1967; Теория ощущений, 1961; О проблемах современного человекознания, М., 1977. Я.А. Логинова, Л.А. Карпенко
У других авторов

У других авторов:

Сосновский Б.А. Психология. Глоссарий по книге, 2008 г. (время появление - современное с 2002, Исследователи - отечественные)
ананьев Борис Германович (1907—1972) — доктор психологи чесмких наук, профессор, академик АПН ...

Кроме того, определение дают: историки, философы
Предметная область

Предметная область:

ананьев борис герасимович (14.08.1907, Орджоникидзе 18.05.1972) отечественный психолог. Биография. В 1928 г. окончил Горский педагогический институт, в 1930 г. аспирантуру Ленинградского ...

проблема общения в трудах ананьева б. г. В конце 1930 х гг. в книге «Психология педагогической оценки» Б. Г. Ананьев впервые в развернутой форме показал важность учета категории О. среди др. детерминант, к рые определяют проявление и ...

ананьев борис герасимович 1907 1972) сов. психолог, пытавшийся преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания, в которой были бы обобщены исследования различных наук о человеке как ...

ананьев борис герасимович Борис Герасимович Ананьев родился 1 августа 1907 г. во Владикавказе. После окончания средней школы он поступил в Горский педагогический институт. В то время в институте работал доцент педологии Р.И. ...

ананьев борис герасимович 1907 1972) российский психолог, спец. в обл. психологии чувственного познания и речи, дифференциальной, возрастной и пед. психологии, истории и методологии психологии. Создатель онтопсихологии ...

Статьи по теме

Статьи по теме:

Б.Г. АНАНЬЕВ И В.С. МЕРЛИН: ТВОРЦЫ ВЕКА (К ПАМЯТНЫМ ДАТАМ) Авторы Колчина, Л. П. Журнал ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Выпуск № 3-2 / 2008 Коды ГРНТИ: 14 — Народное образование. Педагогика ВАК РФ: 13.00.00 УДK: 37 Указанные автором: УДК: 159.9(092)(045)

РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Б. Г. АНАНЬЕВА Авторы Меньшикова, Л. В. Журнал Человек и образование Выпуск № 3-4 / 2007 Коды ГРНТИ: 15 — Психология ВАК РФ: 19.00.00 УДK: 159.9

Б. Г. АНАНЬЕВ О ПРОБЛЕМАХ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ Авторы Мамзин, Алексей Сергеевич Журнал Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина Выпуск № 3 / том 1 / 2009 Коды ГРНТИ: 02 — Философия ВАК РФ: 09.00.00 УДK: 1 Указанные автором: ББК: 87.21; УДК: 111.12

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА В НАСЛЕДИИ Б. Г. АНАНЬЕВА Авторы Горшкова, B. В. Журнал Человек и образование Выпуск № 3-4 / 2007 Коды ГРНТИ: 15 — Психология ВАК РФ: 19.00.00 УДK: 159.9

РАЗВИТИЕ ИДЕЙ Б. Г. АНАНЬЕВА О ФОРМИРОВАНИИ ТРУДОСПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Авторы Букина, Н. Н. Журнал Человек и образование Выпуск № 3-4 / 2007 Коды ГРНТИ: 14 — Народное образование. Педагогика ВАК РФ: 13.00.00 УДK: 37

Б. Г. АНАНЬЕВ О ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ Авторы Даниленко, Ольга Ивановна Журнал Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика Выпуск № 4 / том 12 / 2012 Коды ГРНТИ: 15 — Психология ВАК РФ: 19.00.00 УДK: 159.9 Указанные автором: УДК: 159.9.01

ВОСПОМИНАНИЯ О Б.Г. АНАНЬЕВЕ Авторы Горфункель, А. М. Журнал ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Выпуск № 3-2 / 2008 Коды ГРНТИ: 14 — Народное образование. Педагогика ВАК РФ: 13.00.00 УДK: 37 Указанные автором: УДК: 159.9(092)(045)

показать еще →

ПРОБЛЕМА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧЕЛОВЕКА В НАУЧНОЙ ШКОЛЕ Б.Г. АНАНЬЕВА // Шеховцова Л.Ф. »

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В НАУЧНОЙ ШКОЛЕ Б. Г. АНАНЬЕВА // Балин В.Д. »

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ Б.Г. АНАНЬЕВА И ИХ РАЗВИТИЕ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ПСИХОЛОГИИ СПБГУ // Якунин В.А. »

АНТРОПОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ Б. Г. АНАНЬЕВА // Логинова Н.А. »

БОРИС ГЕРАСИМОВИЧ АНАНЬЕВ - ОСНОВОПОЛОЖНИК АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Кузьмина »

