перекодировка сенсорной информации образного происхождения в формы, принятые в какомлибо конкретном обществе и поэтому имеющие культурно-исторические корни. Со 3. ф. ребенок знакомится в раннем дошкольном возрасте в процессе общения и деятельности с близкими взрослыми. Через общение он осваивает слово как универсальный человеческий способ установления знаково-символических отношений предмета и его обозначения. В процессе совместной игры и практической деятельности дошкольником осваиваются примитивные орудия труда и предметы быта (ложка, чашка, лопатка, совок, метелка и т. д.) и игрушки как их специализированные копии. Адаптация к предметно-материальной среде и развитие речи служат усвоению знаковых операций мышления и формированию целенаправленной и осознанной деятельности.
Развитие 3. ф. усиливается и закрепляется в самостоятельной игре младшего дошкольника, в процессе игры с заместителями. Последняя характеризуется тем, что ребенок самостоятельно обучается приписывать какому-либо нейтральному предмету неприсущие ему свойства и функции. Например, в игровой ситуации палочка становится пулеметом, конем, шваброй, шлагбаумом и т. д. — в зависимости от сюжета и задач игры. В сюжетно-ролевых играх старших детей кто-то может «понарошку» стать злодеем или умереть, если того требует игровой план.
Стоит отметить, что в детстве рефлексивное мышление развито недостаточно, поэтому ребенок не всегда полностью отдает себе отчет в том, где реальность, а где вымысел. Образ воображения или содержание своих мыслей он экстраполирует на явления объективного мира. В связи с этим младшие дошкольники и иногда старшие дети стремятся распространить игровые отношения на реальную жизнь и пытаются использовать предметы-заместители в своей практической деятельности.
В психофизиологии 3. ф. изучают и описывают при рассмотрении функционирования сенсорных систем. Процесс кодирования и перекодирования сенсорной информации как основа отражения мозгом внешнего мира завершается формированием образа предмета или явления, который служит основой дальнейших этапов интеллектуальной деятельности. 3. ф. и их формирование человеком не осознается, если нет нарушений в деятельности сенсорных систем. Иногда в особых функциональных состояниях при отражении объективного мира такие нарушения фиксируются, что сопровождается девиантной (отклоняющейся) реализацией 3. ф. Примером подобных отклонений служат различные зрительные иллюзии и галлюцинации.