ЖИЗНЕННО-ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПУТЬ
ЖИЗНЕННО-ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПУТЬ
это понятие необходимо рассм. как прогресс эволюции социо-индивидуального развития субъекта от его рождения до самой смерти; оно часто дескриптируется-герменевтизируется, как некий синоним терминов-понятий а) время были и б) бытийственно-онтологические этапы, цикл этапов; понятие а) эксплицируется как временно-онтологические отрезки-интервалы между рождением индивида и его смертью, иссл. продолжительность его бытия, формы экзистенции, соотносительно с нравственно-психическими особенностями самого субъекта; понятие б) дефиницируется в контексте инвариантных моделей онтологическо-психической эволюции субъекта; сами же фазы-этапы могут быть: биологическо-психологическими — этапы рождения, эволюции, роста, созревания, зрелости, старения, смерти; социопсихологическими — инструментальное усвоение чего-нибудь, ментальное усвоение, выполнение определенных профессиональных действий, инструментализация семейно-бытовых и социо-этических ролей; а также диффузными-биосоциопсихологическо-этическими, например, трансформация цикла переходных-возрастных этапов, зрелость и ее социо-онтологическо-этические феномены, старение и его биосоциологические-биопсихологические закономерности-детерминанты; многие иссл. изучают проблемы, связанные с циклами семейной жизни-онтологии, например, вступление в брак — рождение детей — эволюция или деструкция семейных отношений — специфика семьи с одним ребенком — специфика семьи с несколькими детьми — особенности семейного бытия с детьми разного возраста—семья, в кот. есть взрослые дети — семья из кот. ушли взрослые дета и т.п.; само же понятие б) в своей контекстуальной схеме предполагает циклическую завершенность процесса, сама же последовательность стадий несколько грубовато детерминируется-каноноизируется, а субстанциональные этапы человеческой эволюции не берутся в расчет, как и широкое взаимодействие индивида—в мультиаспектной таксономизации — с другими социосубъектами и социоинститутами, социоучреждениями, тогда, как Ж.о.п. — есть более полимерное-полиабрисное понятие, кот. предполагает конкретизацию многих самостоятельных тенденций-единиц-программ-направлений-потенций в самой эволюции индивида: ученые биологи и психофизиологии в своих раб. эксплицируют субстантивное значение критическо-сензитивных периодов-циклов, когда сам организм индивида отличается сублимационной сензитивностью-восприимчивостью к тем или иным экстеро-и интрофакторам, кот. оказывают воздействие на психику и психоментальные конститутивы-образования-индексы индивида; стор. социологического направления указывают на субстанциональные факторы социоциклов-социопереходов, на ракурсно-поворотные станции-позиции развития субъекта, кои должны, как считают они сопутствовать спецтрадиции-спецритуалам, кардинально трансформирующим социоположение, социостатус, активно-деятельностную модель поведения индивида, например, этапы-циклы; ребенок идет в школу — входит в цикл подросткового возраста—совершеннолетие — этико-онтологические ориентации и выбор профессии — вступление в брак — семейная онтология вдвоем, втроем и т.д.; все эти периоды, как дескриптируют стор. социол. направления, как максима, сопровождаются аномально-психической трансформацией личности, а для дескрипции анализа этих процессов и необходимо использовать формоособое-специфическое понятие нормативно-возрастных-онтологическо-экзистенциальных кризисов, кои должны признаваться нормативно-статистическими и приемлемо- видовыми - категориальными для данного возраста - стадии - цикла Ж. о. п.; Ж.о.п. индивида, как и, скажем, культурно -историческо-эволюционные этапы-циклы человечества, представляют собой продукт конвергенции мультииндивидуально неповторимых традиций, характеров, ситуаций, обстоятельств, ритуалов, интерличностных коммуникаций-контактов, кот. необходимо дискурсдескриптировать в понятиях-посылках дифференциальных структур-функций, дифференциальных детализациях-когеренциях-популяциях-интеграциях, а для этого и необходимо знание тех аномально-критических фаз-циклов и относительно-нормативных онтологических катаклизмов-кризисов, кои для анализа различных полимофидикаций-полиструктур и имеют кардинальное праксиологическое значение; так, например, онтологическо-житейские ситуации, имеющие непосредственное значение для психолога-биографа-философа-социолога, должны рассматриваться в ракурсе субъективно-онтологических и объективно-социальных закономерностей, смыслов, гностизация-декодировакие кот. и требует от исследователя специальных онтологическо-психологических, философско-логических, социологическо-этических модусов познания, ассертивно-интеллектуального гностицирования объекта познания или субъекта познания; лучше всего Ж.о.п. рассматривать в контексте-модели: а) с хронологическо-возрастными особенностями субъекта, его психологическо-онтологическими индексами в моменты совершения им тех или иных действий, поступков, влияющих на обстоятельства, карму, ситуации; б) в импликации-связке с культурно-историческими феноменами эпохи и теми или иным генеральными датами, влияющими на его личностно-онтологические ориентации; в) в связи с его принадлежностью, согласно индивидуального социостатуса, к той или иной группе, минигруппе, бомонду, богеме, альянсу; г) исследовать-рассматривать факторы Ж.о.п. в корреляте с коммуникативно-контактными феномена-ми, как особыми формами воздействия одного индивида на другого.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.