Б.Г. АНАНЬЕВ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ // Мазилов В.А. »

Б.Г. АНАНЬЕВ - ОСНОВАТЕЛЬ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ // Логинова Н.А. »

РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Б. Г. АНАНЬЕВА // Меньшикова Л.В. »

ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ Б. Г. АНАНЬЕВА О ЦЕЛОСТНОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ // Подобед В.И., Марон А.Е. »

АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРО- ФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛИЧНО- СТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СПЕ- ЦИАЛИСТА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СО- ВРЕМЕННОЙ АКМЕОЛОГИИ В СВЕТЕ ТЕОРИЙ В.М. БЕХТЕРЕВА И Б.Г. АНАНЬЕВА // Москаленко О.В. »

Б.Г. АНАНЬЕВ И ЕГО ТЕОРИЯ ВЧЕРА, СЕГО- ДНЯ И ЗАВТРА // Бодалев А.А. »

ПРИКЛАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ Б.Г. АНАНЬЕВА // Меньшикова Л.В. »

РЕФЛЕКСИЯ ИДЕЙ Б.Г. АНАНЬЕВА И ИХ РАЗВИТИЕ В МОЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СОЗНАНИИ // Панферов B.Н. »

Б.Г. АНАНЬЕВ - ВЫДАЮЩИЙСЯ УЧЕНЫЙ И ЯРКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ // Логинова Н.А. »

ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА Б.Г. АНАНЬЕВА: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ И ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АСПЕКТЫ // Холодная М.А. »

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА В НАСЛЕДИИ Б. Г. АНАНЬЕВА // Горшкова B.В. »

Б.Г. АНАНЬЕВ - СУДЬБОНОСНЫЙ ДЛЯ МЕНЯ ЧЕЛОВЕК // Бодалев А.А. »

ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА: ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ Б.Г. АНАНЬЕВА // Логинова Н.А. »

ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНАЯ ЮБИЛЕЙНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ “МЕТОДОЛОГИЯ КОМПЛЕКСНОГО ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ” (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Б.Г. АНАНЬЕВА) // Артемьева Т.И. »

БОРИС ГЕРАСИМОВИЧ АНАНЬЕВ:ПОСЛАНИЕ В БУДУЩЕЕ // Зинченко Ю.П. »

РАЗВИТИЕ ИДЕЙ Б. Г. АНАНЬЕВА О ФОРМИРОВАНИИ ТРУДОСПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА // Букина Н.Н. »

показать еще →
У нас также ищут

У нас также ищут:

  1. тренинг повышения чувства уверенности в себе
    Один из психотерапевтических методов, примыкающих к поведенческой психотерапии. Фенстергейм (Fenster...
  2. депрессивный эпизод, основной
    В психиатрии - депрессия (2) со всеми классическими симптомами ангедонии, нарушений сна, апатичности...
  3. облегчающая интеракция
    Эффект, возникающий вследствие суммации воздействия двух последовательно представляемых идентичных с...
  4. паркинсонизм
    по имени J. Parkinson) – клинический синдром, характеризующийся сочетанием акинезии (олигобрадикинез...
  5. парадоксальное тепло
    физиологическая температурная иллюзия в виде ощущения тепла при кожном контакте с объектом, охлажден...
Опубликоваться!
КРОМЕ ТОГО, У ВАС ЕСТЬ ОТЛИЧНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ:

  1. Бесплатно опубликовать научную статью в журнале "Познавательный"
  2. Бесплатно издать монографию в Lap-publishing
  3. Загрузить свою схему к термину
Рейтинг: 0 Голосов: Ваша оценка:
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Зарегистрироваться

Логин:

Будет использоваться при авторизации.
Только латинские буквы и цифры.
*

Имя:

*

Фамилия:

*

Пароль

*

Повторите пароль:

*

E-mail:

По-умолчанию не публикуется *

Защита от спама:

Введите число, изображенное на картинке
Введите код:
69
33K
Pedagogics
115
33K
Sociology
71
23K
Political science
92
62K
Jurisprudence
179
310K
History
134
60K
Philosophy
230
161K
Economics
161
91K
Psychology
19
Познавательный
20К
Presentation
51К
Schemes
11К
Facts & mistakes


* - Инновации в отечественном образовании! 8 тематических энциклопедий: от философии до политологии! Более 640 тысяч терминов, 40 тысяч схем и таблиц, 12 тысяч презентаций, объединенных в одно информационное пространство! Одна из самых больших и качественных информационных баз русского Интернета! Удобная площадка для публикации научных статей наших читателей! Бесплатная программа подключения школ и гуманитарных ВУЗов к национальной справочной системе!