Значение биологических и социальных факторов в формировании и развитии психических расстройств

Предыдущий термин:
Значение альфа

Следующий термин:
ЗНАЧЕНИЕ зоопсихологии

Содержание:

Найдено 1 определение:

Значение биологических и социальных факторов в формировании и развитии психических расстройств

В возникновении психических заболеваний играют роль как социальные, так и биологические факторы, которые тесно взаимосвязаны и оказывают постоянно меняющееся влияние на динамику психических заболеваний. Для примера: при психогенных заболеваниях стартовым механизмом в возникновении расстройств являются социальные факторы: всевозможные конфликты, потеря близких, судебное преследование. Однако при длительном существовании психогенного заболевания происходят изменения в обмене веществ, появляется инертность психических процессов, которые следует рассматривать как биологические изменения в организме, оказывающие влияние на человека и приводящие к затяжному течению психогенного заболевания.

Несмотря на то, что биологические и социальные факторы тесно переплетаются и оказывают влияние на возникновение и динамику психических нарушений, условно можно выделить две группы психических заболеваний: в одной решающую роль в их возникновении играют биологические факторы, в другой – социальные.

Наиболее сложные взаимоотношения биологического и социального статусов можно наблюдать при эндогенных заболеваниях: шизофрении, маниакальнодепрессивном психозе. Само название «эндогенное заболевание» уже подразумевает ведущую роль биологических факторов в возникновении и динамике клинических проявлений болезни. Однако хорошо известно, что социальные факторы, конфликты, бытовая и семейная неустроенность, потеря близкого человека и др. часто не только провоцируют начало болезни, но и приводят к обострениям состояния, нарушениям адаптации и усложнению симптоматики.

Тесные взаимоотношения между социальными и биологическими факторами отчетливо прослеживаются при формировании алкоголизма. На разных этапах формирования алкогольной болезни можно выделить решающую роль то одних, то других факторов – на начальных этапах решающая роль принадлежит социальным: установкам среды на употребление спиртных напитков, традициям, отношению личности к приему спиртного. Социальные факторы играют решающую роль до тех пор, пока не произойдут такие нарушения обменных процессов, которые в дальнейшем будут определять течение заболевания. Однако роль социальных факторов в оформлении некоторых расстройств продолжает сохраняться. Так, например, при II стадии, несмотря на выраженность абстинентных расстройств, наблюдается псевдодипсомания, т. е. имеет место способность прекратить пьянство при угрозе увольнения, распада семьи, под воздействием социальных факторов.

Хорошо известно, что успех лечения алкоголизма зависит от установки больного. Если у больного нет установки на трезвость, то никакими биологическими методами не удается добиться успеха.

Неправильное воспитание, особенно при акцентуациях характера, обычно приводит к возникновению патохарактерологических реакций и формированию психопатий. Выделяют несколько наиболее типичных вариантов неправильного воспитания:

1) потворствующая гиперпротекция (кумир семьи); при этом воспитании наблюдается чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей и обязанностей. Это еще сопровождается преувеличенным восхищением мнимыми талантами, постоянными похвалами и восторгами по поводу любого поступка ребенка;

2) доминирующая гиперпротекция (гиперопека) характеризуется мелочной опекой, постоянным контролем, всевозможными запретами, лишением самостоятельности, навязыванием своих решений и рекомендаций в деятельности ребенка;

3) эмоциональное отвержение (положение Золушки); при этом виде воспитания ребенок постоянно чувствует, что он мешает в семье, что он лишний. Это особенно четко проявляется на фоне внимательного и заботливого отношения к другому ребенку. Иногда эмоциональное отвержение маскируется утрированной, но формальной заботой;

4) гипопротекция (безнадзорность) проявляется недостаточной опекой, отсутствием истинного интереса и внимания к делам и увлечениям ребенка. Иногда дети бывают полностью заброшенными и предоставленными самим себе.

Оцените определение:

Источник: А. А. Дроздов, М. В. Дроздова. Справочник психотерапевта, 2005 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Влияние социальных факторов на формирование психических отклонений личности: к истории вопроса о ста

Курносова М.Г.
Статья посвящена влиянию социальных факторов на формирование психических отклонений в работах отечественных психологов и психиатров на рубеже XIX XX веков.
Читать PDF

Формирование критериев дифференциации психических расстройств, содержащих религиозно-мистические пер

Зражевская Инна Александровна
Психиатры, психотерапевты и психологи предпочитают исключить тему потребности в религии и духовности из терапевтической практики, в связи с чем достаточно часто оказываются некомпетентны в вопросах ди
Читать PDF

Влияние социальных факторов на психическое здоровье (на примере лиц с психическими расстройствами)

Жданова Татьяна Николаевна
Ритм жизни в современном обществе повышает общую нагрузку на человека. На фоне влияния негативных факторов становится заметным снижение общего уровня здоровья, в том числе и психического.
Читать PDF

Диалектика биологического и социального в процессе формирования мобильной личности

Амирова Л.А.
Динамика социальных процессов в современной России, являясь одновременно и причиной, и следствием процесса экономических и политических преобразований, вновь выводит на передний край психолого-педагог
Читать PDF

Оценка медико-биологических и социально-гигиенических факторов, влияющих на формирование образа жизн

Карабинская Ольга Арнольдовна, Изатулин Владимир Григорьевич, Макаров Олег Александрович, Колесникова Оксана Владимировна, Калягин Алексей Николаевич, Атаманюк Александр Болеславович
Исследован комплекс медико-биологических, социально-гигиенических факторов влияющих на формирование образа жизни студенческой молодёжи.
Читать PDF

Оценка медико-биологических и социально-гигиенических факторов, влияющих на формирование образа жизн

Карабинская Ольга Арнольдовна, Изатулин Владимир Григорьевич, Макаров Олег Александрович, Колесникова Оксана Владимировна, Калягин Алексей Николаевич, Атаманюк Александр Болеславович
Исследован комплекс медико-биологических, социально-гигиенических факторов влияющих на формирование образа жизни студенческой молодёжи.
Читать PDF

Моделирование процесса формирования социально-психологической компетентности специалистов социальной

Минкина О.В., Шаповалов В.К.
Читать PDF

Взаимосвязь формирования смысложизненных ориентаций студентов и школьников с социально-психологическ

Некрасова Екатерина Владимировна
В статье рассмотрены психологический климат, сплоченность, и стадия развития группы как основные социально-психологические особенности группы.
Читать PDF

Детская психическая травма как отзвук социальных потрясений

Николаева Елена Ивановна, Сафонова Алла Михайловна
Цель исследования (его базовая часть проводилась в 1990 году) описать влияние событий 1930-х годов на детей, чьи родители были репрессированы.
Читать PDF

Социально-психологические аспекты формирования материнской функции у беременных женщин. .

Шелехов И.Л.
Подчеркивается важность изучения материнства, как социально-ролевой функции женщины. Рассматриваются взаимосвязь личностно обусловленных систем ценностей и репродуктивных установок.
Читать PDF

Формирование общности современных предпринимателей: выделение социально-психологических типов и связ

Швеньк Е. В.
В статье представлены результаты целостного изучения социальной зрелости личности предпринимателя.
Читать PDF

Проблема формирования социальной политики организации

Сатонина Неля Николаевна
Рассмотрены некоторые аспекты проблемы социальной политики организации. Проведен теоретический и эмпирический анализ этой проблемы

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: