ЗВУК РЕЧИ

Найдено 1 определение
ЗВУК РЕЧИ
наименьший элемент речи, который, как правило, в изолированном виде не существует, за исключением нескольких союзов и междометий. В словах, являющихся наименьшими смысловыми единицами речи, звуки связаны между собой в слоги, которые самостоятельно также не существуют, а границы их трудно определить, как и границы между 3. р. Установлено, что в словах между 3. р. имеется определенная связь, т. е. вероятность появления каждого 3. р. зависит как от предыдущего, так и последующего звука. Более того, имеет место корреляция и между более удаленными 3. р. Точного определения понятия 3. р. нет. Его, скорее всего, можно сравнить с рукописной буквой. Так, в зависимости от произношения (почерка) 3. р. может иметь много оттенков, причем иногда из-за индивидуальности произношения, но на слух может не отличаться от другого 3. р. Кроме того, в зависимости от места в слове, т. е. в зависимости от соседних звуков, места ударения и т. д. каждый 3. р. может иметь различные оттенки. В результате этого насчитывают несколько тысяч 3. р., отличающихся по субъективному восприятию друг от друга. Несмотря на это разнообразие, все же удается классифицировать все 3. р. и определить основные звуки и их варианты.. Типизированные 3. р. в технике передачи речи называются фонемами. В русском языке фонем насчитывается около 40. Фонем несколько больше, чем букв, т. к. многие из согласных букв соответствуют двум звукам — твердому и мягкому, в то же время почти половина гласных букв представляет из себя двойной звук: й (йот) плюс гласный.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено схем по теме — 15

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
332.87 кб

Распознавание длящихся звуков речи

Костромицкий С. П.
Читать PDF
1.09 мб

Особенности звукопроизношения при общем недоразвитии речи

Иванова Наталья Викторовна, Савина Яна Андреевна
Статья посвящена проблеме звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи. В ней приведены определения понятия и характерные признаки общего недоразвития речи.
Читать PDF
328.20 кб

Организация работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников

Архипова Елена Геннадьевна
Актуальность определяется тем, что в статье систематизированы различные взгляды по проблеме формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.
Читать PDF
170.24 кб

К вопросу о методах формирования звуковой культуры речи младших школьников

Пазова Любовь Михайловна, Щербашина Инна Владимировна
В статье рассматриваются вопросы формирования и развития звуковой культуры речи младших школьников, обосновывается использование некоторых методов работы, необходимых для удовлетворения познавательных потребностей учащихся в облас
Читать PDF
197.45 кб

Особенности звуковой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Ветрова Я.И.
В статье рассматривается характеристика дизартрии как нарушения произносительной стороны речи, а также на основе анализа ряда источников психолого-педагогической и методической литературы и проведённой опытно-экспериментальной раб
Читать PDF
1.19 мб

Мнемотехника как способ коррекции звукопроизношения и лексико-грамматической стороны речи

Болгова Анастасия Борисовна
В статье рассматривается одна из набирающих популярность логопедических технологий – мнемотехника: описываются основные виды мнемотехники, а также приведены конкретные авторские примеры стихотворений, которые можно использовать на
Читать PDF
89.08 кб

Восстановление звукообразования и речи у онкологических больных с дефектами верхней челюсти

Кулаков А. А., Чучков В. М., Матякин Е. Г., Романов И. С., Ахундов А. А., Мудунов А. М., Федотенко С. П., Федотов Н. Н., Подвязников С. О., Кропотов М. А., Жарков О. А., Чижова А. В., Чучков М. В.
Оценка качества речи была проведена у 188 больных с приобретенными дефектами верхней челюсти.
Читать PDF
150.63 кб

Звуковая культура речи как языковая основа овладения речевыми умениями в дошкольном детстве

Кусова Маргарита Львовна
Читать PDF
401.56 кб

Особенности звукослоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Голдобина Т. С., Китаева Н. Н., Игнатьева Д. П., Лебедева Д.В., Трошкова С. Н., Чилина В. Ю.
Читать PDF
156.62 кб

Особенности восприятия и произношения звуков русской речи, отсутствующих в родном языке учащихся нач

Салихова Лариса Эслафиновна
Основные нарушения произносительных норм русского языка учащимися начальных классов лезгинской школы связаны с нарушениями произношения твердых и мягких согласных, так как данный ДП (дифференциальный признак) образует основу фонол
Читать PDF
494.67 кб

Основные проявления недостаточности звукопроизносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией

Макарова Наталья Викторовна
В статье описаны наиболее характерные особенности речевой и неречевой симптоматики у детей со стёртой дизартрией.
Читать PDF
997.88 кб

Информационная система сопровождения деятельности по воспитанию звуковой культуры речи на основе мат

Микляев И.А., Ларченко Д.А., Илюхина Е.И.
Приведены материалы, касающиеся информационных систем, основанных на объектном и объектно-реляционном подходе, и примеры использования матричной универсальной объектно-реляционной базы данных в изменяемой предметной области на тра
Читать PDF
234.23 кб

ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО

А. А. Квашнина, Л. С. Яговкина
Статья посвящена анализу особенностей звукослоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Читать PDF
311.94 кб

Экспериментальный анализ эмоций в вокальной речи и применение его результатов в искусстве звукорежис

Романенко Вероника Олеговна
Представлено экспериментальное исследование эмоциональной выразительности пения разных исполнителей.

Похожие термины:

  • Редуцирование звуков речи

    Ср. произносят Афнась Федрыч вместо Афанасий Федорович, посушьте вместо послушайте и т. п. Отрицательное явление.