раздраженно-враждебное состояние.
Злость
Злость
ЗЛОСТЬ
чувство, охватывающее человека, творящего зло. См. зло.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Злость
реакция на препятствия к удовлетворению своих потребностей. Усилия для устранения препятствия при этом оказываются остановленным по разным причинам. Затруднен выбор оптимального способа достижения цели с помощью устранения или обхода препятствия. При этом источник активности находится внутри самого человека, в отличие от раздражения.
Источник: Словарь чувств и эмоций. 2015
Злость (злоба)
раздражение или негодование, часто с желанием сделать что-нибудь неприятное объекту этого чувства.
Я живо воскресил его [оскорбление] в памяти, дабы возбудить в себе злобу, и постарался притушить в глазах огонь любви (А. Прево, Манон Леско).
Человек не родится злым, он становится им, когда делается больным (Вольтер). Злоба что лед – до тепла живет (пословица).
Злость изображалась как старая и безобразная женщина, покрытая паутиной, опирающаяся на белого медведя и держащая нож или кинжал (Ф. Ноэль, Мифологический словарь).
Я живо воскресил его [оскорбление] в памяти, дабы возбудить в себе злобу, и постарался притушить в глазах огонь любви (А. Прево, Манон Леско).
Человек не родится злым, он становится им, когда делается больным (Вольтер). Злоба что лед – до тепла живет (пословица).
Злость изображалась как старая и безобразная женщина, покрытая паутиной, опирающаяся на белого медведя и держащая нож или кинжал (Ф. Ноэль, Мифологический словарь).
Злость
отрицательное эмоциональное переживание. Оно может периодически проявляться у человека как фрустрационная эмоция, которая связана с раздраженно-враждебной, недоброжелательной оценкой какого-либо объекта или события (реального, воображаемого или прогнозируемого), либо быть устойчивым чувством гневного раздражения по отношению к данному объекту (событию), что часто сопровождается озлобленностью, ненавистью. (Например, в случае с крайним, патологическим проявлением 3. о человеке иногда говорят: «Он зол на весь мир» или «Он ненавидит весь мир».)
Некоторые специалисты используют термин 3. для обозначения слабого проявления гнева, понимаемого как аффективное состояние (см. Гнев). Чтобы развести их, следует учитывать степень того, насколько проявленная форма враждебно-раздраженного эмоционального реагирования управляема. 3. в большей мере поддается произвольной регуляции, нежели гнев, поскольку в нем чаще преобладает непроизвольный компонент, «эмоциональный взрыв». В определенном смысле в 3. больше рациональности, чем в гневе. Аристотель считал, что каждый может разозлиться — это легко; но разозлиться на того, кого нужно, и настолько, насколько нужно, и тогда, когда нужно, и по той причине, по которой нужно, и так, как нужно, — это дано не каждому. В этих словах фактически отражены бытовые критерии, отличающие 3. от гнева. Она в отличие от последнего предстает более социализированной реакцией, поскольку гнев онтогенетически может проявиться у ребенка уже в первые дни жизни как рефлекторный приступ (например, при стеснении движений в результате плотного пеленания).
3. может помочь человеку достичь высоких результатов в учебе, спорте, работе, в то время как крайние проявления гнева, доходящего до ярости, уничтожают любые рациональные элементы всякой жизненной ситуации. Например, проявлению так называемой спортивной 3., связанной с предельной мобилизацией всего потенциала человека (в момент рывка, старта, финиша), часто предшествуют сосредоточенность, холодный трезвый расчет («как правильно сделать это движение, распределить силы, все рассчитать...»).
Результатом возникающего переживания 3., особенно в том случае, когда человек вынужден часто подавлять обиду или испытывать разочарования, нередко выступает озлобленность — проявление хронической неприязни, доходящей до ожесточенности. Иногда такая озлобленность может закрепиться на уровне черт личности, если к человеку с детства относились с крайней жестокостью, равнодушием, черствостью и т. п.
Профилактика проявлений 3. и озлобленности происходит естественным образом со стороны родителей, педагогов, товарищей и возможна на ранних стадиях индивидуального развития, если ребенку уделяют внимание и окружают его заботой, не оставляют в состоянии несправедливо обиженного или непонятого окружающими.
Литература
Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб., 2001.
Некоторые специалисты используют термин 3. для обозначения слабого проявления гнева, понимаемого как аффективное состояние (см. Гнев). Чтобы развести их, следует учитывать степень того, насколько проявленная форма враждебно-раздраженного эмоционального реагирования управляема. 3. в большей мере поддается произвольной регуляции, нежели гнев, поскольку в нем чаще преобладает непроизвольный компонент, «эмоциональный взрыв». В определенном смысле в 3. больше рациональности, чем в гневе. Аристотель считал, что каждый может разозлиться — это легко; но разозлиться на того, кого нужно, и настолько, насколько нужно, и тогда, когда нужно, и по той причине, по которой нужно, и так, как нужно, — это дано не каждому. В этих словах фактически отражены бытовые критерии, отличающие 3. от гнева. Она в отличие от последнего предстает более социализированной реакцией, поскольку гнев онтогенетически может проявиться у ребенка уже в первые дни жизни как рефлекторный приступ (например, при стеснении движений в результате плотного пеленания).
3. может помочь человеку достичь высоких результатов в учебе, спорте, работе, в то время как крайние проявления гнева, доходящего до ярости, уничтожают любые рациональные элементы всякой жизненной ситуации. Например, проявлению так называемой спортивной 3., связанной с предельной мобилизацией всего потенциала человека (в момент рывка, старта, финиша), часто предшествуют сосредоточенность, холодный трезвый расчет («как правильно сделать это движение, распределить силы, все рассчитать...»).
Результатом возникающего переживания 3., особенно в том случае, когда человек вынужден часто подавлять обиду или испытывать разочарования, нередко выступает озлобленность — проявление хронической неприязни, доходящей до ожесточенности. Иногда такая озлобленность может закрепиться на уровне черт личности, если к человеку с детства относились с крайней жестокостью, равнодушием, черствостью и т. п.
Профилактика проявлений 3. и озлобленности происходит естественным образом со стороны родителей, педагогов, товарищей и возможна на ранних стадиях индивидуального развития, если ребенку уделяют внимание и окружают его заботой, не оставляют в состоянии несправедливо обиженного или непонятого окружающими.
Литература
Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб., 2001.