Жизненные события это что такое Жизненные события: определение — Психология.НЭС
ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ Жизненные сценарии в судьбе человека

Жизненные события

Найдено 3 определения термина Жизненные события

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Жизненные события

life events) Исследователи уже давно стремятся разобраться в том, как человек и его окружение воздействуют друг на друга, и, в первую очередь, описать и объяснить возрастные особенности поведения и индивидуальные различия. Одна из таких попыток связана с изучением событий, изменяющих жизнь. Ж. с. указывает на действующие схемы жизни конкретного человека или на необходимость их существенного изменения. Эти события могут происходить в различных областях (семья, здоровье, работа) и могут быть связаны с возрастом (школа, вступление в брак, выход на пенсию), ходом истории (война и экономический спад) или превратностями судьбы отдельного человека (болезнь, развод). Большая часть публикаций, посвященных жизни подростков и взрослых, отражает социологическую традицию оценивания воздействия Ж. с. как смены осн. ролей, возрастных переходов, приобретения- и утраты статуса и т. д. Когда событие происходит со множеством людей одного возраста, вероятность его наступления высока, и это может стать основанием для выделения стадии антиципаторной социализации. Такие нормативные события классифицировались нек-рыми исследователями в зависимости от характера среды, как биологические, социальные или физические. Др. специалисты предпочитают использовать модель стресса при классиф. Ж. с. и говорить о соц., психол. и физиолог. реакциях на явления, несущие в себе вред, угрозу или вызов. Обычно людей просят ранжировать множество жизненных событий по степени вызываемого ими стресса или изменения поведения, а затем эти оценки анализируют с целью выявления синхронности, упорядоченности и образования кластеров событий. Нек-рые теоретики высказывали предположение о существовании базовой структуры взрослой жизни. Д. Дж. Левинсон предложил модель универсальной последовательности периодов и переходов в развитии человека, в рамках к-рых Ж. с. оказывают свое воздействие. Первоочередная задача человека в стабильные периоды - выстроить структуру жизни, сделав определенный выбор и направив свои усилия на достижение определенных целей. Главная задача на переходных периодах - покончить с существующей структурой жизни и приступить к созданию новой, переоценив принятые ранее решения и двигаясь в направлении достижения новых целей. По-видимому, между аффективной позитивностью (affective positivity) и контролем над событиями жизни может существовать связь. Когда события оцениваются позитивно, люди склонны полагать, что они контролировали эти события или влияли на их ход. Тж высказывалось предположение, что состояния, вызывающие положительные эмоции, могут увеличивать способность индивидуума адаптироваться к стрессу. К тому же, отсутствие негативно окрашенных событий коррелирует с приспособлением. Исслед. реакций детей на Ж. с. весьма немногочисленны, и потому мы до сих пор не располагаем сведениями о нормативных паттернах таких реакций. Однако, три стрессовых события в жизни детей - смена местожительства, смена школы и семейные кризисы, такие как развод или смерть одного из родителей, - все же стали предметом систематических исслед., дающих, правда, неоднозначные результаты. Было тж показано, что переживание детьми единичных стрессов или даже их последовательности имеет менее пагубные последствия, чем переживание сочетанных стрессов; кроме того, мальчики больше страдают от разлада в семье и от ее распада, чем девочки. Было обнаружено, что с возрастом отрицательных эмоциональных реакций становится больше, а положительные эмоциональные реакции, если судить по отчетам, связаны с Ж. с., отражающими взаимодействия с родителями и сверстниками. См. также Варианты карьеры, Развитие социального поведения людей Ф. Дойч
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Жизненные события

