Зона актуального развития
ЗОНА АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
диапазон развития, в котором ребенок может выполнять жизненные и теоретические задачи самостоятельно. В отечественную психологию понятие введено Л.С. Выготским.
Зона актуального развития
качественная характеристика развития высших психических функций, которые реализуются ребенком в самостоятельной деятельности. Понятие о 3. а. р. наряду с зоной ближайшего развития было разработано Л. С. Выготским для характеристики стадии развития мышления и освоения умственных навыков ребенком дошкольного и младшего школьного возраста. 3. а. р. включает полностью созревшие операции и действия. Примером проявления функций в 3. а. р. служит формирование сенсорных эталонов. В программе дошкольного образования постулируется, что сенсорные эталоны цвета и формы зрительных объектов должны быть сформированы в конце третьего года жизни. Действительно, если уделять внимание этому дома, то усилия педагогического коллектива окажутся успешными и дошкольник к четвертому году способен самостоятельно выполнить задание по классификации предметов согласно их цвету или форме. Затруднения у него возникают при необходимости обозначить цвета предметов, что вызвано большой вариативностью становления речи экспрессивной; у многих детей в 3 года недостаточно развит лексикон, в нем не представлены в нужной мере прилагательные. По составу функций, находящихся в 3. а. р., судят о возрастной норме нервно-психического и интеллектуального развития. Если более 30% операций и действий не достигают возрастных критериев развития, то предполагают отставание в нем.