Значимый другой в телевизионной коммуникации

Найдено 1 определение
«Значимый другой» в телевизионной коммуникации
Эффективность любого взаимодействия людей друг с другом связана с тем, насколько участники этого взаимодействия значимы др. для др. Понятие «Значимый другой» (З. д.) раскрывается через констатацию факта влияния одного человека на другого, в результате к-рого меняется внутр. мир последнего - ценности, установки, цели, потребности, интересы, убеждения, сценарии действий и поступков, отношения, идеалы. А. В. Петровским была предложена 3-факторная модель З. д., согласно к-рой меру личностной значимости и влияния человека в группе можно оценить по 3 факторам: 1) авторитету - признанию окружающими за значимым другим права принимать ответственные решения; 2) эмоциональному статусу значимого другого, его способности привлекать или отталкивать окружающих; 3) властным полномочиям или властному статусу. Круг значимых других одного взрослого человека включает порядка 20 лиц, среди к-рых могут быть и истор. и литературные персонажи. В их число попадают также медиаперсонажи - герои телевизионных передач, телевизионных ток-шоу, рекламы, кинофильмов, телесериалов, интернет-коммуникаций, радиопередач и т. д. Телевизионные персонажи имеют преимущество перед всеми др. медиаперсонажами в силу доступности и распространенности телевидения. Телевидение создает для человека новую среду О. - символическую или квазиреальную, к-рая использует тот же язык символов, образов, что и обыденное сознание человека. Для создателей телевизионного сообщения важно, чтобы представляющий это сообщение ведущий, герой телепередачи, герой телесериала – обладал качествами З. д.; для представителей телеаудитории важно, чтобы они сами являлись З. д. для создателей телепередач. Доминирующими характеристиками образа телекоммуникатора как З. д. являются личное обаяние, выразительность внеш. облика и демонстративность поведения. Для тележурналистов же (как показывают исследования) образ зрителя оказывается в нек-ром роде анти-З. д. Такого рода асимметричность телевизионного взаимодействия лежит в основе феномена разорванной коммуникации. Лит.: Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2002; Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. Ростов-н/Д, 1996. Е. Е. Петракова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011