События, подразумевающие важные перемены или переходные периоды в разных аспектах человеческой жизни. В классификацию включены такие события, как потеря супруга, развод, выход на пенсию и т. д. Из-за прямой связи со значительными переменами в жизненном укладе они часто называются «критическими событиями». Однако общая классификация не учитывает тонкостей индивидуального подхода. Для некоторых людей развод является значительным этапом жизненного пути, с крайне болезненными и длительными последствиями; другие гораздо болезненнее воспринимают смерть домашнего животного или несправедливое отношение начальства на работе. Следует заметить, что жизненными событиями могут быть и те события, которые не произошли — например, если человека не повысили по службе или он не поступил в институт. Психологи, поддерживающие модель «жизненных событий», рассматривают перемены, происходящие в зрелом и пожилом возрасте, как результат критических событий, которые мы переживаем, и наших попыток приспособиться к этим событиям. Так, например, изменения в зрелом возрасте считаются менее постепенными и продолжительными, чем предполагается в теории жизненного развития. В ранних моделях жизненные события рассматривались как источник патологии и стрессовых факторов в жизни человека. При проверке по «шкале социальной реадаптации» Холмса и Райха респонденты указывают наиболее важные события, которые они пережили за последние двенадцать месяцев. Каждое событие оценивается но степени его потенциального стресса для личности. В качестве основных ориентиров, бракосочетание оценивается в 50 баллов, а смерть супруга — по высшей отметке в 100 баллов. Даже Рождество включено в этот список как период потенциального стресса, который может привести к заметным материальным и личным неурядицам. Чем больше общий результат, тем выше вероятность того, что человек сталкивается с различными психологическими проблемами (самой распространенной реакцией обычно бывает депрессия). Согласно более современным взглядам на природу жизненных событий, они являются не просто отдельными процессами. Жизненные события действительно вызывают первоначальную реакцию потрясения и недоверия (как вы воспримете новость о том, что выиграли 20 миллионов в национальной лотерее?) Но затем человек получает возможность вступить в новый период жизни, накапливая позитивный и конструктивный опыт о своем переживании. Жизненное событие необходимо сделать составной частью бытия, не позволяя ему доминировать над повседневными делами. Вдова становится «одинокой женщиной», а инвалид — «частично нетрудоспособным человеком». Способность человека пережить такое событие и выработать конструктивное отношение к нему определяется его внутренними и внешними ресурсами. Они могут быть социальными (друзья и родственники, готовые прийти на помощь) и личными (здоровье, самоуважение, психологическая устойчивость).

Источник: Психология от А до Я: Словарь-справочник

Жизненные события

life events) – события, значительным образом изменяющие жизнь человека (школьное обучение, вступление в брак, приобретение профессии, серьезная болезнь, утрата важных ценностей, переход из одной возрастной категории в другую и т.п.). Исследований реакции детей на жизненные события немного. Однако три стрессовых события: а) смена местожительства; б) смена школы и в) семейные кризисы (развод, смерть одного из родителей) изучались неоднократно, но дали, правда, неоднозначные результаты. Установлено тем не менее, что дети легче переносят единичные стрессы или даже их последовательности, чем сочетанные стрессы. Обнаружено также, что с возрастом отрицательных эмоциональных реакций у детей становится больше, а положительные эмоциональные реакции, если судить по отчетам детей, связаны с жизненными событиями, отражающими взаимодействия с родителями и со сверстниками.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме Жизненные события — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Жизненные события в автобиографическом дискурсе

Лебедева Людмила Владимировна, Слободенюк Анастасия Федоровна
Статья посвящена результатам исследования жизненных событий в автобиографическом дискурсе, которое выполнено в рамках современной дискурсивной психологии, в гуманистической, личностно-ориентированной субъектной парадигме и имеет междисциплинарный характер. В фокусе автобиографии четырех поколений социологов нашей страны, в той или иной степени причастных к становлению науки и практики на протяжении ХХ века. Тексты биографических интервью собраны Б.З. Докторовым в рамках проекта «Беседы с социологами четырех поколений». Обоснованы актуальность тематики и необходимость разработки инструмента формализации анализа больших текстовых массивов, который позволяет сопоставлять результаты анализа и получать емкую картину глубины авторской рефлексии, определять типы событий, их место и роль в жизненном и профессиональном опыте. Описаны результаты контекстного контент-анализа события в автобиографическом дискурсе. Показано, что в автобиографическом дискурсе встречаются значимые события, связанные с социокультурной динамикой, внешней по отношению к индивидуальной истории автора, повлиявшие на его последующую жизнь и связанные с индивидуальной историей автора.
Скачать PDF

Возрастная динамика показателей отношения к жизни в результате фотовизуализации жизненных событий

Лакосина Нелли Владимировна
В статье излагаются результаты экспериментального исследования возрастной динамики отношения к жизни в связи с прохождением участниками процедуры фотовизуализации жизни. Описываются особенности метода фотовизуализации, включающего нарративное интервью и социальнопсихологический тренинг с элементами анализа и интерпретации фотографий важных жизненных событий. Выборка исследования составила 164 человека: 86 человек в возрасте от 20 до 25 лет, 78 человек в возрасте 24-44 лет.
Скачать PDF

