ЖУМАБАЕВ МАГЖАН

Найдено 1 определение
ЖУМАБАЕВ МАГЖАН
1893-1938) Замечательный казахский писатель, поэт, публицист, один из основателей казахской литературы, педагог-просветитель. Магжан Бекенулы родился в 1893 г. в Северо-Казахстанской области в зажиточной семье. Его отец Бекен был бием, волостным управителем. Магжан – один из его 9-ых детей. С четырех лет он начинает изучать восточные языки (тюркский, арабский, персидский) и русский язык. В 1905 году поступил в медресе в Кызыл-Жаре (г. Петропавловск), затем в 1910 г. поступил в медресе Галия (Уфа), высшее мусульманское заведение. Учится у великого писателя Татарстана Ибрагимова. Именно в эти годы при наставничестве М. Дулатова и А. Байтурсынова он изучал русский язык, знакомился с русской и европейской культурой и образованием. Вопреки воле упрямого отца он поступил в 1913 г. в Омскую учительскую семинарию, лишившись материальной поддержки родителей, он испытал голод и холод. Несмотря на это, он заканчивает учебу. Первый этап творческого пути Магжана охватывает период (1910-по февраль 1917 гг.). После февральской революции он был введен в состав областного комитета партии «Алаш». В дальнейшем на втором этапе своего творческого пути (1917-1924 гг.) он занимался журналистикой, работал на ниве просвещения. В 1922 г. издал труд под названием «Педагогика». Был редактором газеты «Бостанды? туы», издававшейся в Омске, а с 1921 года в Петропавловске. В первой половине 20-х годов Магжан жил в Ташкенте, где он создал поэму «Батыр Баян», цикл стихов, статьи. В 1922-23 гг. вышли в свет два сборника стихотворений. Он принадлежит тому поколению поэтов - просветителей, которые первыми в регионе Средней Азии и Казахстана воссоединили два потока духовного развития народов Востока и Запада. В 1923-1927 гг. Магжан Жумабаев учился в Высшем литературно - художественном институте в Москве, где он основательно изучал и знакомился с целым радом деятелей русской и западно-европейской культуры. В 1929 г. по ложному обвинению его осудили на 10 лет лишения свободы, он отбывал наказание на Севере, затем в 1935 г., благодаря ходатайству М. Горького, был освобожден досрочно. Однако пребывание на свободе длилось не долго. Проработав учителем русского языка и литературы в средней школе, он по приглашению прибыл в Алматы, 30 декабря 1937 г. вновь был арестован. В ежовских застенках 19 марта 1938 г. Жумабаев был расстрелян. Время формирования его педагогических взглядов совпало с периодом коренной ломки в жизненном укладе и сознании казахов. Активно участвовал в общественно-политической жизни: работал над организацией казахских школ, занимался подготовкой учительских кадров, составлением учебников, учебных пособий, учебных планов и программ, методических рекомендаций. Научная и практическая педагогическая деятельность М. Жумабаева была вызвана необходимость научного определения принципов, содержания и направления образования, разработки теории и методики воспитания и обучения в Казахстане. В 1922 г. в Оренбурге им разработана первая теоретическая работа по педагогике на казахском языке – «Педагогика», положившая начало формированию национальной педагогической науки и являющейся единственным и уникальным педагогическим сочинением созвучным с запросами наших дней. Глубоко осознавая роль языка в обществе и считая изучение его одной из главных задач учебно - воспитательного процесса, Жумабаев, как педагог-практик, принимал непосредственное участие в разработке методики преподавания его в национальной школе. Развитием идей, положенных в основу «Педагогики», явилась вышедшая в 1923 г. «Родная речь в начальной школе». Основные положения педагогических воззрений М. Жумабаева: * Одним из оснований педагогического процесса он считает его психологическое обоснование. * Ведущими факторами, определяющими цели, задачи, содержание, принципы воспитания и обучения, являются идеи этнопедагогики, этнопсихологии: «Так как дети каждой нации будут жить и трудиться среди своего народа, воспитатель обязан воспитывать их в духе национальных традиций». * Факторы нравственного воспитания: семья и школа, личность воспитателя. * Идея интегрирования языка и литературы, определение в связи с этим средств, форм, принципов, этапов и последовательности обучения языку. «Основой национальной школы является родной язык. Каждая нация создает для себя свойственную ей школу. Поэтому национальный язык в казахской школе должен быть родным». «…Для улучшения преподавания родного языка в начальной школе необходимо: 1.