(р. 1930) -профессор психологии и директор Исследовательского Центра Психологии развития ребенка и Социальной Политики (Йельский ун-т, Нью-Хэвен, США), правительственный консультант по вопросам защиты прав ребенка и семьи (Министерство здоровья США). Образование получил в ун-те Миссури (Канзас, 1954 г.), докт. дис. защитил в ун-те Техаса (Остин, 1958 г.). С 1959 г. преподает в Йельском ун-те. 3. является одним из наиболее известных детских психологов США, принимающих активное участие в формировании официальной политики по вопросам общего и специального школьного образования. Он автор более 600 книг и статей, чл. правлений более 20 различных правительственных и общественных организаций, деятельность которых посвящена вопросам детского нормального и девиантного развития и общего и специального школьного образования. Профессиональная деятельность 3. в психологии и педагогике осуществляется в русле трех основных направлений. Прежде всего, его работы оказывают существенное влияние на теоретические представления об умственной отсталости и практическую политику специального образования для умственно отсталых детей (А developmental approach to adult psychopathology / with Glick, M./, N.Y., Wiley, 1986). 3. был одним из первых, кто предложил рассматривать умственно отсталого ребенка как целостного человека, соединяя усилия и знания медиков, психологов и педагогов и привлекая представления о законах нормального развития для понимания и стимулирования движущих сил развития умственно отсталых детей. Он был одним из вдохновителей и организаторов Йельского проекта организации сетей социальной поддержки для семей, воспитывающих умственно отсталых детей. Результаты этого проекта показали, что создание таких сетей не только оказывает развивающее и стимулирующее влияние на самих детей, но также несет в себе образовательный положительно-эмоциональный заряд для родителей и педагогов умственно отсталых детей (Understanding mental retardation / with Hoddap, R./, N.Y., Cambridge University Press, 1986). 3. также считаетсясти одним из создателей психологического направления, известного как психопатология развития (developmental psychopathology). Теоретические работы 3., связанные с сопоставлением законов нормального и девиантного развития, составили золотую библиотеку этого направления. Они позволили обогатить психологию нормальности и девиантности его работами по психологии и педагогике умственной отсталости. 3. является одним из основателей и идеологов движения Поддержка на Старте (Head Start), начавшегося в 60-е годы в рамках государственной программы Война с бедностью и продолжающегося до сих пор (Head Start: The inside story of Americaстиs most successful educational experiment /with , Muenchow, S./, N.Y., Basic Books, 1992). Задачей этого движения является разработка образовательных и социальных программ и создание сетей социальной поддержки для детей из наиболее обездоленных слоев американского общества. 3. — лауреат 50 различных государственных и общественных премий и наград, среди которых почетные звания Герой Образования и Инноватор Образования. Е.Л. Григоренко
ЗИГЛЕР Эдвард
ЗИГЛЕР (Zigler) Эдвард
Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005