Жизненные события

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Жизненные события
наиболее важные, значимые для личности жизненные ситуации, по С. Л. Рубинштейну, «поворотные пункты» жизненного пути и его единица анализа.

Источник: Психологические жизненные ориентации человека 2006 г.

Жизненные события
life events) – события, значительным образом изменяющие жизнь человека (школьное обучение, вступление в брак, приобретение профессии, серьезная болезнь, утрата важных ценностей, переход из одной возрастной категории в другую и т.п.). Исследований реакции детей на жизненные события немного. Однако три стрессовых события: а) смена местожительства; б) смена школы и в) семейные кризисы (развод, смерть одного из родителей) изучались неоднократно, но дали, правда, неоднозначные результаты. Установлено тем не менее, что дети легче переносят единичные стрессы или даже их последовательности, чем сочетанные стрессы. Обнаружено также, что с возрастом отрицательных эмоциональных реакций у детей становится больше, а положительные эмоциональные реакции, если судить по отчетам детей, связаны с жизненными событиями, отражающими взаимодействия с родителями и со сверстниками.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Жизненные события
События, подразумевающие важные перемены или переходные периоды в разных аспектах человеческой жизни. В классификацию включены такие события, как потеря супруга, развод, выход на пенсию и т. д. Из-за прямой связи со значительными переменами в жизненном укладе они часто называются «критическими событиями». Однако общая классификация не учитывает тонкостей индивидуального подхода. Для некоторых людей развод является значительным этапом жизненного пути, с крайне болезненными и длительными последствиями; другие гораздо болезненнее воспринимают смерть домашнего животного или несправедливое отношение начальства на работе. Следует заметить, что жизненными событиями могут быть и те события, которые не произошли — например, если человека не повысили по службе или он не поступил в институт. Психологи, поддерживающие модель «жизненных событий», рассматривают перемены, происходящие в зрелом и пожилом возрасте, как результат критических событий, которые мы переживаем, и наших попыток приспособиться к этим событиям. Так, например, изменения в зрелом возрасте считаются менее постепенными и продолжительными, чем предполагается в теории жизненного развития. В ранних моделях жизненные события рассматривались как источник патологии и стрессовых факторов в жизни человека. При проверке по «шкале социальной реадаптации» Холмса и Райха респонденты указывают наиболее важные события, которые они пережили за последние двенадцать месяцев. Каждое событие оценивается но степени его потенциального стресса для личности. В качестве основных ориентиров, бракосочетание оценивается в 50 баллов, а смерть супруга — по высшей отметке в 100 баллов. Даже Рождество включено в этот список как период потенциального стресса, который может привести к заметным материальным и личным неурядицам. Чем больше общий результат, тем выше вероятность того, что человек сталкивается с различными психологическими проблемами (самой распространенной реакцией обычно бывает депрессия). Согласно более современным взглядам на природу жизненных событий, они являются не просто отдельными процессами. Жизненные события действительно вызывают первоначальную реакцию потрясения и недоверия (как вы воспримете новость о том, что выиграли 20 миллионов в национальной лотерее?) Но затем человек получает возможность вступить в новый период жизни, накапливая позитивный и конструктивный опыт о своем переживании. Жизненное событие необходимо сделать составной частью бытия, не позволяя ему доминировать над повседневными делами. Вдова становится «одинокой женщиной», а инвалид — «частично нетрудоспособным человеком». Способность человека пережить такое событие и выработать конструктивное отношение к нему определяется его внутренними и внешними ресурсами. Они могут быть социальными (друзья и родственники, готовые прийти на помощь) и личными (здоровье, самоуважение, психологическая устойчивость).