Учить читать и писать. 2. Прививать орфографию. 3. Развивать устную и письменную речь. 4. Знакомить детей с удобными для их восприятия устными и письменными видами литературы. 5. Приучать к осмысленному чтению». «Педагогика» построена, по свидетельству автора, на материале лекций, прочитанных на краткосрочных учительских курсах, организатором и директором которых был он сам. Слушатели имели двухклассное образование. Значительное место в работе педагога занимают вопросы воспитания. Придавая большое значение физическому воспитанию подрастающего поколения, особенно до двухлетнего возраста, считал, что формирование гармонической, всесторонне развитой личности невозможно без прочного нравственного стержня. Цель нравственного воспитания педагог видит в выработке способности к нравственно – ориентированному мышлению и деятельности. Способность сделать правильный выбор, утверждает педагог, требует наличие нравственных принципов и твердых моральных убеждений, которые могут сформироваться у человека в процессе сознательного стремления к самосовершенствованию, закалки воли и характера, поисков своего идеала. Другим, не менее важным средством решения проблем нравственного воспитания казахский педагог считает эстетическое воспитание, призванное пробудить эстетическую потребность, и воспитать – художественный вкус, развить в ребенке способность и стремление к самовыражению в искусстве, в художественном творчестве. Будучи глубоко религиозным человеком, придавал большое значение воспитанию в ребенке религиозных чувств, считая эти чувства основой духовности, побуждающей к нравственному самосовершенствованию. Значительное место в работе занимают вопросы семейного воспитания. М. Жумабаев утверждает, что на ребенка больше влияют не слова, а действия близких ему людей и в связи с этим в воспитании детей большое значение имеет благополучная обстановка в семье, высокие моральные качества родителей. Он придавал большое значение роли педагога в учебно - воспитательном процессе школы. Жумабаев разработал основные требования к воспитателю: они заключаются в профессионализме, любви к детям, отличном владении языком и хорошей речью, уважении к личности ребенка. Особую роль в «Педагогике» отводит обучению подрастающего поколения на родном языке. Он как педагог-практик, принимает непосредственное участие в разработке вопросов преподавания родного языка в национальной школе, которые находят свое отражение в «Методическом руководстве к учебнику «Родной язык в начальной школе». В методическом пособии им выявлены и отобраны средства, формы, методы, определены этапа и последовательность обучения родному языку (обучение чтению и письму, правописание, развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса, знакомство с произведениями народного творчества). Говоря об этапах обучения чтению и письму, педагог определяет 4 источника познания мира, без которых, по его убеждению, невозможно формирование полноценного человека: природа, жизнь и быт людей, искусство, литература. Обобщив передовой опыт мировой и народной педагогики своего времени, внес немало собственных трактовок и идей, которые положили начало глубокой разработке наиболее практически значимых педагогических проблем. Первый мыслитель, рассматривавший педагогику в неразрывной связи с психологией. Психолого-педагогический трактат «Педагогика» - уникальное сочинение, которое представляет собой единственное и своеобразное отражение педагогических идей в отечественной педагогике. Определяя язык как важнейшее средство воспитания и обучения подрастающего поколения, внес определенный вклад в решение проблем родного языка. Он был одним из первых авторов научных трудов на родном языка, стоял у истоков создания национальной терминологии. Изучение и обобщение основных направлений педагогической деятельности, прогрессивных педагогических взглядов позволяют заключить, что казахский поэт и педагог, мыслитель нового времени и должен занять достойное место в ряду педагогов мирового уровня – Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого.

Источник: Психолого-педагогический словарь, фрагмент