Жизненный кризис

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Жизненный кризис
life crisis) - любое разрушительное событие, случившееся в жизни и большей частью вызывающее утрату существенно важных отношений и социального статуса человека, способное угрожать целостности Я и социальным отношениям, требующее персональной корректировки. Имеются в виду тяжелая утрата, развод, брак, болезнь, потеря и смена работы, нетрудоспособность, отставка, миграция, выселение. Такие события и их последствия являются важной сферой изучения для социологии здравоохранения и медицины, а также основным фактором для рассмотрения в плане лечебных рекомендаций и психотерапии.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Жизненные кризисы
Опираясь на представления Фрейда о психосексуальном развитии человека, Эриксон (Erikson, 1950) разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты этого развития. Оно рассматривается как процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения. По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности. Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором, наоборот, – недоверие к нему. Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом. Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины. Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей. Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификаций (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, которые он должен сделать. Неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее "распылению" или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах. Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл "работа – рождение детей – отдых", чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе. Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося главным образом в "интересе к следующему поколению и его воспитанию". Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений. Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.  

Источник: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по психологии. 2001

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
289.75 кб

Кризисы жизненного пути наркозависимых

Пергаменщик Леонид Абрамович, Статкевич Ирина Евгеньевна
Статья посвящена описанию результатов применения полуструктурированного интервью.
Читать PDF
144.48 кб

Жизненные кризисы у мужчин и их влияние на активность

Ласкин А. А., Рыков С. Л., Козлов Н. И., Подвойский В. П.
В данной статье представлены научный анализ и результаты экспериментального исследования особенностей по изучении профессиональных, служебных, а также физических, андрологических и социально-псхиологических установок для мужчин ра
Читать PDF
364.07 кб

Рождение недоношенного ребенка — жизненный кризис семьи

Белоусова Марина Владимировна, Уткузова Марина Анатольевна, Карпов Анатолий Михайлович
В статье рассматриваются объективные и субъективные трудности, с которыми семья сталкивается при рождении недоношенного ребенка. Анализируется роль членов семьи в формировании и разрешении возникающего кризиса.
Читать PDF
59.80 кб

Внутренний диалог как фактор преодоления жизненного кризиса

Розанова Людмила Владимировна
В статье исследуется внутренний диалог как фактор преодоления жизненного кризиса. Проводится анализ уровней внутреннего диалога в контексте взаимодействия сознания и бессознательного.
Читать PDF
54.82 кб

Духовный кризис как переход к субъектности на жизненном пути

Ляшук А. В.
Читать PDF
327.95 кб

«Новые бедные» ученые: жизненные стратегии в условиях кризиса

Петрова Лариса Евгеньевна
Читать PDF
4.52 мб

Кризис экономической науки как потеря ее жизненной значимости

Колпаков В. А.
Читать PDF
143.55 кб

Психологические барьеры личности в ситуации жизненного кризиса

Волков Александр Александрович, Исаакян Оксана Викторовна
Целью данной статьи является презентация роли различных психологических барьеров в возникновении кризисов личности.
Читать PDF
133.82 кб

Методы, используемые в разрешении кризисных (жизненных) ситуаций

Иванова Ольга Николаевна
Рассматриваются методы разрешения кризисных (критических ситуаций) при профессиональной ориентации.
Читать PDF
740.82 кб

Исследование биографической рефлексии в ситуации жизненного кризиса

Клементьева Марина Владимировна
Рассматриваются психологические особенности биографической рефлексии взрослых мужчин, переживающих жизненный кризис.
Читать PDF
2.12 мб

Гендерные различия переживания жизненного кризиса в пожилом возрасте

Гилева Нина Семеновна
Статья посвящена особенностям переживания жизненного кризиса у мужчин и женщин в пожилом возрасте, кризисном периоде, который связан с выходом на пенсию.
Читать PDF
195.09 кб

Деформации смысловой сферы подростков в кризисных жизненных ситуациях

Белова Е. В., Абакумова И. В.
Читать PDF
305.71 кб

КРЕАТИВНОСТЬ КАК "ЖИЗНЕННЫЙ МИР": К ВОПРОСУ О КРИЗИСЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

Казакова В.И.
Креативность рассматривается в данной статье как ключевая составляющая дискурса кризиса общественно-исторического развития, которая в то же время выявляет себя в качестве основания кризиса социальных наук.
Читать PDF
27.64 мб

Мировой экономический кризис и жизненные стратегии российского студенчества

Селезнёв И.А.
Статья посвящена жизненным стратегиям студентов России и Европейском Союзе в условиях мирового экономического кризиса. Анализируются последствия проводимой реформы образования и перспективы выпускников вузов.
Читать PDF
146.41 кб

Жизненные кризисы и их влияние на формирование девиантного поведения личности

Папкин А. И.
В статье изучены психологические проблемы влияния жизненных кризисов на формирования девиантного поведения личности.