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Жизненные события
life events) Исследователи уже давно стремятся разобраться в том, как человек и его окружение воздействуют друг на друга, и, в первую очередь, описать и объяснить возрастные особенности поведения и индивидуальные различия. Одна из таких попыток связана с изучением событий, изменяющих жизнь. Ж. с. указывает на действующие схемы жизни конкретного человека или на необходимость их существенного изменения. Эти события могут происходить в различных областях (семья, здоровье, работа) и могут быть связаны с возрастом (школа, вступление в брак, выход на пенсию), ходом истории (война и экономический спад) или превратностями судьбы отдельного человека (болезнь, развод). Большая часть публикаций, посвященных жизни подростков и взрослых, отражает социологическую традицию оценивания воздействия Ж. с. как смены осн. ролей, возрастных переходов, приобретения- и утраты статуса и т. д. Когда событие происходит со множеством людей одного возраста, вероятность его наступления высока, и это может стать основанием для выделения стадии антиципаторной социализации. Такие нормативные события классифицировались нек-рыми исследователями в зависимости от характера среды, как биологические, социальные или физические. Др. специалисты предпочитают использовать модель стресса при классиф. Ж. с. и говорить о соц., психол. и физиолог. реакциях на явления, несущие в себе вред, угрозу или вызов. Обычно людей просят ранжировать множество жизненных событий по степени вызываемого ими стресса или изменения поведения, а затем эти оценки анализируют с целью выявления синхронности, упорядоченности и образования кластеров событий. Нек-рые теоретики высказывали предположение о существовании базовой структуры взрослой жизни. Д. Дж. Левинсон предложил модель универсальной последовательности периодов и переходов в развитии человека, в рамках к-рых Ж. с. оказывают свое воздействие. Первоочередная задача человека в стабильные периоды - выстроить структуру жизни, сделав определенный выбор и направив свои усилия на достижение определенных целей. Главная задача на переходных периодах - покончить с существующей структурой жизни и приступить к созданию новой, переоценив принятые ранее решения и двигаясь в направлении достижения новых целей. По-видимому, между аффективной позитивностью (affective positivity) и контролем над событиями жизни может существовать связь. Когда события оцениваются позитивно, люди склонны полагать, что они контролировали эти события или влияли на их ход. Тж высказывалось предположение, что состояния, вызывающие положительные эмоции, могут увеличивать способность индивидуума адаптироваться к стрессу. К тому же, отсутствие негативно окрашенных событий коррелирует с приспособлением. Исслед. реакций детей на Ж. с. весьма немногочисленны, и потому мы до сих пор не располагаем сведениями о нормативных паттернах таких реакций. Однако, три стрессовых события в жизни детей - смена местожительства, смена школы и семейные кризисы, такие как развод или смерть одного из родителей, - все же стали предметом систематических исслед., дающих, правда, неоднозначные результаты. Было тж показано, что переживание детьми единичных стрессов или даже их последовательности имеет менее пагубные последствия, чем переживание сочетанных стрессов; кроме того, мальчики больше страдают от разлада в семье и от ее распада, чем девочки. Было обнаружено, что с возрастом отрицательных эмоциональных реакций становится больше, а положительные эмоциональные реакции, если судить по отчетам, связаны с Ж. с., отражающими взаимодействия с родителями и сверстниками. См. также Варианты карьеры, Развитие социального поведения людей Ф. Дойч

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

События жизненные
Исследователи уже давно пытаются понять, как человек и его окружение воздействуют друг на друга, и, в первую очередь, описать и объяснить возрастные особенности поведения и индивидуальные различия, в частности события, изменяющие жизнь. Жизненные события (life events) указывают на действующие схемы жизни конкретного человека или на необходимость их существенного изменения. Эти события могут происходить в различных областях (семья, здоровье, работа) и связаны с возрастом (школа, вступление в брак, выход на пенсию), ходом истории (война и экономический спад) или превратностями судьбы отдельного человека (болезнь, развод).
Жизненные события – смены основных ролей, возрастных переходов, приобретения – и утраты статуса и т. д.
Когда событие происходит со множеством людей одного возраста, вероятность его наступления высока, что может стать основанием для выделения стадии антиципаторной социализации. Такие нормативные события классифицировались некоторыми исследователями в зависимости от характера среды (как биологические, социальные или физические). Другие специалисты предпочитают использовать модель стресса при классификации жизненных событий и говорить о социальных, психологических и физиологических реакциях на явления, несущие в себе вред, угрозу или вызов. Обычно испытуемых просят ранжировать множество жизненных событий по степени вызываемого ими стресса или изменения поведения, а затем эти оценки анализируют с целью выявления синхронности, упорядоченности и образования кластеров событий.
Некоторые теоретики высказывали предположение о существовании базовой структуры взрослой жизни. Д. Дж. Левинсон предложил модель универсальной последовательности периодов и переходов в развитии человека, в рамках которых жизненные события оказывают свое воздействие. Первоочередная задача человека в стабильные периоды – выстроить структуру жизни, сделав определенный выбор и направив свои усилия на достижение определенных целей. Главная задача на переходных периодах – покончить с существующей структурой жизни и приступить к созданию новой, переоценив принятые ранее решения и двигаясь в направлении достижения новых целей.
Возможно, между аффективной позитивностью (affective positivity) и контролем над событиями жизни может существовать связь. Когда события оцениваются позитивно, люди склонны полагать, что они контролировали эти события или влияли на их ход. Также высказывалось предположение, что состояния, вызывающие положительные эмоции, могут увеличивать способность индивида адаптироваться к стрессу, кроме того, отсутствие негативно окрашенных событий коррелирует с приспособлением.
Поскольку исследование реакций детей на жизненные события весьма немногочисленны, мы до сих пор не располагаем сведениями о нормативных паттернах таких реакций. Однако три стрессовых события в жизни детей (смена местожительства, смена школы и семейные кризисы), а также развод или смерть одного из родителей все же стали предметом систематических исследований, дающих, правда, неоднозначные результаты. Было показано, что переживание детьми единичных стрессов или даже их последовательности обусловливает менее пагубные последствия, чем переживание сочетанных стрессов; кроме того, мальчики больше страдают от разлада в семье и от ее распада, чем девочки. Было обнаружено, что с возрастом отрицательных эмоциональных реакций становится больше, а положительные эмоциональные реакции, если судить по отчетам, связаны с жизненными событиями, отражающими взаимодействия с родителями и сверстниками (Корсини, Ауэрбах, 2002).
Для изучения жизненных событий используются биографические методы исследования личности: проективные методики исследования переживаний, связанных с наиболее значимыми сферами жизни. Методики позволяют выявить особенности восприятия значимых жизненных ситуаций, а именно – наиболее важных событий в жизни человека. Это особые ситуации, тесно связанные с личностью испытуемого. Называя значительные события своей жизни, человек преломляет их через свое Я. Таким образом, методики дают возможность изучить наиболее существенно связанные с личностью особенности психологической среды, по Р.Баркеру, или особенности восприятия ситуаций, по Д. Магнессону, или субъективные ситуации, по Р. Стеббинсу, в жизни человека. Термин в прямом переводе обозначает спасательную веревку, которую бросают матросы человеку за бортом.
Методика «Линия жизни» основана на обращении к событиям прожитой части жизни. Жизнь представляется в виде прямой линии, направленной из прошлого в будущее. Испытуемому предлагается нанести на линию конкретные события своего прошлого, затем ожидаемые (планируемые) события. Модификацией методики «Линия жизни» является каузометрия, предложенная А.Кроником и Е.Головахой, применяемая для изучения причинно-следственных отношений событий прошлого с актуальным настоящим или событиями более далекого прошлого. В основе каузометрии лежит допущение, что структура организации материала в автобиографической памяти определяется единственным принципом – причинностью, а принудительное установление причинноследственных связей между всеми случившимися событиями жизни есть универсальный механизм работы личности со своим прошлым.

