ЗИНЧЕНКО ПЕТР ИВАНОВИЧ
Соч.:Непроизвольное запоминание. М.—Воронеж, 1996.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
Биография. Получил педагогическое образование, работал учителем и инспектором отдела народного образования. С 1932 г. работал в отделе генетической психологии Украинской психоневрологической академии, затем - в отделе педагогической психологии Украинского научно-исследовательского института педагогики и на кафедре Харьковского педагогического института им. Г.С.Сковороды. Доктор педагогических наук (1959). С 1960 г. - профессор Харьковского университета.
Исследования. В 30-е гг. в рамках исследований, проводимых в Харьковской психологической школе, занимался проблемами памяти, разработал методы исследования произвольного и непроизвольного запоминания. Пришел к заключению, что непроизвольное запоминание имеет прямую зависимость от характера и структуры деятельности человека. Так, лучше запоминается то, что имеет отношение к цели деятельности, а не просто находящееся в поле зрения, но не включенное в деятельность. Исследовал динамику забывания и воспроизведения школьных знаний.
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
(1903-1969) — украинский психолог, специалист в области общей и педагогической психологии, известный исследователь мнемических процессов, один из создателей Харьковской психологической школы. Д-р психологических наук (1959), профессор (1960). За разработку проблемы непроизвольного запоминания удостоен премии им. К. Д. Ушинского(1961 г.). Участник ВОВ. После окончания педагогических курсов (1921) работал учителем начальных классов в сельской школе, затем инспектором народного образования. С 1926 по 1930 г. учился в Харьковском ин-те народного просвещения, затем в аспирантуре Украинского НИИ педагогики(1930-1933). С 1934по 1951 г.— доцент кафедры психологии Харьковского педагогического ин-та иностранных языков. Одновременно вел научно-исследовательскую работу в УНИИ педагогики и под руководством А. Н. Леонтьева во Всеукраинской психоневрологической академии (1932—1936). В 1936 г. защитил канд. дис. на тему: О забывании и воспроизведении школьных знаний (опубликована как монография в 1939 г.), в которой обосновал гипотезу о смысловом характере непроизвольной памяти, ее зависимости от содержания и характера деятельности человека, разработал оригинальную, принципиально новую методику исследования процессов запоминания. В 1959 г. защитил докт. дис. на тему Непроизвольное запоминание (опубликована как монография в 1961 г), в которой раскрыл основные закономерности непроизвольной памяти, вывел зависимость процессов памяти от структуры и условий организации деятельности, от ее целей, мотивов, способов логической организации учебного материала. Этот капитальный труд обогатил психологию новыми фактами и закономерностями, имеющими важное значение для понимания природы процессов памяти и для практики обучения. Идеи, изложенные 3. в этой книге, изменили постановку проблемы памяти в психологии, стали общепризнанными и вошли во все новые учебники психологии. С 1960 г. 3. — профессор Харьковского ун-та, где в 1961 г. организовал кафедру психологии и лабораторию психологии обучения. Стимулировал появление ряда новых направлений в исследовании мнемических процессов: информационного и структурно-функционального. Под его руководством проводились исследования проблем общей и инженерной психологии: оперативной памяти, структуры мнемического действия, процессов памяти и кодирования информации, объема памяти в связи с количеством и ценностью информации. В обшей сложности было опубликовано более 100 экспериментальных и теоретических работ. В 1965 г. под его редакцией был издан сборник трудов кафедры Проблемы инженерной психологии, а в 1969 г. — коллективная монография Проблемы психологии памяти. Еще одно важное исследовательское направление касалось проблемы повышения эффективности обучения и продуктивности памяти в обучении. Лаборатория психологии обучения, где велись эти исследования под руководством 3, стала признанным центром пропаганды новых психологических знаний среди учителей. В 1968 г. по результатам исследований была издана коллективная монография Проблемы памяти и обучения, а в 1969 г. — учебник Психология для педвузов (под ред. Г. С. Ко-стюка). Л.А. Карпенко, В.А. Кольцова
Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005