Георгу Зиммелю (1858-1918), считающемуся одним из основоположников современной социологии, приписывают авторство термина «социология конфликта», а также и приоритет в обосновании ее основных положений. Основные положения своих теоретических представлений о конфликте он изложил в главе «Конфликт» книги «Социология: Исследование форм обобществления» [1].
Для Г. Зиммеля общество - бесчисленное множество взаимодействий, из которых наиболее важным является борьба. История культуры, по его мнению, может быть осмыслена как история конфликтов и примирений, сходств и различий между людьми и социальными группами. При этом большее практическое значение имеют различия.
Анализируя формы социальной реальности, Г. Зиммель обнаруживает, что они практически не существуют в чистом виде: каждый социальный феномен содержит разнообразные формальные элементы. Кооперация и конфликт, субординация и классификация, близость и дистанция - все это встречается как в супружеских отношениях, так и в бюрократических структурах. Более того, в ряде конкретных феноменов наличие разнообразных форм приводит к их интерференции друг с другом таким образом, что ни одна из них не может существовать в чистом виде. Не существует ни конфликта, ни кооперации в чистом виде.
Теория Г. Зиммеля содержит ряд принципов, обосновывающих причины, по которым конфликт ведет к интеграции общества.
1) Конфликт обостряет чувство групповых границ и содействует возникновению чувства групповой идентичности.
2) Конфликт приводит к централизации внутригрупповой структуры. Во время войны, например, власть правительства возрастает, так как люди испытывают большую потребность в субординации всех и вся в интересах общих усилий. Чем более серьезный конфликт угрожает извне малой группе, тем более группа становится сплоченной и стремится передать власть сильному лидеру.
3) Конфликт сопряжен с ситуацией, характеризующейся поиском врагов. Столкновение двух современных государств незамедлительно ставит перед обоими вопрос о необходимости привлечения других стран на свою сторону в качестве союзников. В примитивных родовых обществах состояние войны в этом отношении имело огромное значение. Так как эти группы были, как правило, географически изолированы друг от друга и экономически самодостаточны, поэтому только благодаря конфликтам они могли устанавливать связь со своими соседями - обычно это происходило через обмен браками.
Следовательно, конфликт разделяет враждующих на две группы, одновременно способствуя обеим разделенным сторонам в расширении сети социальных связей, и, таким образом, содействует достижению более высокой степени социальной организации по сравнению с той, какая существовала во времена мирные.
Для участвующей в конфликте группы важна, прежде всего, ее централизация. Поэтому консолидация вокруг единого центра и стремление к большей сплоченности являются наиболее очевидными следствиями вступления группы в конфликт. Г. Зиммель подчеркивает, что можно легко установить взаимосвязь между централизацией группы и ее установкой на борьбу. Чем более группа централизована, тем более она стремится к борьбе.
Г. Зиммель формулирует парадоксальный тезис о том, что определенные группы могут быть заинтересованы в существовании врага. Ведь если внешний конфликт является единственным условием сохранения единства любой отдельно взятой группы (наподобие племени, устанавливающего централизованное лидерство лишь во времена войны), то тогда окончательная победа и уничтожение врага будет означать также и разрушение своей собственной группы.
Обобществление (социация), в понимании Г. Зиммеля, всегда включает гармонию и конфликт, притяжение и отталкивание, любовь и ненависть. Человеческие отношения имеют амбивалентный характер. Индивиды, состоящие в интимных отношениях, скорее всего, питают друг к другу не только позитивные, но и негативные чувства: «Сексуальные отношения, например, пронизывают нас, также как и женщин, одновременно и любовью и уважением, или неуважением к любви и настаиванием на доминировании, или потребностью в зависимости... То, что наблюдатель или участник этих отношений разделяет на два перемешивающихся потока, в действительности существует как единое целое» [2].
Абсолютно гармоничной группы не существует. Такая группа не способна изменяться и развиваться. Обобществление всегда представляет собой результат взаимодействия конфликта и консенсуса; оба процесса играют позитивную роль, структурируя все взаимосвязи и придавая прочность их форме.
Только полный разрыв отношений расценивается абсолютно негативно. Конфликтное отношение, несмотря на то, что, возможно, воспринимается как неприятное одним или большим количеством участников, вплетает их в социальную ткань посредством вовлечения в затруднительное положение, чреватое диссенсусом.
Важно осознавать, что социальный конфликт с необходимостью предполагает наличие обратного действия, поэтому он в большей мере основывается на взаимодействии, а не на одностороннем навязывании.
Конфликт может служить отдушиной для выхода негативных установок и чувств, создавая предпосылки для возможности дальнейших отношений; а также может привести к усилению позиций одной или нескольких сторон, способствуя, таким образом, возрастанию чувства человеческого достоинства и самоуважения.
Так как конфликт может способствовать усилению существующих связей или установлению новых, то его можно рассматривать скорее в качестве созидательной, а не деструктивной силы.
Благополучное общество не лишено конфликтов - наоборот, оно целиком «сшито» из множества перекрещивающихся конфликтов между его составными частями.
Мир и вражда, конфликт и порядок являются парными понятиями. Было бы неправильно проводить различие между социологией порядка и беспорядка, моделью гармонии и конфликта. Все эти понятия обозначают не различные реальности, а лишь различающиеся формальные аспекты одной и той же реальности.
Г. Зиммель обнаруживал элементы единства даже там, где, как казалось, есть только противоположность этому единству, а именно в таких формах обобществления как споре, вражде, конкуренции и др.
Следовательно, ни спор, ни вражда, ни дружба и любовь, ни разделение труда, ни господство и подчинение и т. д. не исчерпывают собой социальной жизни, а составляют ее лишь во взаимосвязи и взаимодействии. Антагонизм и борьба, так или иначе, присутствует в социальных формах. Индивиды, говоря словами Зиммеля, соединяются, чтобы бороться, и борются, соблюдая обоюдно признанное господство норм и правил.
Исследования Г. Зиммеля по проблеме конфликта являются классическими. Они составили целое научное направление, ориентированное в первую очередь именно на анализ различного рода противоречий в общественной жизни. Другими словами, речь в данном случае идет о формировании относительно самостоятельной научной парадигмы «социология конфликта» и в более широком плане - конфликтологической парадигмы социального знания (см.)
Литература
1. Simmel G. Soziologie: Untersuchungen uber die Formen der Vergesellschaftung. Leipzig: Verlag von Duncker & Humblot, 1908.
2. Simmel. G. Conflict and the Web of Group Affiliations.-Y., The Free Press, 1956. P.22-23.
Зиммель Георг: функциональная модель конфликта
Зиммель Георг: функциональная модель конфликта
Источник: Словарь по конфликтологии. Справ. изд. -Красноярск. Сиб. федер. ун-т 2012.-234 с.