Источник: Экологическая психология словарь-справочник 2012.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Временные и событийные нормы жизненного пути: Timing

Курышева Ольга Васильевна, Змиевская Анастасия Александровна
В статье представлен теоретический анализ временных и событийных норм жизненного пути в контексте зарубежного подхода, получившего название «тайминг».
Читать PDF

Нарративный подход к изучению важных жизненных событий

Зуев Денис Александрович
В статье представлен анализ нарративного подхода к изучению важных жизненных событий.
Читать PDF

Жизненное событие как социально-педагогический феномен

Девятерикова Елена Владимировна
В данной статье рассматривается понятие «жизненное событие» в рамках философской, психологической и педагогической наук, а также приведены классификации жизненных событий по различным основаниям.
Читать PDF

Событие как элемент субъективной картины жизненного пути

Ахмеров Рашад Анварович
В работе представлены результаты теоретического анализа понятия «событие» как элемента субъективной картины жизненного пути.
Читать PDF

Структура важного жизненного события как психологического феномена

Зуев Д. А.
Работа представляет собой теоретическое исследование понятия важного жизненного события как психологического феномена.
Читать PDF

Событийный жизненный проект как основа целостного жизненного проекта

Чуева Н. А.
Рассмотрены структура и содержание жизненного проектирования. Выделены три формы жизненного проекта: событийный проект, проект изменения личностных характеристик, экзистенциальный проект.
Читать PDF

Выраженность компонентов надежды в связи с оценкой жизненных событий

Мансурова Инна Сергеевна
Читать PDF

Темпоральное фазовое пространство жизненных событий больных психогенной астмой

Языков Константин Геннадьевич, Немеров Евгений Владимирович, Корнетов Александр Николаевич, Караваева Елена Вениаминовна, Прядухина Наталья Ивановна, Иванова Алла Алимамедовна, Лукашева Виктория Вячеславовна, Новикова Анастасия Сергеевна
Проведено исследование больных бронхиальной астмой (БА). Рассматривали формы БА: психогенно-индуцированную, сомато-психогенную, атопическую непсихогенную.
Читать PDF

Динамика удовлетворенности жизнью в результате фотовизуализации жизненных событий

Лакосина Н. В.
В статье отражены основные теоретико-методологические аспекты проведенного исследования, посвященного изучению динамики отношения личности к своей жизни в результате фотовизуализации жизненных событий.
Читать PDF

Личностные черты, жизненные события, типы и стратегии копинг-поведения подростков

Дружинина Юлия Александровна
В статье не только рассматриваются особенности совладающего поведения современных подростков, но и описаны черты личности и жизненные события подростков.
Читать PDF

Особенности событийной структуры жизненного пути студентов в условиях современности

Лебедева Екатерина Владимировна, Сурнина Ольга Ефимовна
Описаны особенности субъективного переживания времени как ключевой фактор самоопределения молодых людей в условиях конфликтующих реальностей.
Читать PDF

Особенности вербальных и визуальных конструктов жизненных событий: нарративный анализ

Лакосина Н. В.
Читать PDF

Последовательность жизненных событий у российских мужчин, служивших и не служивших в армии

Митрофанова Екатерина Сергеевна, Артамонова Алёна Вячеславовна
На данных двух репрезентативных для России обследований «Человек, семья, общество» (использовалось для основного анализа) и «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения» (использовалось для дескриптивного а
Читать PDF

Психологические трудности общения и оценка жизненных событий детей мигрантов и не-мигрантов

Гейденрих Лариса Александровна
Читать PDF

Психологическое исследование структуры субъективных репрезентаций важного жизненного события

Зуев Денис Александрович
Работа представляет результаты эмпирического исследования структуры субъективных репрезентаций важного жизненного события. Дается характеристика субъективных репрезентаций и методологии их исследования.

Похожие термины: