одна из древнейших нравственных заповедей, содержащихся в пословицах и поговорках многих народов: «(Не) Поступай по отношению к др. так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово – взаимность. Не делай др. того, чего не желал бы себе». З. п. н. есть формула отношения человека к себе через его отношение к др. З. п. н. является одной из ранних реакций человечества на заметное повышение деструктивности социальных конфликтов по мере развития цивилизации, реакции на ужасы войны и убийств. Реализация З. п. н. на практике позволила бы избежать подавляющего большинства социальных конфликтов, по крайней мере, всех, которые приводят к гибели и физическим страданиям людей. То, что З. п. н. известно не одну тысячу лет и не оказывает никакого заметного влияния на практику социальных отношений все это время, позволяет сделать два вывода. Во-первых, не стоит рассчитывать на то, что прогресс в развитии конфликтологии как науки вызовет соответствующее улучшение реальных социальных отношений. Во-вторых, исследуя конфликты, необходимо вскрывать их глубинные причины, ибо без устранения последних профилактика конфликтов затруднительна, если вообще возможна. Важно определить не столько то, что нужно делать для регулирования конфликтов, сколько то, как это делать. Технологии – ключевая проблема конфликтологии.
ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ
ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
Золотое правило нравственности
одно из древних нормативных требований, выражающее общечеловеческое содержание нравственности. Его наиболее распространенная формулировка: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». 3. п. встречается уже в ранних письменных памятниках многих культур (в учении Конфуция, в древнеиндийской «Махабхарате», в Библии, в «Одиссее» Гомера и др.) и прочно входит в общественное сознание последующих эпох. В русском языке оно предстает в виде пословицы: «чего в другом не любишь, того и сам не делай». Обозначение «3. п.» закрепилось за ним, начиная с конца XVIII в. В древней этике 3. п. упоминается, главным образом, как требование житейской мудрости, практического благоразумия. В средневеково-христианской этике (например, у Августина) оно становится ключевым принципом теоцентристской морали. В этике нового времени 3. п. рассматривается в качестве основного и самоочевидного требования нравственности (Гоббс, Локк, И. Г. Гердер и др.). Возникновение 3. п. свидетельствовало о прорыве кровнородственной узости нравственного сознания, а также о переходе от безличной ответственности рода к ответственности индивида. Положительное нравственное значение 3. п. определяется тем, что оно утверждает право и обязанность личности брать на себя ответственность и действовать в соответствии со своими представлениями о наилучшем; практически ориентирует индивида на выработку важного элемента в механизме нравственного поведения — способности ставить себя на место др. и эмоционально переживать его состояние. Общечеловеческий смысл 3. п. сопряжен с идеей равенства. «Наиболее высоким в нравственном отношении состоянием является, без сомнения, то, при котором люди относятся друг к другу как свободные и равные, при котором правило: «Не делай другому того, чего не желаешь себе»,— господствовало бы во взаимоотношениях» (А. Бебель).
Источник: Арсанусова Л.Ю. Словарь по биомедицинской этике. 2011