Нарративный подход к изучению важных жизненных событий

Зуев Денис Александрович
В статье представлен анализ нарративного подхода к изучению важных жизненных событий. Нарратив как субъективное репрезентирование личного опыта является темой исследования многих наук: философии, истории, культурологи, психологии и других. Основной единицей нарративного анализа является событие. Понятие важного жизненного события представляет собой интегрирующий феномен интрапсихического и социального.
Скачать PDF

Влияние значимых жизненных событий взаимодействия с другими на возникновение кризиса системы отношен

Альперович Валерия Дмитриевна
В данной статье рассматривается такой феномен, как «кризис системы отношений». Выделены значимые жизненные события и ситуации взаимодействия, обусловливающие различные уровни рассогласования модальностей отношений к себе, Другим, ожидаемых отношений.
Скачать PDF

Психологические трудности общения и оценка жизненных событий детей мигрантов и не-мигрантов

Гейденрих Лариса Александровна
Скачать PDF

Личностные детерминанты оценки тяжести трудных жизненных событий и выбора стратегий совладания

Анненкова Елена Александровна
Статья посвящена анализу влияния жизнестойкости, локуса контроля и особенностей саморегуляции юношей и девушек на оценку ими трудных жизненных событий и выбор способов совладания с ними.
Скачать PDF

Выраженность компонентов надежды в связи с оценкой жизненных событий

Мансурова Инна Сергеевна
Скачать PDF

Рейтинг жизненных ценностей и событийная наполненность жизни современных подростков и юношества

Карташова Алина Валерьевна, Слугина Людмила Борисовна
В статье рассматриваются особенности жизненных ценностей подростков и юношества, степень значимости различных потребностей и сфер жизни в соотношении с конкретным событийным наполнением реальной жизни представителей двух этих возрастных групп. На основе анализа данных эмпирического исследования делается вывод о сходстве и различии в восприятии и понимании жизненных ценностей, а также в степени и формах их воплощения в рамках каждодневных событий в подростковом и юношеском возрастах.The article considers the specifics of life values among teenagers and adolescents. Particularly, the authors study the connection between the life value priorities and the daily event frequency of the two age groups. An empirical study has revealed both similarities and distinctions in teenagers' and adolescents' values perception and understanding. The study also analyzes the forms of the values realization in everyday lives of the two age groups.
Скачать PDF

Анализ переживания переломных и повседневных жизненных событий в контексте межличностных отношений

Протасенко Людмила Юрьевна
Впервые анализируются особенности переживания переломных и повседневных жизненных ситуаций в социальном атоме как модели межличностных отношений. Выделены стадии переживания переломных жизненных событий. Показана их взаимосвязь с содержанием и особенностями переживания повседневных жизненных ситуаций.For the first time the present paper analyses the features of experience of turning points of life and everyday life events in the social atom as a model of interpersonal relations. Marked the turning stages of experiences of turning point life events. The relationship of turning point events and the content and features of the everyday life situations is shown.
Скачать PDF

Рождение ребенка-инвалида как событие инициирующее трансформацию субъективной картины жизни матери

Ральникова Ирина Александровна, Шмакова Светлана Сергеевна
В статье отражены результаты научного исследования субъективной картины жизненного пути матерей, воспитывающих детей-инвалидов в контексте их личностной направленности. Показано, что, когда женщина наделяет событие «рождение ребенка-инвалида» психотравмирующим смыслом, происходят трансформации в ведущих динамических тенденциях личности и как следствие изменения представлений о собственном жизненном пути, неотъемлемым сопровождением развертывания которого является ребенок и его болезнь. The article presents the research results of mothers' subjective life-course view, who bring up disabled children in the context of their personal orientation. It has been shown that when a woman attributes psycho-traumatic sense to "disabled baby birth" event, leading personal dynamic trends of personality are transformed. As a result, woman's own life-course view changes. The baby and his/her disease becomes an essential part of this view development.
Скачать PDF

Тактические приемы допроса очевидцев экстремальных событий

Рязанова Н.В.
Скачать PDF

Смысловые характеристики психологических механизмов переживания травматического события работниками

Полетаева Анна Вадимовна, Серый Андрей Викторович, Хакимова Нурия Равильевна
В статье обсуждается вопрос о переживании травматического события работниками угледобывающего предприятия. Выделены структурные и функциональные характеристики смысловой составляющей переживания. Показана роль актуального смыслового состояния в переживании травматического опыта, описаны психологические механизмы переживания.
Скачать PDF