Ирина Александровна (р. 1931) — российский психолог, специалист в области психолингвистики, проблем психологии речи, проблем гуманизации образования. Д-р психологических наук (1974), профессор (1976), чл.-кор. РАО (1993), д. чл. РАО (1995). Чл. редкол. журнала Вопросы психологии. Засл. деятель науки РСФСР (1989). Награждена медалью К.Д. Ушинского (1991). Окончила в 1954 г. фак-т английского языка 1-го Московского государственного педагогического института иностранных языков (1 МГПИИЯ). Профессиональную деятельность начала как преподаватель кафедры психологии этого института (1954— 1966), защитила в 1961 г. канд. дис: К вопросу о восприятии речи. Эта проблема получила дальнейшее развитие в докт. дис: Психология слушания и говорения (1974). С 1974 по 1990 г. зав. кафедрой психологии МГПИИЯ им. М. Тореза, с 1990 года — гл.н.с Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, зав. сектором Гуманизации образования. Научная деятельность 3. была связана с исследованием психологии речи, речевой деятельности, вербального общения, обучением родному и иностранному языку (Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке, 1978; 1985; Психология обучения неродному языку, 1989). Была последовательным разработчиком лично-стно-деятельностного подхода в обучении иностранным языкам не только в ву-3вском, но и в школьном обучении (Психологические основы обучения иностранным языкам в школе, 1991). С начала 1990-х гг. активно разрабатывает новое направление в образовании — теорию социальной работы в контексте общих проблем гуманизации образования, способствует становлению новой профессиональной деятельности в России — социальный работник. Проводит большую работу как чл. Научно-методического совета по методике обучения иностранным языкам (неродному языку и языкам межнационального сближения). Является вице-президентом национальной ассоциации социальных работников, ред. пяти коллективных монографий и серии из десяти сборников Социальная работа. Л.А. Карпенко
0.00 байт